§ 3. ЦИТОЛОГИЯ — НАУКА О КЛЕТКЕ (Пасечник)

Биология 9 класс. Конспекты по учебнику.
§ 3. ЦИТОЛОГИЯ — НАУКА О КЛЕТКЕ. Электронная версия.
Цитаты использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку конспектов

§ 3. ЦИТОЛОГИЯ — НАУКА О КЛЕТКЕ

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки.

Объектом изучения цитологии как науки является клетка — элементарная единица живого, обладающая всеми его признаками. Она способна размножаться, расти, обмениваться веществами и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде, и т. д. Все эти проявления жизнедеятельности и составляют предмет цитологических исследований, задачами которых являются познание сущности, раскрытие механизмов протекания и регуляции процессов, происходящих в клетках. Решение этих задач невозможно без всестороннего изучения особенностей строения клеток у различных организмов.

Для изучения строения и жизнедеятельности клеток применяют самые разнообразные методы. Исторически первым методом стала световая микроскопия. Световые микроскопы широко применяют и в настоящее время, однако с их помощью невозможно изучать объекты, размер которых меньше длины световой волны (400—800 нм). Это связано с тем, что световая волна не может быть отражена очень маленьким предметом, поскольку огибает его. Поэтому у физиков возникла идея использовать вместо луча света пучок электронов, которые способны отражаться от мельчайших объектов. Так, в начале 30-х гг. XX в. был создан электронный микроскоп (рис. 2), давший возможность увидеть составные части клеток размером всего 1 нм.

Если требуется проследить за каким-либо химическим соединением в клетке, то можно, применив метод радиографии, заменить один из атомов в его молекуле на радиоактивный изотоп. Тогда молекула изучаемого соединения будет иметь радиоактивную метку, по которой её можно обнаружить с помощью счётчика радиоактивных частиц или благодаря её способности засвечивать фотоплёнку. Чаще всего в качестве радиоактивной метки используют изотопы водорода (3Н), углерода (14С) и фосфора (32Р).

Для выделения и изучения отдельных органоидов клетки используют метод ультрацентрифугирования: разрушенные клетки помещают в пробирки и вращают с очень большой скоростью в особых приборах — центрифугах (рис. 3). В распоряжении учёных в настоящее время также имеется целый ряд химических и физических методов, позволяющих выделять и исследовать различные виды молекул, входящих в состав клетки.

Значение цитологических исследований.

Как вы уже знаете, все живые организмы — бактерии, грибы, растения, животные — состоят из клеток. Поэтому проведение цитологических исследований очень важно. Кроме того, любая болезнь (растений или человека) всегда возникает из-за нарушения работы и строения клеток. Чтобы победить болезнь, надо хорошо понимать, что происходит в клетке, и научиться лечить её. Необходимы знания по цитологии для создания новых пород животных и сортов растений, а также для получения нужных человеку веществ методами генной и клеточной инженерии.

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:

  • 1) Что изучает цитология как наука? Каковы её предмет и задачи?
  • 2) Какие методы исследования цитологии вы знаете?
  • 3) В чём заключается отличие светового микроскопа от электронного?
  • 4) Для чего применяют метод радиографии?
  • 5) Каково значение цитологических исследований для развития биологических наук, медицины, сельского хозяйства?

ПОДУМАЙТЕ! Можно ли с помощью электронного микроскопа увидеть бактериальную клетку диаметром 20 мкм?

 


Вы смотрели: Биология 9 класс. Конспекты по учебнику.
§ 3. ЦИТОЛОГИЯ — НАУКА О КЛЕТКЕ. Электронная версия.
Цитаты использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е вернуться к списку конспектов

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней