§ 4. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (Пасечник)

Биология 9 класс. Конспекты по учебнику. § 4. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов

§ 4. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ

Клетка как структурная и функциональная единица живого.

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) или многоклеточными.

Клетка обладает всеми признаками живого организма, при этом она должна поддерживать свою форму, получать извне вещества для пластического и энергетического обмена, синтезировать органические вещества. Кроме того, любая клетка многоклеточного организма обязательно выполняет какие-то функции, необходимые для нормальной жизни всего многоклеточного организма. Строение клетки зависит от тех функций, которые она выполняет.

 

Основные компоненты клетки.

Обязательными компонентами живой клетки являются плазматическая мембрана, цитоплазма и генетический аппарат, отвечающий за реализацию в клетке наследственной информации. Остальные клеточные компоненты различаются у разных групп организмов. Выявленные закономерности в строении и жизнедеятельности клеток различных организмов позволили сформулировать основные положения важнейшего биологического обобщения — клеточной теории.

 

Основные положения современной клеточной теории.

В настоящее время основные положения клеточной теории формулируются так:

  • Клетка является универсальной структурной и функциональной единицей живого.
  • Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.
  • Клетки образуются только при делении исходных клеток.
  • Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована, и организм представляет собой целостную систему.
  • Именно благодаря деятельности клеток в многоклеточных организмах осуществляется обмен веществ и энергии, рост и размножение.

 

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Основоположниками клеточной теории по праву считают немецких учёных Т. Шванна и М. Шлейдена.

В 1838 г. вышла книга немецкого ботаника М. Шлейдена «Материалы к филогенезу», в которой он высказал идею о том, что клетка является основной структурной единицей растений, и поставил вопрос о возникновении новых клеток в организме.

Основываясь на работах М. Шлейдена, немецкий физиолог Т. Шванн всего через год опубликовал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». В книге была изложена первая версия клеточной теории. Основные пункты этой теории были такими: все живые существа состоят из клеток; все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности; каждая клетка самостоятельна; деятельность организма является суммой процессов жизнедеятельности составляющих его клеток.

 

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:

  • 1) Какие свойства объединяют все клетки организмов?
  • 2) Каковы основные компоненты любой клетки?
  • 3) Каковы основные положения современной клеточной теории?
  • 4) Какое значение имела клеточная теория для развития биологии?
  1. Охарактеризуйте основные этапы истории открытия и изучения клетки.
  2. Сравните положения клеточной теории, сформулированные М. Шлейденом и Т. Шванном, с современными. Как повлияло развитие биологии на формулировку клеточной теории?

ПОДУМАЙТЕ! Что сдерживало развитие клеточной теории с момента начала изучения клетки?

 


Вы смотрели: Биология 9 класс. Конспекты по учебнику.
§ 4. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (Пасечник). Электронная версия.
Цитаты использованы в учебных целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней