Русский язык. Учебник / Чердаков и др. 2019 (СФЕРЫ). Глава 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПИСЬМО. Параграф 3. Фонетические средства выразительности речи. (Электронная версия)
О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника
3. Фонетические средства выразительности речи
3. Фонетические средства выразительности речи
ВЫ УЗНАЕТЕ: Об исторических корнях поэтических приёмов. б особенностях таких средств фонетической выразительности, как звуковой символизм, парономазия и др.
ВСПОМНИТЕ: Что такое фонетические средства выразительности. Особенности таких поэтических приёмов, как аллитерация, ассонанс, рифма и др.
Фонетические средства языка, передающие образный смысл и эмоциональные оттенки высказывания, становятся в речи весьма эффективным средством передачи информации, а также средством воздействия на восприятие речевого сообщения.
Основные фонетические средства выразительности речи — это звукоподражание, различные звуковые повторы (например аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, анаграмма), благозвучие или неблагозвучие, звуковой символизм, произносительная деформация слова, парономазия (поэтическая этимология), ритм и рифма. Определение этих понятий можно найти в любом литературоведческом словаре, например, в «Словаре литературоведческих терминов» С. П. Белокуровой, «Поэтической речи» Б. П. Иванюка, «Энциклопедическом словаре юного литературоведа», а также в Интернете.
Давайте подумаем, почему любое из перечисленных звуковых средств так воздействует на слушателя.
Ещё в доисторический период своего существования человек обратил внимание на то, что упорядоченные особым образом звуки обладают огромной силой воздействия на всё живое. Заклинания и заговоры древнейшего происхождения часто строятся на, казалось бы, бессмысленном повторении звуков, но наши первобытные предки (да и предки, жившие сравнительно недавно) верили в их силу. Появившаяся уже в историческую эпоху поэзия, построенная на ритмических повторах, почиталась как чудо. Считалось, что поэт черпает вдохновение из божественного источника. Один из крупнейших филологов второй половины XX века Сергей Сергеевич Аверинцев указывал, что поучения основателей буддизма и христианства (то есть самих Гаутамы Будды и Иисуса Христа) полны рифм и каламбуров.
Ряд приёмов, усиливающих выразительность речи, можно использовать и в поэзии, и в прозе, в том числе — прозе нехудожественной (например, воздействие анафоры в речи оратора может быть очень мощным). Однако парономазия годится только для стихотворной речи, лишь в ней кажется убедительной. В строках из стихотворения Иннокентия Фёдоровича Анненского «Смычок и струны» (И было мукою для них, Что людям музыкой казалось) слова мука и музыка оказываются родственными по значению только из-за совпадения звуков.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Назовите известные вам средства фонетической выразительности. Определите, в чём состоит особенность каждого из названных средств.
- Найдите в любых доступных вам источниках информацию о том, как использовали средства фонетической выразительности (в таких жанрах, как заговоры и заклинания) в глубокой древности.
- Почему древние люди считали, что поэт не сочиняет сам, а повторяет то, что ему продиктовало божество? Каков смысл слова вдохновение?
- Улучшению каких качеств речи (богатство, выразительность, краткость (лаконичность), правильность, точность, уместность, чистота, эмоциональность, ясность) способствует умение использовать фонетические средства выразительности?
О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника
Русский язык. Учебник / Чердаков и др. 2019 (СФЕРЫ). Глава 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПИСЬМО. Параграф 3. Фонетические средства выразительности речи. Электронная версия.