4. Звуковой символизм (Чердаков)

Русский язык. Учебник / Чердаков и др. 2019 (СФЕРЫ). Глава 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПИСЬМО. Параграф 4. Звуковой символизм. (Электронная версия)

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника

4. Звуковой символизм

 

OCR-версия параграфа (только текст)

4. Звуковой символизм

ВЫ УЗНАЕТЕ: Какую роль в речи играют благозвучие и неблагозвучие. Какие звукосочетания считаются благозвучными в русском языке.

ВСПОМНИТЕ: Фонетические средства выразительности речи.


Учёные считают, что звуки сами по себе не имеют никакого значения; значение возникает на уровне морфем. Однако сочетания звуков могут производить на слушателя (читателя) определённое впечатление.

Благозвучие — качество речи, предполагающее гармоничную фонетическую организацию высказывания, отсутствие трудностей произнесения, неприятных для слуха звукосочетаний, нежелательных ассоциаций, случайных двусмысленностей.

Русская речь наиболее гармонична, когда в ней соблюдается удобная для произнесения последовательность согласных и гласных звуков, содержится больше открытых слогов, чем закрытых, преобладает средняя длина слова, ударения в потоке речи распределяются достаточно равномерно.

Чаще всего благозвучие нарушается в следующих случаях:

— при чрезмерном скоплении согласных или гласных звуков: Среди языковых средств встречаются…; Эти лекции и интересны, и информативны;

— при слишком заметных звуковых повторах: Дали ли Лиле лекарство? Имя имиджмейкера;

— при совпадении какого-либо фрагмента текста со словом, которого автор не имел в виду: Он всегда думал об Ане (звучит о бане); И шаг твой землю тяготил (звучит ишак).

Неблагозвучие часто встречается в аббревиатурах — как при появлении труднопроизносимых сочетаний (ММКВЯ — Московская международная книжная выставка-ярмарка), так и при возникновении нежелательных ассоциаций {МРОТ — минимальный размер оплаты труда).

Эффектами благозвучия и неблагозвучия часто пользуются поэты. Для создания спокойного, умиротворяющего настроения автор подбирает звуки, которые не раздражают ухо, например сонорные согласные. Г. Р. Державин в оде «Видение мурзы» так создаёт звуковую картину лунной ночи: На тёмно-голубом эфире / Златая плавала луна… К такому же приёму прибегает в элегии «Вечер» В. А. Жуковский: Чуть слышно над ручьём колышется тростник; / Глас петела вдали уснувши будит сёлы… В. В. Маяковский, наоборот, предпочитает неблагозвучные, резкие звукосочетания, создавая для читателя своего рода звуковой дискомфорт: А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется…

Известный российский дизайнер Артемий Лебедев заметил: «Каждый день телеэкраны, радиоприёмники, газетно-журнальная продукция и ресурсы Всемирной глобальной компьютерной сети спешат донести до наших глаз и ушей квинтэссенцию рекламной мысли — слоганы. Некоторые наблюдения за слоганами приводят к неутешительному выводу: рекламист… был сильно нёлюбим участковым логопедом. Вследствие этого юное создание… так и осталось с пороком — избытком шипящих и глухих звуков. Дети подросли и пошли во взрослый бизнес». С этим утверждением трудно не согласиться.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Что такое благозвучие? Чем определяется благозвучие русской речи?
  • Выпишите из поэтических текстов свои примеры благозвучия и неблагозвучия.
  • Приведите свои примеры неблагозвучия из СМИ (оговорки дикторов, спортивных комментаторов, политических и общественных деятелей, звуковые огрехи в газетных статьях, блогах).

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника


Русский язык. Учебник / Чердаков и др. 2019 (СФЕРЫ). Глава 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПИСЬМО. Параграф 4. Звуковой символизм. Электронная версия.

4. Звуковой символизм (Чердаков)
5 (100%) 1 vote[s]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *