8. Графические средства выразительности (Чердаков)

Русский язык. Учебник / Чердаков и др. 2019 (СФЕРЫ). Глава 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПИСЬМО. Параграф 8. Графические средства выразительности. (Электронная версия)

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника

8. Графические средства выразительности

 

OCR-версия параграфа (только текст)

8. Графические средства выразительности

ВЫ УЗНАЕТЕ: Какие графические приёмы применяют для передачи оттенков смысла сообщения. Что обозначают некоторые типографские термины (жирный шрифт, курсив, гарнитура, интервал).

ВСПОМНИТЕ: Что такое графические средства выразительности. Историю кириллического алфавита. Что такое прописные и строчные буквы.


Чем отличаются друг от друга стихи и проза? Неверно было бы сказать, что стихотворный текст предполагает наличие ритма и рифмы. Во-первых, рифма в древности использовалась именно в прозе, а в стихи попала только в Средние века; во-вторых, существует белый стих, не подразумевающий рифмы. Что же касается ритма, то в хорошей прозе обязательно должен быть своего рода ритм, а свободный стих (верлибр), наоборот, не требует никакого определённого ритма. Вот и выходит, что при устном исполнении стихи отличаются от прозы только интонацией, а на письме — графикой (пишутся в столбик), хотя и это условие выполняется не всегда.

К графическим средствам выразительности относят приёмы построения письменного текста, которые служат пониманию заложенного в текст содержания и усилению его воздействия на читателя. Как буквенные, так и небуквенные графические знаки способны не только быть формой отражения устной речи на письме, но и вносить в текст дополнительные смыслы.

Среди графических средств выразительности выделяют следующие приёмы.

  1. Шрифтовые выделения:

Жирный шрифт, курсив, подчёркивание, шрифт другой гарнитуры; изменение интервала между буквами в слове (разрядка или сжатие); цветовое окрашивание. Как правило, такие выделения служат графическим средством передачи логического ударения. Психологи отмечают, что читатель воспринимает текст, набранный обычным шрифтом, на 2,8% быстрее, чем текст, выделенный при помощи шрифтовых изменений. Поэтому шрифтовые выделения служат сигналом паузы, замедления восприятия.

  1. Прописные и строчные буквы в не регламентированной орфографическими нормами позиции.

Набор целиком прописными буквами какого-либо слова указывает на его интонационное или смысловое выделение: И тогда вам придётся, иметь дело с ИДИОТОМ. Все буквы большие (О. И. Негин); Когда люди всё время вместе, они становятся ОДНО (В. С. Токарева). Можно сказать, что в таких случаях письмо пытается имитировать устную речь: жест, мимику, интонацию.

  1. Включение в графический облик слова элементов иных знаковых систем.

В этом случае в тексте используются буквы дореформенного или латинского алфавита, цифры или изображения. Сегодня в повседневном общении, например в электронных сообщениях, в письменную речь включаются небуквенные символы, делающие запись похожей на формульную: 4и или те2. И адресат такого текста, отнюдь не связанный с математическими науками и далеко не всегда владеющий английским языком, легко прочитает эти записи по-русски: как тебе/для тебя и я тоже.

Включение латинских букв часто используется для таких целей:

  • — служит символом новизны, модности называемого предмета, ориентированности его на молодёжную аудиторию: магазин «KONTEЙNER», салон красоты «MOZAИKA»;
  • — подчёркивает инородность тех или иных явлений, принадлежность их к иной, чуждой культуре: Что делает Михалков? Снимает «Сибирского цирюльника». Про вечную, неизменную, не подверженную кризису и инфляции russkuju dushu (А. П. Гаррос, А. Г. Евдокимов).

Включённые в современный текст буквы дореформенного русского алфавита призваны служить символом возвращения к исконным русским традициям, к стабильности, надёжности: магазин «Товарiщъ», кафе «Колежскiй асесоръ» (отметим, что в последнем случае в каждом из слов допущены ещё и орфографические ошибки).

  1. Сознательное нарушение орфографических норм.

Это может выглядеть так: Какой ценизм! Свободному народу — свободные цены? (Газетный заголовок)

Сторонники соблюдения орфографических норм в названиях фирм, книг и рекламных объявлениях отвергают подобные приёмы, считая это порчей языка. Им отвечает Максим Анисимович Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва»: «Названия компаний и продуктов и реклама в целом — это своего рода игровая площадка, и было бы странно ожидать здесь соблюдения орфографических норм… Линейность текста уступает место многомерности, а в слове как бы мерцают другие значимые слова».

Графические средства выразительности часто используются в художественной литературе, причём иногда их трудно отделить от пунктуационных средств (например, академик Л. В. Щерба считал красную строку пунктуационным знаком, а мы относим её скорее к графике). Так, великий английский писатель XVIII века Лоренс Стерн в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» использовал поставленные в ряд тире, курсив, пробелы на несколько строк и даже просто пустые страницы, звёздочки вместо пропущенных слов, сплошную линию, рисунки. Лоренс Стерн шокировал читателей своего века необычной пунктуацией. Прочитайте начало фразы (всего в ней 26 тире) из упомянутого романа: Отец с шумом отодвинул стул — — встал — надел шляпу — — в четыре широких шага очутился перед дверью — толчком отворил её — наполовину высунул наружу голову — захлопнул дверь — не обратил никакого внимания на скрипучую петлю…

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ. «Графика в художественном тексте»

  • Выберите художественный текст для анализа (например, роман Лоренса Стерна, о котором шла речь в рубрике «Фокус», сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», поэму Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» или другое произведение).
  • Найдите средства графической выразительности, используемые автором.
  • Разместите найденные вами примеры в самостоятельно разработанной таблице.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Нужны ли приёмы графической выразительности в тексте? С какой целью автор их использует?
  • Согласны ли вы с мнением учёного, публициста Д. С. Лихачёва, утверждавшего: чем больше в словах графических знаков, тем легче они при чтении, так как «каждое слово становится характернее, индивидуальнее, приобретает определённую физиономию»? Аргументируйте свой ответ.
  • Подберите самостоятельно по два примера на каждый из видов использования графических средств, с которыми вы познакомились в теоретическом материале параграфа.
  • Какие приемы графической выразительности использованы в следующих текстах — удачно ли их применение в каждом конкретном случае? Аргументируйте свой ответ.

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника


Русский язык. Учебник / Чердаков и др. 2019 (СФЕРЫ). Глава 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПИСЬМО. Параграф 8. Графические средства выразительности. Электронная версия.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней