Биология Пасечник Ответы §42 «Беременность и роды» Главы 12 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника§ 42. Беременность и роды.
ОТВЕТЫ на вопросы перед параграфом
Вспомните (стр.204)
Вопрос 1. Что такое развитие?
Развитие – это процесс изменения организма от момента его зарождения до конца жизни. В этот процесс входят:
• Рост — увеличение размеров и массы тела.
• Дифференцировка — образование специализированных клеток и тканей, формирование органов и систем органов.
• Морфогенез — изменение формы и строения организма.
• Физиологическое развитие — совершенствование функций организма.
• Поведенческое развитие — формирование инстинктов и навыков.
Развитие может быть онтогенезом (индивидуальное развитие организма) или филогенезом (историческое развитие вида).
Вопрос 2. Какие этапы развития различают у млекопитающих животных?
► Эмбриональный период
• Оплодотворение — слияние мужской и женской гамет (сперматозоида и яйцеклетки) происходит в яйцеводе.
• Дробление — оплодотворенная яйцеклетка делится на множество клеток, образуя бластулу.
• Гаструляция — образование зародышевых листков (эктодермы, мезодермы и энтодермы) из которых впоследствии разовьются все органы и ткани организма.
• Нейруляция — формирование нервной трубки из эктодермы.
• Органогенез — развитие основных органов и систем организма из зародышевых листков.
• Образование плаценты, обеспечивающей обмен веществ между плодом и организмом матери.
► Рождение
• Выход из утробы матери.
• Начало самостоятельной жизни вне организма матери, адаптация к новым условиям.
► Послеродовой период
• Самка кормит детенышей молоком, которое обеспечивает их необходимыми питательными веществами и антителами.
• Быстрый рост и развитие детенышей в первые месяцы жизни.
• У млекопитающих часто наблюдается комплексное поведение, включающее обучение детенышей необходимым навыкам выживания.
• Достижение половой зрелости и возможности к размножению.
► Взрослая жизнь
• Продолжение рода, забота о потомстве.
• У некоторых млекопитающих развиты сложные социальные структуры, включающие иерархию, сотрудничество и коммуникацию.
• С возрастом у млекопитающих наблюдаются физиологические изменения, с течением времени усиливающиеся и приводящие к смерти.
Текст параграфа скрыт в спойлере.
ОТВЕТЫ на вопросы после параграфа
Вопрос 1. Что такое беременность и каковы её основные признаки?
Беременность – это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребёнок. Основные признаки беременности:
• Прекращение менструации — созревание новых яйцеклеток и менструация прекращаются на время беременности.
• В организме женщины происходят изменения в гормональном фоне, изменения во всех процессах обмена веществ.
• Возрастает нагрузка на опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и другие системы органов.
Вопрос 2. Каковы основные условия нормального протекания беременности?
Здоровый образ жизни:
> Избегание контакта с токсичными веществами, инфекциями и другими вредными факторами.
> Пища должна быть легкоусвояемой, не вызывать брожения в кишечнике.
> Следует избегать алкоголя, острых приправ и других вредных веществ, которые могут негативно повлиять на развитие плода.
> Курение категорически противопоказано.
Вопрос 3. Какова роль плаценты в период беременности?
Передача питательных веществ, кислорода, гормонов и других веществ от матери к плоду. Удаление продуктов обмена плода из организма матери. Выработка гормонов, необходимых для поддержания беременности и нормального развития плода.
Вопрос 4. Что происходите роженицей в период родов?
В период родов роженица проходит через следующие этапы:
- К концу беременности плод поворачивается головой вниз, таз женщины расширяется, шейка матки раскрывается.
- Схватки – периодические сокращения матки, помогающие продвижению ребенка по родовым путям.
- Потуги – сокращения мышц живота и диафрагмы, которые женщина делает в период родов, чтобы помочь ребенку пройти по родовым путям.
- Выход ребенка из родовых путей.
- Отделение плаценты от стенки матки.
- Перерезание пуповины, соединяющей ребенка с плацентой.
Вопрос 5. Охарактеризуйте особенности внутриутробного развития человека.
►Период внутриутробного развития продолжается около 280 суток (40 недель).
► Внутриутробное развитие проходит несколько стадий:
• дробление — деление оплодотворенной яйцеклетки на множество клеток.
• гаструляция — формирование зародышевых листков (эктодермы, мезодермы, энтодермы).
• нейруляция — формирование нервной трубки.
• органогенез — развитие основных органов и систем.
• плацентация — образование плаценты, обеспечивающей питание плода и обмен веществами с организмом матери.
► Внутриутробное развитие происходит очень быстро, зародыш проходит путь развития своего биологического вида.
► Зародыш полностью зависит от организма матери для получения питания, кислорода, гормонов и других веществ.
► Внешняя среда оказывает значительное влияние на развитие зародыша.
► Внутриутробное развитие завершается родами.
Подумайте!
Задание 1. Какое значение для биологической науки имеет установление того факта, что зародыш человека на ранних стадиях, как и у всех других млекопитающих, проходит ускоренный путь развития своего биологического вида?
Этот факт подтверждает теорию эволюции и позволяет понять:
– Эволюционные связи. То, что зародыш человека на ранних стадиях проходит стадии, характерные для других млекопитающих, подтверждает общность происхождения всех животных. Изучение развития зародыша позволяет установить родство между разными видами и выявить эволюционные связи в живой природе.
– Палеоантропология. Изучение развития зародыша может дать информацию о ранних стадиях развития человека и о его эволюции от предков. Сравнение развития зародыша разных видов позволяет реконструировать эволюционные превращения и проследить изменения в анатомии и физиологии.
– Медицина и биология развития. Понимание механизмов развития зародыша необходимо для развития методов лечения врожденных заболеваний.
Задание 2. Известны случаи, когда детёныша человекообразной обезьяны, например шимпанзе, брали в семью, где его развитие проходило в обществе детей. Предположите, какие явления могут быть зарегистрированы в ходе наблюдений за развитием шимпанзе.
Шимпанзе может:
- научиться понимать и использовать некоторые слова и фразы человеческого языка, демонстрируя способность к общению.
- научиться понимать и следовать некоторым социальным нормам человеческого общества, например, правилам поведения за столом или правилам игры.
- сформировать эмоциональную связь с людьми, проявляя привязанность и сочувствие к ним.
- продемонстрировать изменения в поведении, характерные для людей, например, использование инструментов, имитацию действий человека, проявление креативности.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 12 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.