Биология Пасечник Ответы §44 Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника§44. Понятие об анализаторах.
Зрительный анализатор.
Вспомните (Стр.214)
Вопрос 1. С помощью каких органов чувств человек познаёт окружающий мир?
Человек использует пять основных органов чувств для восприятия мира:
- Глаза позволяет нам видеть форму, цвет, движение объектов.
- Орган слуха (уши) помогает нам слышать звуки, определять их направление и интенсивность.
- Орган обоняния (нос) позволяет нам чувствовать запахи.
- Орган вкуса (язык) помогает нам различать вкусы.
- Орган осязания (кожа) позволяет нам чувствовать прикосновения, температуру, боль и давление.
Вопрос 2. Какие преимущества человеку даёт бинокулярное зрение?
Бинокулярное зрение – это способность видеть одним глазом два изображения, которые затем мозг объединяет в одно трехмерное изображение. Благодаря бинокулярному зрению мы можем:
– оценивать расстояние до объектов, видеть мир в трехмерном пространстве.
– более точно определять положение и размер объектов.
– лучше координировать движения рук и ног, особенно при выполнении точных движений.
Страницы учебника: 214-217.
Проверьте себя (Стр.217)
Вопрос 1. Что такое анализаторы и какие части входят в их состав?
Анализатор – это система органов, которая обеспечивает восприятие информации из окружающей среды, ее передачу в мозг и обработку.
Состав анализатора:
- Специализированный орган, который воспринимает раздражители (например, глаз для зрительного анализатора).
- Проводящие пути, по которым информация от органа чувства передается в мозг.
- Структуры мозга, где происходит обработка информации и формируется ощущение (например, зрительные центры коры головного мозга).
Вопрос 2. Каково строение зрительного анализатора?
Зрительный анализатор включает в себя:
- Глаз – орган зрения, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (веки, ресницы, мышцы глазного яблока и слёзные железы).
- Зрительный нерв передает зрительную информацию от глаза к головному мозгу.
- Структуры мозга (верхние бугры четверохолмия среднего мозга, зрительные ядра таламуса и затылочная доля коры больших полушарий).
Вопрос 3. Где расположены рецепторы, воспринимающие зрительную информацию? Какие виды рецепторов различают и каковы их функции?
Рецепторы, воспринимающие зрительную информацию, расположены в сетчатке глаза. В сетчатке есть два типа рецепторов:
- Колбочки чувствительны к цвету, обеспечивают цветовое зрение. Их около 7 млн. Содержат пигмент иодопсин. Три типа колбочек (красный, зеленый, фиолетовый) — воспринимают разные цвета.
- Палочки более чувствительны к свету, чем колбочки, обеспечивают черно-белое зрение и работу в условиях низкой освещенности. Их около 130 млн. Содержат пигмент родопсин.
Вопрос 4. Какие расстройства зрения вам известны и каковы их основные причины?
Миопия (близорукость). Глазное яблоко слишком длинное или роговица слишком выпуклая. Из-за этого лучи света фокусируются перед сетчаткой, а не на ней, что приводит к нечеткому видению удаленных объектов.
Симптомы: нечеткое видение вдаль, головные боли.
Гиперметропия (дальнозоркость). Глазное яблоко слишком короткое или роговица недостаточно выпуклая. В этом случае лучи света фокусируются за сетчаткой, а не на ней, что приводит к нечеткому видению близких объектов.
Симптомы: нечеткое видение вблизи, головные боли, напряжение глаз.
Астигматизм. Неравномерное искривление роговицы. Это приводит к искаженному видению, например, размытым линиям.
Симптомы: искаженное видение, головные боли, напряжение глаз.
Пресбиопия (старческая дальнозоркость). С возрастом хрусталик теряет свою эластичность, что затрудняет фокусировку на близких объектах.
Симптомы: необходимость держать книгу или телефон на расстоянии вытянутой руки, чтобы видеть четко.
Глаукома. Повышенное внутриглазное давление, которое повреждает зрительный нерв.
Симптомы: потеря периферического зрения, туманное видение, головные боли, тошнота.
Катаракта. Помутнение хрусталика, которое затрудняет прохождение света к сетчатке.
Симптомы: туманное видение, двойное видение, светобоязнь.
Дегенерация желтого пятна. Повреждение центральной части сетчатки (желтого пятна), которая отвечает за центральное зрение.
Симптомы: потеря центрального зрения, трудности с чтением и распознаванием лиц.
Подумайте!
Почему в сумерки мы не можем различить окраску предметов?
В сумерки количество света, попадающего в наши глаза, значительно снижается. Наши глаза содержат светочувствительные клетки: палочки и колбочки.
В сумерках колбочки работают плохо из-за недостатка света, и мы не можем различить цвета. Палочки, наоборот, активизируются, но они не способны различать цвета. Поэтому мы видим мир в черно-белых тонах.
Вернуться к тексту параграфа 44
ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебникаВы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.