Биология Пасечник Ответы §46

Биология Пасечник Ответы §46. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание Главы 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника

§46. Вестибулярный анализатор.
Мышечное чувство. Осязание.

Вспомните (Стр.222)

Вопрос 1. Какие органы позволяют животным ориентироваться в пространстве и где они расположены?

  • Зрение используется животными для определения местоположения объектов, ориентиров, препятствий.
  • Слух позволяет улавливать звуки, определить расстояние до источника звука, найти пищу или избежать опасности.
  • Обоняние используется для обнаружения пищи, определения территории, поиска партнеров, ориентации в пространстве по запахам.
  • Осязание помогает животным ощупывать предметы, определять их форму, текстуру, температуру, находить пищу.
  • Вкусовые рецепторы помогают животным различать съедобную и несъедобную пищу, ориентироваться в поисках пищи.
  • Магниторецепция — некоторые животные, например, птицы, используют магнитное поле земли для ориентации во время миграций.
  • Эхолокация — некоторые животные, такие как летучие мыши и дельфины, используют эхолокацию для ориентации в пространстве, обнаружения препятствий и поиска пищи.
  • Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе и отвечает за равновесие и ориентацию в пространстве.

Вопрос 2. Какие функции выполняют наружные покровы человека?

  • Кожа защищает организм от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, ультрафиолетового излучения, перепадов температуры.
  • Пот выделяется через кожу, охлаждая организм, а кровеносные сосуды в коже сужаются или расширяются, регулируя теплоотдачу.
  • В коже находятся рецепторы, воспринимающие прикосновения, давление, температуру, боль.
  • Через кожу выводятся продукты обмена веществ (пот, кожное сало).
  • Под воздействием солнечного света кожа синтезирует витамин D.

Страницы учебника: 222-223.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

 

Проверьте себя (Стр.223)

Вопрос 1. Каково строение вестибулярного анализатора?
Вестибулярный анализатор, или орган равновесия, расположен во внутреннем ухе и состоит из:
1) Круглого и овального мешочков.
• Они заполнены жидкостью и содержат отолиты (кристаллы солей кальция).
2) Трех полукружных каналов.
• Они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, заполнены жидкостью.

Вопрос 2. Где расположены рецепторы, воспринимающие информацию о положении тела в пространстве?
Рецепторы, воспринимающие информацию о положении тела в пространстве, расположены:
В стенках круглого и овального мешочков. Реагируют на перемещение отолитов при изменении положения головы или тела.
В стенках расширений полукружных каналов. Реагируют на движение жидкости в каналах при поворотах головы.

Вопрос 3. Каково значение мышечного чувства для людей разных профессий?

  • Спортсменам помогает контролировать движения, повышать координацию и точность, выполнять сложные упражнения.
  • Музыкантам обеспечивает точность движений пальцев при игре на музыкальных инструментах.
  • Хирургам обеспечивает точность и координацию движений рук во время операции.
  • Танцорам позволяет контролировать тело, выполнять сложные движения, сохранять равновесие.
  • Пилотам обеспечивает точность управления самолетом.

Вопрос 4. Какие виды рецепторов кожи вам известны?

► Терморецепторы, реагирующие на понижение температуры.
► Терморецепторы, реагирующие на повышение температуры.
► Механорецепторы, реагирующие на давление.
► Механорецепторы, реагирующие на прикосновение.

Подумайте! Почему перед выполнением сложного действия человеку важно мысленно представить его во всех деталях и в нужной последовательности?

Мысленная репетиция помогает мозгу спланировать движения, определить оптимальный порядок действий, что повышает эффективность и координацию. Позволяет создать четкое представление о том, что нужно сделать, и как это сделать, что облегчает процесс выполнения действия.
Предварительная визуализация позволяет проанализировать возможные ошибки, продумать возможные неожиданные ситуации и найти способы их избежать.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Охарактеризуйте особенности строения органа равновесия и функции его основных частей.

Вестибулярный анализатор, или орган равновесия, расположен во внутреннем ухе и состоит из следующих частей:

  • Перепончатый лабиринт состоит из трех полукружных каналов (горизонтальный, передний и задний) и двух мешочков: овального и круглого.
  • Полукружные каналы заполнены эндолимфой, жидкостью, которая движется при поворотах головы. Регистрируют угловое ускорение, то есть вращательные движения головы.

Овальный и круглый мешочки содержат отолиты (кристаллы кальция), которые реагируют на изменения положения головы в пространстве. Регистрируют линейное ускорение (перемещение тела) и положение головы в пространстве.

Задание 2. Раскройте механизм работы вестибулярного анализатора. Обсудите значение вестибулярного анализатора в жизни человека.

При движении головы эндолимфа в полукружных каналах смещается, воздействуя на чувствительные волосковые клетки, расположенные на гребешках.

Волосковые клетки в мешочках реагируют на смещение отолитов при изменении положения головы или линейном ускорении. Возбуждение волосковых клеток преобразуется в нервные импульсы, которые передаются по вестибулярному нерву в мозг.

Мозг получает информацию о положении головы в пространстве, линейном и угловом ускорении и, на основе этой информации, регулирует движения тела, поддерживает равновесие, координацию движений и ориентацию в пространстве.

Вестибулярный анализатор играет важную роль в жизни человека, обеспечивая:

  • Равновесие координацию движений.
  • Ориентация в пространстве.
  • Ощущение движения.
  • Реакция на внешние раздражители.
  • Предотвращение головокружения.

Проблемы с вестибулярным анализатором

  • Головокружение.
  • Тошнота и рвота.
  • Потеря равновесия.
  • Проблемы с пространственной ориентацией.

 

<< Глава 12. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней