Биология Пасечник Ответы §46. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание Главы 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника§46. Вестибулярный анализатор.
Мышечное чувство. Осязание.
Вспомните (Стр.222)
Вопрос 1. Какие органы позволяют животным ориентироваться в пространстве и где они расположены?
- Зрение используется животными для определения местоположения объектов, ориентиров, препятствий.
- Слух позволяет улавливать звуки, определить расстояние до источника звука, найти пищу или избежать опасности.
- Обоняние используется для обнаружения пищи, определения территории, поиска партнеров, ориентации в пространстве по запахам.
- Осязание помогает животным ощупывать предметы, определять их форму, текстуру, температуру, находить пищу.
- Вкусовые рецепторы помогают животным различать съедобную и несъедобную пищу, ориентироваться в поисках пищи.
- Магниторецепция — некоторые животные, например, птицы, используют магнитное поле земли для ориентации во время миграций.
- Эхолокация — некоторые животные, такие как летучие мыши и дельфины, используют эхолокацию для ориентации в пространстве, обнаружения препятствий и поиска пищи.
- Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе и отвечает за равновесие и ориентацию в пространстве.
Вопрос 2. Какие функции выполняют наружные покровы человека?
- Кожа защищает организм от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, ультрафиолетового излучения, перепадов температуры.
- Пот выделяется через кожу, охлаждая организм, а кровеносные сосуды в коже сужаются или расширяются, регулируя теплоотдачу.
- В коже находятся рецепторы, воспринимающие прикосновения, давление, температуру, боль.
- Через кожу выводятся продукты обмена веществ (пот, кожное сало).
- Под воздействием солнечного света кожа синтезирует витамин D.
Страницы учебника: 222-223.
Проверьте себя (Стр.223)
Вопрос 1. Каково строение вестибулярного анализатора?
Вестибулярный анализатор, или орган равновесия, расположен во внутреннем ухе и состоит из:
1) Круглого и овального мешочков.
• Они заполнены жидкостью и содержат отолиты (кристаллы солей кальция).
2) Трех полукружных каналов.
• Они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, заполнены жидкостью.
Вопрос 2. Где расположены рецепторы, воспринимающие информацию о положении тела в пространстве?
Рецепторы, воспринимающие информацию о положении тела в пространстве, расположены:
– В стенках круглого и овального мешочков. Реагируют на перемещение отолитов при изменении положения головы или тела.
– В стенках расширений полукружных каналов. Реагируют на движение жидкости в каналах при поворотах головы.
Вопрос 3. Каково значение мышечного чувства для людей разных профессий?
- Спортсменам помогает контролировать движения, повышать координацию и точность, выполнять сложные упражнения.
- Музыкантам обеспечивает точность движений пальцев при игре на музыкальных инструментах.
- Хирургам обеспечивает точность и координацию движений рук во время операции.
- Танцорам позволяет контролировать тело, выполнять сложные движения, сохранять равновесие.
- Пилотам обеспечивает точность управления самолетом.
Вопрос 4. Какие виды рецепторов кожи вам известны?
► Терморецепторы, реагирующие на понижение температуры.
► Терморецепторы, реагирующие на повышение температуры.
► Механорецепторы, реагирующие на давление.
► Механорецепторы, реагирующие на прикосновение.
Подумайте! Почему перед выполнением сложного действия человеку важно мысленно представить его во всех деталях и в нужной последовательности?
Мысленная репетиция помогает мозгу спланировать движения, определить оптимальный порядок действий, что повышает эффективность и координацию. Позволяет создать четкое представление о том, что нужно сделать, и как это сделать, что облегчает процесс выполнения действия.
Предварительная визуализация позволяет проанализировать возможные ошибки, продумать возможные неожиданные ситуации и найти способы их избежать.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Охарактеризуйте особенности строения органа равновесия и функции его основных частей.
Вестибулярный анализатор, или орган равновесия, расположен во внутреннем ухе и состоит из следующих частей:
- Перепончатый лабиринт состоит из трех полукружных каналов (горизонтальный, передний и задний) и двух мешочков: овального и круглого.
- Полукружные каналы заполнены эндолимфой, жидкостью, которая движется при поворотах головы. Регистрируют угловое ускорение, то есть вращательные движения головы.
Овальный и круглый мешочки содержат отолиты (кристаллы кальция), которые реагируют на изменения положения головы в пространстве. Регистрируют линейное ускорение (перемещение тела) и положение головы в пространстве.
Задание 2. Раскройте механизм работы вестибулярного анализатора. Обсудите значение вестибулярного анализатора в жизни человека.
При движении головы эндолимфа в полукружных каналах смещается, воздействуя на чувствительные волосковые клетки, расположенные на гребешках.
Волосковые клетки в мешочках реагируют на смещение отолитов при изменении положения головы или линейном ускорении. Возбуждение волосковых клеток преобразуется в нервные импульсы, которые передаются по вестибулярному нерву в мозг.
Мозг получает информацию о положении головы в пространстве, линейном и угловом ускорении и, на основе этой информации, регулирует движения тела, поддерживает равновесие, координацию движений и ориентацию в пространстве.
Вестибулярный анализатор играет важную роль в жизни человека, обеспечивая:
- Равновесие координацию движений.
- Ориентация в пространстве.
- Ощущение движения.
- Реакция на внешние раздражители.
- Предотвращение головокружения.
Проблемы с вестибулярным анализатором
- Головокружение.
- Тошнота и рвота.
- Потеря равновесия.
- Проблемы с пространственной ориентацией.
<< Глава 12. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.