Биология Пасечник Ответы §47

Биология Пасечник Ответы §47. Вкусовой и обонятельный анализаторы Главы 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника

§47. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Вспомните (Стр.224)

Вопрос 1. Какое значение для животных имеют вкус и обоняние?
Вкус и обоняние играют важнейшую роль в жизни животных, помогая им:

  1. Находить пищу на расстоянии и определять вкус.
  2. Распознавать ядовитые или испорченные продукты.
  3. Многие животные используют запахи для маркировки территории, привлечения партнеров, оповещения о опасности.
  4. Использовать обоняние для ориентации в пространстве, например, для поиска гнезда или миграции.
  5. Влиять на поведение животных, например, стимулировать их к размножению или защите территории.

Страницы учебника: 224-225.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

 

Проверьте себя (Стр.225)

Вопрос 1. Что общего у вкусового и обонятельного анализаторов?
Оба анализатора реагируют на химические вещества, растворенные в жидкости (вкус) или в воздухе (запах). Рецепторы обоих анализаторов находятся в слизистой оболочке: вкусовые — на языке, обонятельные — в носовой полости. Информация от рецепторов обоих анализаторов передается в мозг по нервным волокнам. Информация от обоих анализаторов обрабатывается в височных долях коры больших полушарий.

Вопрос 2. Какие вкусовые ощущения различает человек и где расположены рецепторы, воспринимающие их?
Человек различает четыре основных вкусовых ощущения:
–> Солёное — рецепторы расположены преимущественно по бокам языка.
–> Кислое — расположены преимущественно по бокам языка.
–> Горькое — расположены преимущественно на корне языка.
–> Сладкое — расположены преимущественно на кончике языка.

Вопрос 3. От чего зависит ощущение запаха?
Вещество должно быть летучим, чтобы его молекулы могли попасть в носовую полость. Молекулы запаха должны связаться с определенными обонятельными рецепторами в носовой полости. Информация от рецепторов передается в мозг по нервным волокнам. Мозг интерпретирует полученный сигнал и формирует ощущение запаха.

Вопрос 4. Что такое боль и какое значение для человека имеет её ощущение?
Боль — это неприятное ощущение, возникающее при воздействии на организм сильных раздражителей, способных вызвать повреждение тканей. Боль выполняет защитную функцию:

  • сигнализирует о том, что организм подвергается опасности, что стимулирует нас к действиям по ее устранению.
  • побуждает нас избегать действий, которые могут привести к дальнейшим повреждениям.
  • активирует процессы воспаления, которые необходимы для заживления поврежденных тканей.

Вопрос 5. Для чего необходимо взаимодействие сенсорных систем?
Каждая сенсорная система воспринимает только определенный тип информации. Совместная работа сенсорных систем позволяет создавать более полную картину мира, объединяя информацию от разных чувств. Например, видеть яблоко, чувствовать его форму и гладкость кожи, улавливать его аромат, а потом и вкус, создавая единое восприятие яблока.

Взаимодействие сенсорных систем может усилить восприятие одного стимула за счет активации другого. Например, более яркий свет делает звуки более четкими, а приятный аромат делает пищу более вкусной.

Если одна сенсорная система утрачена, другие могут «брать на себя» ее функции. Например, у слепых повышается чувствительность слуха и осязания, что помогает им ориентироваться в пространстве.

Сенсорные системы взаимодействуют также для того, чтобы сосредоточить внимание на важной информации. Например, резкий звук может «переключить» внимание с зрительной информации на слуховую.

Вопрос 6. Раскройте механизмы работы вкусового и обонятельного анализаторов.

А. Вкусовой анализатор

А1. Восприятие вкуса. Вкусовые рецепторы, расположенные во вкусовых почках, реагируют на растворенные в воде вещества. Расположение рецепторов определяет преимущественную чувствительность к определенному вкусу:
– Кислый и соленый — по бокам языка.
– Сладкий — на кончике языка.
– Горький — на корне языка.

А2. Передача сигнала. Когда вкусовая молекула связывается с рецептором, это вызывает изменение в клеточной мембране рецептора, что генерирует нервный импульс.

Нервный импульс передается по нервным волокнам от рецепторов в средний мозг, затем в ядра таламуса. Наконец, информация достигает внутренней области височных долей коры больших полушарий, где расположены высшие центры вкусового анализатора.

А3. Формирование вкусового ощущения. В коре головного мозга происходит окончательная обработка информации и формируется осознанное вкусовое ощущение. Вкусовые ощущения формируются рано, еще у новорожденных младенцев.

Б. Обонятельный анализатор

Б1. Восприятие запаха. Обонятельные рецепторы, расположенные в слизистой оболочке верхней части носовой полости, реагируют на молекулы веществ, попавших в носовую полость. Существует более 10 000 разных запахов, которые создаются из комбинации шести основных: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый и запах гари.

Б2. Передача сигнала. Когда молекула запаха связывается с рецептором, это вызывает изменение в клеточной мембране рецептора, что генерирует нервный импульс. Нервный импульс передается по нервным волокнам от рецепторов прямо в височные доли коры больших полушарий, В обонятельную зону.

Б3. Формирование обонятельного ощущения. В обонятельной зоне коры головного мозга происходит окончательная обработка информации и формируется осознанное ощущение запаха.

Подумайте! В каком случае человек не сможет почувствовать вкуса пищи?

Вкусовые рецепторы, расположенные на языке, могут быть повреждены в результате травмы, ожога или инфекции. Воспаление слизистой оболочки рта, стоматит, пародонтит, могут нарушать вкусовую чувствительность. Повреждение нервов, отвечающих за передачу вкусовых сигналов в мозг, например, при инсульте или травме головы, может привести к нарушению вкуса.
Некоторые лекарства, например, антибиотики, могут временно подавлять вкусовую чувствительность. Никотин в табачном дыме может повреждать вкусовые рецепторы. С возрастом чувствительность вкусовых рецепторов снижается.
Некоторые продукты, например, очень горячая или холодная пища, могут временно парализовать вкусовые рецепторы.

Вопросы на Стр.226

№ 1. Изучение оптической системы глаза и её нарушений.
Глаз — это удивительный орган, который позволяет нам видеть окружающий мир. Он состоит из множества сложных элементов, работающих согласованно, чтобы преобразовать свет в зрительные образы, которые мы воспринимаем. В этом реферате мы рассмотрим оптическую систему глаза, ее механизмы и наиболее распространенные нарушения, а также современные методы их коррекции.

Оптическая система глаза:
Роговица — прозрачная наружная оболочка глаза, которая преломляет свет, проходящий в глаз.
Зрачок — отверстие в радужке, регулирующее количество света, попадающего в глаз.
Радужка — пигментированная часть глаза, которая придает ему цвет и управляет размером зрачка.
Хрусталик — прозрачная линза, которая изменяет свою форму, чтобы фокусировать свет на сетчатке.
Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, содержащая фоторецепторы (палочки и колбочки), преобразующие свет в нервные импульсы.
Зрительный нерв передает нервные импульсы от сетчатки в мозг.

Механизмы фокусировки: Свет, проходя через роговицу и хрусталик, преломляется (изменяет направление).
Аккомодация — способность хрусталика изменять свою форму, чтобы фокусировать свет на сетчатке при разных расстояниях до предмета.
Рефракция — способность глаза преломлять свет и фокусировать его на сетчатке.

Нарушения оптической системы
– Аномалии рефракции
– Близорукость (миопия) — изображение фокусируется перед сетчаткой. Проблемы с видением удаленных предметов.
– Дальнозоркость (гиперметропия) — изображение фокусируется за сетчаткой. Проблемы с видением близких предметов.
– Астигматизм — неправильная форма роговицы, что приводит к искажению изображения.
– Катаракта — помутнение хрусталика, что приводит к снижению прозрачности и ухудшению зрения.
– Глаукома — повышение внутриглазного давления, что может повредить зрительный нерв и привести к слепоте.
– Дистрофия сетчатки — различные заболевания, повреждающие сетчатку и приводящие к ухудшению зрения.
– Другие нарушения: травмы, инфекции, воспаления.

Методы коррекции нарушений

  • Очки — коррекция аномалий рефракции с помощью линз.
  • Контактные линзы — коррекция аномалий рефракции с помощью линз, которые надеваются на глаз.
  • Хирургическое вмешательство — хирургическая коррекция катаракты, глаукомы и других нарушений.
  • Лазерная коррекция — лазерное изменение формы роговицы для коррекции аномалий рефракции.

Профилактика заболеваний

  1. Регулярные осмотры у офтальмолога – ранняя диагностика заболеваний повышает шансы на успешное лечение.
  2. Правильное освещение — чтение при тусклом освещении напрягает глаза.
  3. Защита от ультрафиолетовых лучей — ношение солнцезащитных очков защищает глаза от вредного воздействия УФ-излучения.
  4. Правильное питание — здоровое питание важно для здоровья глаз.
  5. Отказ от курения — курение увеличивает риск развития ряда глазных заболеваний.

Глаза — удивительный орган, который позволяет нам видеть мир. Важно уделять внимание здоровью своих глаз, проходить регулярные осмотры у офтальмолога и соблюдать простые правила профилактики. Современная медицина предлагает множество методов коррекции глазных нарушений, позволяющих восстановить зрение и оставаться зрячим на протяжении всей жизни

№ 2. Изучение зрительных (слуховых, вкусовых) иллюзий.
Иллюзии – это искаженное восприятие реальности, возникающее под влиянием определенных условий или стимулов. Они демонстрируют, что наш мозг не является пассивным получателем информации, а активно интерпретирует сигналы от органов чувств, формируя собственное представление о мире.

  1. Зрительные иллюзии

1.1. Оптические иллюзии

1.1.1. Геометрические иллюзии

  • Иллюзия Мюллера-Лайера: два отрезка одинаковой длины, но с разными концами (стрелками или углами), кажутся разной длины. Механизм: мозг использует контекст (угол стрелок) для оценки длины, что приводит к искажению.
  • Иллюзия Поггендорфа: две параллельные линии, пересеченные другим отрезком, кажутся не параллельными. Механизм: мозг интерпретирует линии как часть более крупной фигуры, что приводит к искажению восприятия.

1.1.2. Иллюзии движения

  • Иллюзия ротора Байера: вращающиеся спирали, кажущиеся движущимися, хотя на самом деле они статичны. Механизм: мозг интерпретирует последовательные кадры как движение.

1.1.3. Иллюзии цвета

  • Иллюзия цветных квадратов: два квадрата одинакового цвета кажутся разными из-за разного фона. Механизм: контраст цветов влияет на восприятие цвета.

1.2. Применение зрительных иллюзий

  • Искусство: художники используют иллюзии для создания ощущения глубины, перспективы, движения в своих работах.
  • Реклама: иллюзии применяются для привлечения внимания, создания эффекта глубины и улучшения восприятия продукта.
  • Дизайн: иллюзии используются для создания более приятного и функционального интерфейса, привлекающего внимание и упрощающего восприятие.
  • Архитектура: иллюзии могут применяться для создания эффекта оптического обмана, чтобы построить здания, выглядящие более величественно, или для визуального расширения пространства.
  1. Слуховые иллюзии.
  • – Искажение звука: восприятие звука не совсем так, как он есть на самом деле.
  • Иллюзия Шепперда: звук «до» и «ре» звучит как «до», если их повторять по очереди. Механизм: мозг усредняет звуковые сигналы, что приводит к искажению восприятия.
  • Иллюзия Трусса: два звука, записанные отдельными источниками, при совмещении могут звучать как один звук. Механизм: мозг комбинирует звуки, чтобы создать более комплексный и цельный звуковой образ.

2.1. Применение слуховых иллюзий

  • Музыка: композиторы используют иллюзии для создания эффекта движения, глубины, атмосферы в музыке.
  • Звукорежиссура: звукорежиссеры используют иллюзии для создания более реалистичного и живого звука в фильмах, играх и других медиа.
  • Реклама: иллюзии используются для привлечения внимания, создания определенного настроения и улучшения восприятия продукта.
  • Психология: иллюзии используются для изучения работы мозга и восприятия звука.
  1. Вкусовые иллюзии
  • – Искажение вкуса: восприятие вкуса не совсем так, как он есть на самом деле.
  • – Иллюзия сладости: сладкий вкус может усиливаться при добавлении в пищу кислого или соленого. Механизм: мозг использует контекст (кислое или соленое) для усиления восприятия сладкого.
  • – Иллюзия горького: горький вкус может усиливаться при добавлении в пищу сладкого. Механизм: контраст сладкого и горького усиливает восприятие горького.

3.1. Применение вкусовых иллюзий

  • Кулинария: повара используют иллюзии для создания более ярких и интересных вкусовых комбинаций.
  • Реклама: иллюзии используются для создания более привлекательного образа продукта, улучшения его восприятия и стимуляции аппетита.
  • Психология: иллюзии используются для изучения работы мозга и восприятия вкуса.

Иллюзии – это не просто забавные оптические эффекты, они являются важным инструментом для изучения восприятия и мозга. Понимание механизмов и причин возникновения иллюзий помогает нам лучше понять, как работает наш мозг и как он формирует наше восприятие мира.

 

Вернуться к тексту параграфа 47.

ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней