9 класс Биология Пасечник Учебник §42 «Беременность и роды» Главы 12 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 41 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 43 >> Следующая тема учебника§ 42. Беременность и роды.
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое развитие?
2. Какие этапы развития различают у млекопитающих животных?
Беременность.
Наступление беременности неразрывно связано с целым рядом физиологических изменений, матери, что и формирует признаки беременности. Принято различать объективные и субъективные, достоверные происходящих в организме будущей и косвенные признаки беременности. Субъективные, т. е. основанные на внутренних ощущениях, признаки принято считать вероятными, так как они могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях и других состояниях организма женщины. Наиболее точную информацию можно получить только во время консультации врача-гинеколога.
Беременность — это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребёнок. На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток и менструация. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во всех процессах обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша. Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др.
Внутриутробное развитие.
Период развития зародыша человека внутри материнского организма называют внутриутробным, или эмбриональным. Этот период продолжается от момента оплодотворения до рождения ребёнка и составляет около 280 суток (40 недель).
После оплодотворения зигота с двойным набором хромосом прямо в маточной трубе начинает дробиться, т. е. делиться особым способом: дочерние клетки после каждого деления становятся всё мельче, при этом число хромосом в каждой клетке остаётся равным 46. К моменту выхода из яйцевода в полость матки (через 6 суток после оплодотворения) зародыш размером 15 мкм состоит из 30—32 клеток. Ещё через сутки он прикрепляется к стенке матки, происходит так называемая имплантация. Там, где зародыш прикрепился к матке, начинается образование плаценты. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки (материнская часть), а часть — из клеток зародыша (детская часть). В плаценте кровь матери и плода не смешивается, и обмен происходит через тончайший эпителий сосудов. Через 8 недель зародыш становится плодом, связанным с плацентой и организмом матери через пупочный канатик, или пуповину (рис. 92).
Во время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, гормоны и т. п.; в обратном направлении, из плода в организм матери, проходят продукты обмена, предназначенные для выделения. Кроме того, плацента является временной железой внутренней секреции: её клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности.
Далеко не сразу эмбрион становится похожим на маленького человечка (рис. 93).
Ведь во время внутриутробного развития человек, как и все другие млекопитающие, проходит путь развития своего биологического вида: сначала он похож на ланцетника, затем напоминает маленькую рыбку, потом появляются черты земноводных и рептилий. Но эти превращения происходят довольно быстро, и к началу шестой недели с момента оплодотворения эмбрион выглядит как маленький человечек, хотя его длина лишь немного превышает 1 см. Позвоночник пока ещё хрящевой, но на ручках и ножках уже есть пальцы, сердце начинает биться. К концу восьмой недели заканчивается закладка всех органов, начинается образование всех систем: кровеносной, пищеварительной, нервной, выделительной. В этот период зародыш имеет массу 5 г и длину около 4 см.
Начиная с девятой недели и до сороковой, когда беременность заканчивается родами, происходит развитие и рост всех систем плода. На пятом месяце беременности мать уже ощущает движения плода, хотя двигаться он начинает несколько раньше. К моменту завершения эмбрионального периода, т. е. к родам, плод имеет массу около 3 кг и длину около 50 см. Период внутриутробного развития заканчивается родами.
Влияние на эмбриональное развитие
факторов окружающей среды.
Во время внутриутробного развития плод подвержен различному влиянию условий окружающей среды. Поэтому в этот период будущая мать должна избегать тревог, повышенных нагрузок, хотя ходьба, длительное пребывание на свежем воздухе очень полезны и для женщины, и для ребёнка, которого она вынашивает. Пища должна быть легкоусвояемой и не вызывать сильного брожения в кишечнике. Исключается употребление в пищу алкоголя, острых приправ и других веществ, которые могут, проникая через плаценту в зародыш, привести к нарушениям или замедлению его развития. Беременным категорически противопоказано курение, которое может привести к появлению на свет новорождённого с развитой уже в утробе матери тягой к курению. У курящих матерей дети рождаются ослабленными, страдающими рядом расстройств нервной деятельности, сердечно-сосудистой и других систем. В дальнейшем такие дети начинают отставать в развитии от своих сверстников.
Роды.
Растущий плод постоянно растягивает стенки матки, а к концу беременности он обычно переворачивается и располагается головой вниз (рис. 94). Для того чтобы ребёнок смог появиться на свет, необходимо, чтобы таз женщины несколько расширился, а шейка матки раскрылась. Оболочка, окружающая плод, лопается, и начинаются периодические сокращения матки — родовые схватки. Женщина, которую в этот момент её жизни называют роженицей, помогает схваткам, сокращая мышцы живота и диафрагмы. Эти сокращения называют потугами. В результате напряжённой работы мышц ребёнок проходит шейку матки, влагалище и происходит его рождение. Когда голова ребёнка выходит из родовых путей, происходит первый вдох, лёгкие ребёнка наполняются воздухом, и с этого момента он дышит самостоятельно, а не получает кислород из материнской крови через плаценту.
Процесс родов требует от матери огромных усилий и затрат энергии. Вслед за ребёнком выходит и часть плаценты, отсоединяющаяся от стенки матки без разрывов крупных кровеносных сосудов. Пуповину перерезают, и её остаток быстро засыхает и отпадает, оставляя лишь небольшой рубец, который мы называем пупком.
Лактация.
В это же время начинается ещё один важный процесс в жизни матери и ребёнка — лактация. Молочные железы матери начинают вырабатывать грудное молоко — самую лучшую пищу для ребёнка, созданную природой в процессе эволюции. Молоко содержит абсолютно все вещества, необходимые для нормальной жизни и быстрого развития ребёнка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний.
ЗАПОМНИТЕ
Беременность • Роды • Эмбриональное развитие • Плацента • Плод • Пуповина • Лактация.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.207)
- Что такое беременность и каковы её основные признаки?
- Каковы основные условия нормального протекания беременности?
- Какова роль плаценты в период беременности?
- Что происходит с роженицей в период родов?
- Охарактеризуйте особенности внутриутробного развития человека.
ПОДУМАЙТЕ!
1. Какое значение для биологической науки имеет установление того факта, что зародыш человека на ранних стадиях, как и у всех других млекопитающих, проходит ускоренный путь развития своего биологического вида?
2. Известны случаи, когда детёныша человекообразной обезьяны, например шимпанзе, брали в семью, где его развитие проходило в обществе детей. Предположите, какие явления могут быть зарегистрированы в ходе наблюдений за развитием шимпанзе. Обсудите возможные варианты с одноклассниками.
Дополнительный материал
В качестве дополнительного материала к учебнику предлагаем цитаты из «Нового полного справочника для подготовки к ОГЭ» (Г.И. Лернер. Издательство ACT).
Раздел РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА:
В развитии зародыша человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем 280 суток) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
■ начальный период — 1-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и ее прикрепление к слизистой матки.
■ зародышевый период — 2-я – 8-я недели. В этот период образуются зародышевые оболочки: аллантоис, амнион, хорион, желточный мешок.
Аллантоис образует основную часть плаценты. Амнион содержит амниотическую жидкость, предохраняющую зародыш от повреждений. Хорион — это ворсинчатая оболочка амниона, образующая часть плаценты.
Желточный мешок выполняет кроветворную функцию и образует первичные половые клетки. Плацента делится на материнскую часть и детское место, образованное хорионом. Ворсинки хориона погружаются в слизистую оболочку матки, снабженную сетью кровеносных сосудов.
Кровь матери и плода не смешивается. Органы начинают закладываться к концу третьей недели. На пятой недели образуются зачатки конечностей, на 6-8-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться. К концу восьмой недели закладка органов заканчивается и начинается формирование органов и систем органов.
■ плодный период — с 9-й недели до рождения. Головка и туловище формируются к концу 2-го месяца. На третьем месяце формируются конечности. На 5-м месяце начинаются шевеления плода, к концу 6-го месяца заканчивается формирование внутренних органов. На 7-8-м месяцах плод жизнеспособен. На 40-й неделе наступают роды.
Постэмбриональный период развития ребенка включает следующие периоды:
■ новорожденности — первые 4 недели после рождения.
■ грудной — с 4-й недели до 1 года.
■ ясельный — от 1 до 3 лет.
■ дошкольный — с 3 до 6 лет.
■ школьный — с 6-7 до 16-17 лет.
Смотрите также
Конспект урока «Размножение и развитие организма человека».
<< § 41 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 43 >> Следующая тема учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 12 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.