Биология Пасечник Учебник §45

Биология Пасечник Учебник §45 Слуховой анализатор Главы 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Страницы 218-221. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 44 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 46 >> Следующая тема учебника

§45. Слуховой анализатор.

ВСПОМНИТЕ
1. Какое значение для человека имеет слух?
2. Каковы основные части любого анализатора?

ОТВЕТЫ на вопросы §45

Слуховой анализатор.

Слух даёт возможность воспринимать звуковую информацию на значительном расстоянии. А для человека слух важен ещё и потому, что даёт возможность воспринимать речь, а значит, общаться. Слуховой анализатор включает в себя орган слуха, слуховой нерв и центры мозга, анализирующие слуховую информацию.

Строение органа слуха.

Периферическая часть слухового анализатора состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 103). Наружное ухо человека представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой.

Ушная раковина — хрящевое образование, покрытое кожей. У человека, в отличие от многих животных, ушные раковины практически неподвижны. Наружный слуховой проход — канал длиной 3—3,5 см, заканчивающийся барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от полости среднего уха. Слуховой проход не совсем прямой, он слегка изогнут, его стенки выделяют особое липкое вещество — ушную серу, которая не даёт проникнуть в слуховой проход пыли и мелким насекомым. В полости среднего уха расположены самые маленькие кости организма человека: молоточек, наковальня и стремечко.

Молоточек «рукояткой» срастается с барабанной перепонкой, а «головкой» подвижно присоединён к наковальне, которая другой частью подвижно соединена со стремечком. Стремечко широким основанием сращено с перепонкой овального окна, ведущего во внутреннее ухо. Полость среднего уха через евстахиеву трубу соединена с носоглоткой. Это необходимо для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки при изменениях атмосферного давления.

Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости. К органу слуха во внутреннем ухе относится улитка — костный спирально закрученный канал. В канале улитки, заполненном особой жидкостью, находится около 25 тыс. звуковоспринимающих клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.

Механизм работы слухового анализатора.

При поступлении звукового сигнала столбик воздуха, заполняющий наружный слуховой проход, колеблется. Эти колебания улавливаются барабанной перепонкой и через молоточек, наковальню и стремечко передаются на овальное окно. При прохождении через систему звуковых косточек звуковые колебания усиливаются приблизительно в 40–50 раз и передаются на жидкость, заполняющую полости внутреннего уха. Через эту жидкость колебания воспринимаются рецепторами, причём высокие звуки вызывают колебания более коротких волокон, а низкие — более длинных. В результате колебаний возбуждаются рецепторные клетки, и сигнал по волокнам слухового нерва передаётся сначала в ядра нижних бугров четверохолмия, оттуда в слуховые ядра таламуса и, наконец, в височные доли коры больших полушарий, где и находится высший центр слуховой чувствительности.

Нарушения слуха и их причины.

Иногда в наружном слуховом проходе скапливается слишком много ушной серы и образуется пробка, снижающая остроту слуха. Удалять такую пробку нужно очень осторожно, так как можно повредить барабанную перепонку (рис. 104).

Из носоглотки в полость среднего уха могут проникать различные виды возбудителей, способные вызывать воспаление среднего уха — отит. При правильном и своевременном лечении отит быстро проходит и не отражается на чувствительности слуха.

Также к нарушению слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей.

ЗАПОМНИТЕ
Слуховой анализатор • Ухо наружное, среднее, внутреннее • Наружный слуховой проход • Барабанная перепонка • Слуховые косточки • Улитка • Евстахиева труба • Отит.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.220)

  1. Каково строение слухового анализатора?
  2. Какие расстройства слуха вам известны и каковы их основные причины?

ПОДУМАЙТЕ!
Какие особенности слухового анализатора позволяют человеку определить расстояние до источника звука и направление на него?

ОТВЕТЫ на вопросы §45

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ИССЛЕДУЙТЕ. Определение остроты слуха
Цель работы: определить остроту слуха.
Материалы и оборудование: механические часы.
Ход работы:

  1. Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в сантиметрах) между часами и ухом.
  2. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние.
  3. Повторите измерения обоих типов несколько раз. Результаты измерений запишите.
  4. Вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность.
  5. Сравните результаты ваших исследований слуховой чувствительности с результатами товарищей.
  6. Сделайте выводы.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Докажите, что «орган слуха» и «слуховой анализатор» — разные понятия.

ОТВЕТЫ на вопросы §45

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Познакомьтесь с основными правилами гигиены слуха.
Гигиена слуха — это рекомендации и определённые правила, при соблюдении которых негативное влияние внешних факторов на организм человека значительно снижается и способствует сохранению слуха.

  • Защищайте уши от слишком громких звуков, сильного шума. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор. Барабанная перепонка со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше.
  • Берегите уши от холодного ветра, попадания воды при купании.
  • Не чистите уши твердыми, острыми предметами. Правильно и вовремя очищайте уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов.
  • Своевременно обращайтесь за консультацией к специалисту и лечите нарушения слуха, регулярно наблюдайтесь у ЛОР-врача.

ЭТО ИНТЕРЕСНО (стр.221)

Иллюзии. Важно помнить о том, что любой вид информации доставляется в головной мозг по нервным путям в виде нервных импульсов и наши ощущения зависят от того, в какой отдел мозга приходят эти самые импульсы.

Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности, но возможны и ошибки восприятия, называемые иллюзиями (рис. 105). Их причины могут быть как внутренними, так и внешними, однако жизненный опыт и совместная работа всех анализаторов помогают человеку получить верную картину мира.

Работа анализаторов, как и весь организм человека, подвержена воздействию факторов окружающей среды. Например, при низкой температуре чувствительность тактильных рецепторов кожи пальцев значительно снижается. Звук звонящего телефона в помещении библиотеки и на шумной улице кажутся совершенно разными по уровню громкости.Рис. 105. Зрительные иллюзии

 

<< § 44 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 46 >> Следующая тема учебника

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §45 Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней