Биология Пасечник Учебник §46. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание Главы 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Страницы 222-223. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 45 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 47 >> Следующая тема учебника§46. Вестибулярный анализатор.
Мышечное чувство. Осязание.
ВСПОМНИТЕ:
1. Какие органы позволяют животным ориентироваться в пространстве и где они расположены?
2. Какие функции выполняют наружные покровы человека?
Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции положения тела и его отдельных частей в пространстве. Его периферическая часть представлена рецепторами, расположенными во внутреннем ухе, а также большим количеством рецепторов, расположенных в сухожилиях мышц. Все эти структуры, по сути, выполняют функцию органов равновесия.
В преддверии внутреннего уха расположены круглый и овальный мешочки, которые заполнены жидкостью. В стенках мешочков находится большое количество рецепторных волосков клеток. В полости мешочков расположены отолиты — кристаллы солей кальция. Кроме того, в полости внутреннего уха присутствуют три полукружных канала, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях. Они заполнены жидкостью, а в стенках их расширений находятся рецепторы (рис. 106).
Рис. 106. Вестибулярный орган
Механизм работы вестибулярного анализатора.
При изменении положения головы или всего тела в пространстве отолиты и жидкость полукружных канальцев перемещаются, возбуждая рецепторы. Их отростки образуют вестибулярный нерв, по которому информация об изменении положения тела в пространстве попадает в ядра среднего мозга, мозжечок, ядра таламуса и, наконец, в теменную область коры больших полушарий.
Мышечное чувство.
Человек прекрасно чувствует, в каком положении находятся части его тела, например конечности. Для этого в мышцах и особенно в их сухожилиях располагаются многочисленные рецепторы, передающие в мозг информацию о степени растяжения каждой мышцы, а значит, и о том, насколько эта мышца сокращена. Эта информация поступает в мозжечок и теменную область коры больших полушарий, что позволяет очень быстро и точно контролировать позу всего тела человека и положение его отдельных частей. Мышечное чувство позволяет человеку довести до автоматизма свои двигательные навыки. Например, акробат выполняет целые каскады сложнейших движений, совершенно не задумываясь об их последовательности. Это возможно только благодаря точной работе вестибулярного аппарата и хорошо тренированному мышечному чувству.
Кожное чувство.
Осязание — это комплекс ощущений, возникающих при раздражении нескольких видов рецепторов кожи, реагирующих на холод, тепло, давление, прикосновение и т. д. Информация ото всех этих рецепторов собирается в спинной мозг и по проводящим путям белого вещества поступает в ядра таламуса, а оттуда в высший центр тактильной чувствительности — область задней центральной извилины коры больших полушарий.
ЗАПОМНИТЕ
Вестибулярный анализатор • Мышечное чувство • Осязание.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.223)
- Каково строение вестибулярного анализатора?
- Где расположены рецепторы, воспринимающие информацию о положении тела в пространстве?
- Каково значение мышечного чувства для людей разных профессий?
- Какие виды рецепторов кожи вам известны?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему перед выполнением сложного действия человеку важно мысленно представить его во всех деталях и в нужной последовательности?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
- Охарактеризуйте особенности строения органа равновесия и функции его основных частей.
- Раскройте механизм работы вестибулярного анализатора. Обсудите значение вестибулярного анализатора в жизни человека.
<< § 45 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 47 >> Следующая тема учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §46 Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.