Биология Пасечник Учебник §§48-50 Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Программы поведения. Врождённое и приобретённое поведение. Глава 14 ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< Глава 13. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебникаГлава 14.
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА
Мозг является центром психической деятельности, или психики, которая обеспечивает человеку выбор правильного варианта поведения в соответствии с условиями окружающей среды. Психические процессы включают в себя эмоции, восприятие, память, сознание, мышление и являются проявлениями высшей нервной деятельности.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— о высшей нервной деятельности (ВИД) человека;
— об исследованиях в области ВИД;
— о безусловных и условных рефлексах и их биологическом значении;
— об особенностях психики человека;
— о роли обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека;
— о сне и бодрствовании;
— о санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни;
— о вредных и полезных привычках, об их влиянии на здоровье.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— обсуждать роль условных рефлексов, механизмов их образования;
— сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и ненаследственные программы поведения;
— классифицировать типы темперамента.
§48. Психика и поведение человека.
Страницы учебника: 228-231. Текст параграфа скрыт в спойлере.
ЗАПОМНИТЕ
• Поведение • Психика • Потребности • Мотивы поведения
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.229)
- Чем поведение человека отличается от поведения животных?
- Что такое психика? Имеется ли психика у животных?
- Что обусловливает выбор той или иной формы поведения?
ПОДУМАЙТЕ!
Какая взаимосвязь и взаимозависимость между понятиями «поведение», «потребность» и «мотив» характерны в действиях человека? Своё мнение обсудите с учащимися класса.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ШАГИ К УСПЕХУ
§49. Высшая нервная деятельность.
Программы поведения.
Страницы учебника: 232-233.
ЗАПОМНИТЕ:
• Высшая нервная деятельность (ВНД) • Возбуждение • Торможение.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.233)
- Что такое высшая нервная деятельность? Что лежит в её основе?
- Какие науки изучают работу мозга? Что их объединяет?
- Каковы механизмы и биологическое значение безусловных и условных рефлексов?
- Что обусловливает выбор человеком той или иной формы поведения? Отличаются ли эти процессы у человека от таковых у животных?
- Подготовьте сообщение о вкладе выдающихся учёных в изучение высшей нервной деятельности человека и его поведения.
ПОДУМАЙТЕ!
Можно ли утверждать, что формирование условного рефлекса, например, у собаки в ответ на команду «сидеть», является исключительно однонаправленным процессом воздействия на поведение животного. Или собака также способна воздействовать на хозяина, стимулируя своим поведением ответное действие в виде поощрения лакомством или похвалы? Аргументируйте свой ответ.
§50. Врождённое и приобретённое поведение.
Страницы учебника: 234-237.
ЗАПОМНИТЕ:
Инстинкт • Запечатление • Динамический стереотип.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.237)
- Какие виды врождённых программ поведения вы знаете? Что общего между ними и чем они отличаются?
- Что является основой формирования программ приобретённого поведения? Приведите примеры.
ПОДУМАЙТЕ!
1. Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретённых программ поведения?
2. Используя доступные информационные источники, составьте схему, иллюстрирующую работу функциональной системы. Приведите примеры работы такой системы.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщения о рассудочной деятельности животных.
2. Среди артистов цирка часто наблюдается преемственность поколений, возникают целые цирковые династии. Особенно знамениты династии дрессировщиков Багдасаровых, Запашных, Дуровых. Что вам известно о данной профессии? Какой главный профессиональный секрет, на ваш взгляд, может передаваться из поколения в поколение в этих династиях, в то время как мы, зрители, с увлечением можем наблюдать замечательные цирковые номера с участием различных животных?
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §§48-50 Глава 14 «ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.