9-й класс: Биология Пасечник Учебник Глава 1 «ЧЕЛОВЕК — БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ВИД». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника ГЛАВА 2 >> Следующая тема учебникаБиология. Глава 1
ЧЕЛОВЕК — БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ВИД
Мы живём в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— о науках, занимающихся изучением человека;
— о методах исследования организма человека;
— о значении знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья;
— об особенностях человека как биосоциального существа.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— раскрывать сущность наук о человеке;
— объяснять положение человека в системе органического мира;
— выявлять черты сходства человека с млекопитающими, сходства и отличия с приматами;
— обосновывать происхождение человека от животных;
— объяснять приспособленность человека к различным экологическим факторам;
— описывать биологические и социальные факторы антропогенеза, этапы и факторы становления человека.
§ 1. Науки о человеке и их методы.
Значение знаний о человеке.
ЗАПОМНИТЕ
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена) • Медицина • Экология • Санитария • Методы изучения организма человека.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.8)
- Почему человеку необходимо изучать самого себя?
- Назовите и охарактеризуйте известные вам методы изучения организма человека. Обсудите с одноклассниками причины выбора именно этих методов исследования.
- В чём заключается социальная составляющая в жизни человека? Что позволяет судить о нём как о биосоциальном существе?
ПОДУМАЙТЕ!
1. Почему здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) не только объективное (реальное) состояние, но и субъективное (личное) чувство полного физического, психического и социального комфорта?
2. Почему не все биологические методы приемлемы для изучения человека?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
- Обсудите с одноклассниками интересующие вас профессии. Как, на ваш взгляд, они могут быть связаны с биологией?
- Существует мнение, что знания из области фармакологии и иммунологии нужны только специалистам в этих областях. Подтвердите или опровергните данное высказывание.
- Приведите конкретные примеры важности биологических знаний для людей различных профессий. Обсудите этот вопрос с одноклассниками.
§ 2. Человек как часть природы.
ЗАПОМНИТЕ
Система органического мира • Человек разумный • Палеонтология • Рудименты • Атавизмы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.15)
- Объясните положение человека в системе органического мира.
- На основе анализа текста параграфа опишите, в чём заключаются сходство и различия между человеком и животными. А в чём, на ваш взгляд, сходство человека с другими организмами, например с растениями?
- Используя рисунки и текст параграфа, обоснуйте происхождение человека от животных. Что, на ваш взгляд, способствовало его эволюции?
ПОДУМАЙТЕ!
1. Считается, что убедительные доказательства животного происхождения человека предоставляет наука палеонтология. Какие вопросы вы бы задали учёному-палеонтологу по пояснению и обоснованию данного тезиса?
2. Исследования в каких других областях биологии также помогают изучать происхождение человека? Приведите конкретные примеры.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
§ 3. Антропогенез.
ЗАПОМНИТЕ
Антропогенез и его этапы • Человеческие расы: европеоидная, монголоидная, экваториальная
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.21)
- Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека?
- Какие этапы антропогенеза выделяют учёные?
- Какие «общественные» животные вам известны? В чём, на ваш взгляд, заключается принципиальное отличие их поведения от поведения человека?
- Опишите биологические и социальные факторы антропогенеза, этапы и факторы становления человека.
- Какое значение для человека имело появление речи, а затем письма?
- Какие человеческие расы вам известны? Каковы их основные черты?
- Объясните существование различных рас человека с позиций его приспособленности к различным экологическим факторам (условиям окружающей среды и образу жизни).
ПОДУМАЙТЕ!
Согласны ли вы с выражением «Рука человека не только орудие труда, но и его продукт»? Почему?
Изучив материал параграфа, обсудите, какую роль играли в прошлом и играют в настоящее время биологические и социальные факторы в эволюции человека. Расизм — антинаучная теория о неравенстве человеческих рас. Используя материал параграфа и дополнительные интернет-источники, докажите несостоятельность расизма.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 1
Основы знаний о своём организме следует усвоить каждому. Это необходимо для ведения здорового образа жизни и для того, чтобы знать, как сохранить своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Науки, изучающие человека, — анатомия человека, физиология человека, психология, медицина, гигиена, антропология — тесно связаны друг с другом.
С развитием науки и техники наряду с традиционными методами изучения анатомического строения организма человека всё большее значение приобретают методы, позволяющие изучать организм человека при его жизни (рентгенография, компьютерная томография, телеметрические методы, ультразвуковые исследования и др.). Это способствует сохранению или восстановлению здоровья, продлению средней продолжительности жизни человека.
Место человека в системе природы: надцарство — Эукариоты, царство Животные, тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек и вид Человек разумный.
Исторически сложившиеся группы людей, различающиеся некоторыми физическими и физиологическими признаками, называют расами. Выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную.
В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных. Широко распространено мнение, что человек произошёл от человекообразных обезьян. Это не верно. Развитие человека и человекообразных обезьян — это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.
Современный человек является не только биологическим существом, но и существом социальным — общественным. Благодаря значительным изменениям в строении тела и его функционировании человек смог приспособиться к систематическому труду с использованием изготовленных им самим орудий труда. Их применение позволило ему более эффективно воздействовать на окружающую среду и тем самым её изменять.
■ Проекты и исследования
- Человек — биосоциальный вид.
- Методы исследования организма человека.
- Профессии, связанные с биологией.
ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника ГЛАВА 2 >> Следующая тема учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 1 «ЧЕЛОВЕК — БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ВИД». Учебник по биологии 9 класс УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.