Биология Пасечник Учебник Глава 13

Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< Глава 12. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника

Глава 13.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Благодаря нервной системе человек непрерывно реагирует на изменения в окружающей обстановке. При этом всю информацию об окружающем мире человек получает через сенсорные системы.

ВЫ УЗНАЕТЕ
— об анализаторах и органах чувств как элементах их строения;
— о строении и функциях зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов;
— о мышечном чувстве и осязании;
— о нарушениях работы анализаторов, их причинах и профилактике.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— описывать органы чувств и объяснять их значение для организма человека;
— объяснять пути передачи нервных импульсов;
— описывать органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса;
— анализировать и оценивать влияния факторов риска на здоровье человека, связанное с работой сенсорных систем.

§44. Понятие об анализаторах.
Зрительный анализатор.

Страницы учебника: 214-217. Текст параграфа скрыт в спойлере.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.217)

  1. Что такое анализаторы и какие части входят в их состав?
  2. Каково строение зрительного анализатора?
  3. Где расположены рецепторы, воспринимающие зрительную информацию? Какие виды рецепторов различают и каковы их функции?
  4. Какие расстройства зрения вам известны и каковы их основные причины?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему в сумерки мы не можем различить окраску предметов?


§45. Слуховой анализатор.

Страницы учебника: 218-221.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа
Биология Пасечник Учебник Глава 13

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.220)

  1. Каково строение слухового анализатора?
  2. Какие расстройства слуха вам известны и каковы их основные причины?

ПОДУМАЙТЕ!
Какие особенности слухового анализатора позволяют человеку определить расстояние до источника звука и направление на него?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ИССЛЕДУЙТЕ. Определение остроты слуха
Цель работы: определить остроту слуха.
Материалы и оборудование: механические часы.
Ход работы:

  1. Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в сантиметрах) между часами и ухом.
  2. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние.
  3. Повторите измерения обоих типов несколько раз. Результаты измерений запишите.
  4. Вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность.
  5. Сравните результаты ваших исследований слуховой чувствительности с результатами товарищей.
  6. Сделайте выводы.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Докажите, что «орган слуха» и «слуховой анализатор» — разные понятия.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Познакомьтесь с основными правилами гигиены слуха.
Гигиена слуха — это рекомендации и определённые правила, при соблюдении которых негативное влияние внешних факторов на организм человека значительно снижается и способствует сохранению слуха.

  • Защищайте уши от слишком громких звуков, сильного шума. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор. Барабанная перепонка со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше.
  • Берегите уши от холодного ветра, попадания воды при купании.
  • Не чистите уши твердыми, острыми предметами. Правильно и вовремя очищайте уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов.
  • Своевременно обращайтесь за консультацией к специалисту и лечите нарушения слуха, регулярно наблюдайтесь у ЛОР-врача.

ЭТО ИНТЕРЕСНО (стр.221)

Иллюзии. Важно помнить о том, что любой вид информации доставляется в головной мозг по нервным путям в виде нервных импульсов и наши ощущения зависят от того, в какой отдел мозга приходят эти самые импульсы.

Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности, но возможны и ошибки восприятия, называемые иллюзиями (рис. 105). Их причины могут быть как внутренними, так и внешними, однако жизненный опыт и совместная работа всех анализаторов помогают человеку получить верную картину мира.

Работа анализаторов, как и весь организм человека, подвержена воздействию факторов окружающей среды. Например, при низкой температуре чувствительность тактильных рецепторов кожи пальцев значительно снижается. Звук звонящего телефона в помещении библиотеки и на шумной улице кажутся совершенно разными по уровню громкости.Рис. 105. Зрительные иллюзии

 

§46. Вестибулярный анализатор.
Мышечное чувство. Осязание.

Страницы учебника: 222-223.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.223)

  1. Каково строение вестибулярного анализатора?
  2. Где расположены рецепторы, воспринимающие информацию о положении тела в пространстве?
  3. Каково значение мышечного чувства для людей разных профессий?
  4. Какие виды рецепторов кожи вам известны?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему перед выполнением сложного действия человеку важно мысленно представить его во всех деталях и в нужной последовательности?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

  1. Охарактеризуйте особенности строения органа равновесия и функции его основных частей.
  2. Раскройте механизм работы вестибулярного анализатора. Обсудите значение вестибулярного анализатора в жизни человека.

 

§47. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Страницы учебника: 224-225.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.225)

  1. Что общего у вкусового и обонятельного анализаторов?
  2. Какие вкусовые ощущения различает человек и где расположены рецепторы, воспринимающие их?
  3. От чего зависит ощущение запаха?
  4. Что такое боль и какое значение для человека имеет её ощущение?
  5. Для чего необходимо взаимодействие сенсорных систем?
  6. Раскройте механизмы работы вкусового и обонятельного анализаторов.

ПОДУМАЙТЕ!
В каком случае человек не сможет почувствовать вкуса пищи?

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 13

  • На человека постоянно действует непрерывный поток информации о процессах, происходящих внутри и вне его организма. Каждый её вид поступает в центральную нервную систему человека через соответствующий анализатор, обеспечивающий её восприятие через специализированные органы чувств, доставку по нервным путям в определённый участок мозга, а также анализ этой информации и создание ощущения.
  • Каждый анализатор состоит из рецепторов органов чувств, нервных путей и чувствительной зоны коры мозга.
  • Различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, вестибулярный и тактильные анализаторы.
  • Органы чувств обеспечивают преобразование информационных сигналов, поступающих от специфического раздражителя, в форму, доступную для восприятия соответствующим рецептором.
  • Боль — это неприятные ощущения, которые указывают на повреждение организма или угрозу для него вследствие травмы или болезни. Она воспринимается разветвлёнными окончаниями особых нервов.
  • Каждый анализатор специфичен и не может быть полностью заменён другим, но возможна частичная компенсация недостатка одного анализатора усиленным развитием другого.

Проекты и исследования
1. Изучение оптической системы глаза и её нарушений.
2. Изучение зрительных (слуховых, вкусовых) иллюзий.

 

<< Глава 12. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней