Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< Глава 12. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебникаГлава 13.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Благодаря нервной системе человек непрерывно реагирует на изменения в окружающей обстановке. При этом всю информацию об окружающем мире человек получает через сенсорные системы.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— об анализаторах и органах чувств как элементах их строения;
— о строении и функциях зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов;
— о мышечном чувстве и осязании;
— о нарушениях работы анализаторов, их причинах и профилактике.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— описывать органы чувств и объяснять их значение для организма человека;
— объяснять пути передачи нервных импульсов;
— описывать органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса;
— анализировать и оценивать влияния факторов риска на здоровье человека, связанное с работой сенсорных систем.
§44. Понятие об анализаторах.
Зрительный анализатор.
Страницы учебника: 214-217. Текст параграфа скрыт в спойлере.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.217)
- Что такое анализаторы и какие части входят в их состав?
- Каково строение зрительного анализатора?
- Где расположены рецепторы, воспринимающие зрительную информацию? Какие виды рецепторов различают и каковы их функции?
- Какие расстройства зрения вам известны и каковы их основные причины?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему в сумерки мы не можем различить окраску предметов?
§45. Слуховой анализатор.
Страницы учебника: 218-221.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.220)
- Каково строение слухового анализатора?
- Какие расстройства слуха вам известны и каковы их основные причины?
ПОДУМАЙТЕ!
Какие особенности слухового анализатора позволяют человеку определить расстояние до источника звука и направление на него?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ИССЛЕДУЙТЕ. Определение остроты слуха
Цель работы: определить остроту слуха.
Материалы и оборудование: механические часы.
Ход работы:
- Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в сантиметрах) между часами и ухом.
- Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние.
- Повторите измерения обоих типов несколько раз. Результаты измерений запишите.
- Вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность.
- Сравните результаты ваших исследований слуховой чувствительности с результатами товарищей.
- Сделайте выводы.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Докажите, что «орган слуха» и «слуховой анализатор» — разные понятия.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Познакомьтесь с основными правилами гигиены слуха.
Гигиена слуха — это рекомендации и определённые правила, при соблюдении которых негативное влияние внешних факторов на организм человека значительно снижается и способствует сохранению слуха.
- Защищайте уши от слишком громких звуков, сильного шума. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор. Барабанная перепонка со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше.
- Берегите уши от холодного ветра, попадания воды при купании.
- Не чистите уши твердыми, острыми предметами. Правильно и вовремя очищайте уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов.
- Своевременно обращайтесь за консультацией к специалисту и лечите нарушения слуха, регулярно наблюдайтесь у ЛОР-врача.
ЭТО ИНТЕРЕСНО (стр.221)
Иллюзии. Важно помнить о том, что любой вид информации доставляется в головной мозг по нервным путям в виде нервных импульсов и наши ощущения зависят от того, в какой отдел мозга приходят эти самые импульсы.
Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности, но возможны и ошибки восприятия, называемые иллюзиями (рис. 105). Их причины могут быть как внутренними, так и внешними, однако жизненный опыт и совместная работа всех анализаторов помогают человеку получить верную картину мира.
Работа анализаторов, как и весь организм человека, подвержена воздействию факторов окружающей среды. Например, при низкой температуре чувствительность тактильных рецепторов кожи пальцев значительно снижается. Звук звонящего телефона в помещении библиотеки и на шумной улице кажутся совершенно разными по уровню громкости.
§46. Вестибулярный анализатор.
Мышечное чувство. Осязание.
Страницы учебника: 222-223.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.223)
- Каково строение вестибулярного анализатора?
- Где расположены рецепторы, воспринимающие информацию о положении тела в пространстве?
- Каково значение мышечного чувства для людей разных профессий?
- Какие виды рецепторов кожи вам известны?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему перед выполнением сложного действия человеку важно мысленно представить его во всех деталях и в нужной последовательности?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
- Охарактеризуйте особенности строения органа равновесия и функции его основных частей.
- Раскройте механизм работы вестибулярного анализатора. Обсудите значение вестибулярного анализатора в жизни человека.
§47. Вкусовой и обонятельный анализаторы.
Страницы учебника: 224-225.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.225)
- Что общего у вкусового и обонятельного анализаторов?
- Какие вкусовые ощущения различает человек и где расположены рецепторы, воспринимающие их?
- От чего зависит ощущение запаха?
- Что такое боль и какое значение для человека имеет её ощущение?
- Для чего необходимо взаимодействие сенсорных систем?
- Раскройте механизмы работы вкусового и обонятельного анализаторов.
ПОДУМАЙТЕ!
В каком случае человек не сможет почувствовать вкуса пищи?
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 13
- На человека постоянно действует непрерывный поток информации о процессах, происходящих внутри и вне его организма. Каждый её вид поступает в центральную нервную систему человека через соответствующий анализатор, обеспечивающий её восприятие через специализированные органы чувств, доставку по нервным путям в определённый участок мозга, а также анализ этой информации и создание ощущения.
- Каждый анализатор состоит из рецепторов органов чувств, нервных путей и чувствительной зоны коры мозга.
- Различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, вестибулярный и тактильные анализаторы.
- Органы чувств обеспечивают преобразование информационных сигналов, поступающих от специфического раздражителя, в форму, доступную для восприятия соответствующим рецептором.
- Боль — это неприятные ощущения, которые указывают на повреждение организма или угрозу для него вследствие травмы или болезни. Она воспринимается разветвлёнными окончаниями особых нервов.
- Каждый анализатор специфичен и не может быть полностью заменён другим, но возможна частичная компенсация недостатка одного анализатора усиленным развитием другого.
Проекты и исследования
1. Изучение оптической системы глаза и её нарушений.
2. Изучение зрительных (слуховых, вкусовых) иллюзий.
<< Глава 12. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.