Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ» §44 Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Страницы 214-217. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 43 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 45 >> Следующая тема учебникаГлава 13.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Благодаря нервной системе человек непрерывно реагирует на изменения в окружающей обстановке. При этом всю информацию об окружающем мире человек получает через сенсорные системы.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— об анализаторах и органах чувств как элементах их строения;
— о строении и функциях зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов;
— о мышечном чувстве и осязании;
— о нарушениях работы анализаторов, их причинах и профилактике.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— описывать органы чувств и объяснять их значение для организма человека;
— объяснять пути передачи нервных импульсов;
— описывать органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса;
— анализировать и оценивать влияния факторов риска на здоровье человека, связанное с работой сенсорных систем.
§44. Понятие об анализаторах.
Зрительный анализатор.
ВСПОМНИТЕ
1. С помощью каких органов чувств человек познаёт окружающий мир?
2. Какие преимущества человеку даёт бинокулярное зрение?
Органы чувств и их значение.
Каждый вид информации, доступный человеку, поступает в его центральную нервную систему через соответствующую сенсорную систему, или анализатор (рис. 99).
Анализатор — это система органов, обеспечивающая восприятие какого-либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и др.), доставку этой информации по нервным путям в мозг, анализ этой информации в соответствующих структурах мозга и создание ощущения.
Каждый анализатор состоит из органа чувства, воспринимающего раздражитель (например, глаз для зрительного анализатора), и тех структур мозга, где этот вид информации обрабатывается (верхние бугры четверохолмия среднего мозга, зрительные ядра таламуса и затылочная доля коры больших полушарий для зрения).
Анализаторы классифицируют по типу тех ощущений, в формировании которых они участвуют. Благодаря анализаторам человек непрерывно реагирует на изменения в окружающей обстановке.
Зрительный анализатор.
Более 90 % информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрительный анализатор включает в себя глаз, зрительный нерв и те структуры головного мозга, где создаётся зрительный образ (картинка, которую мы видим).
Строение глаза
(рис. 100). Орган зрения — глаз — состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. К последнему относят веки, ресницы, мышцы глазного яблока и слёзные железы. Веки — складки кожи, выстланные изнутри слизистой оболочкой. Слёзы, образующиеся в слёзных железах, омывают передний отдел глазного яблока и через носослёзный канал проходят в ротовую полость. У взрослого человека в сутки должно вырабатываться не менее 3–5 мл слёз, которые увлажняют поверхность глазного яблока, очищая его от пылинок и убивая бактерий.
Глазное яблоко формирует оптическую систему глаза. Оно имеет шарообразную форму и располагается в глазнице. При помощи глазодвигательных мышц оно может поворачиваться в глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки. Наружная оболочка (белочная) спереди глазного яблока переходит в прозрачную роговицу, её задний отдел называется склерой. Через среднюю оболочку (сосудистую) глазное яблоко снабжается кровью. Впереди в сосудистой оболочке имеется отверстие — зрачок, позволяющий лучам попадать внутрь глазного яблока. Вокруг зрачка часть сосудистой оболочки окрашена и называется радужкой. Клетки радужки содержат всего один пигмент, и, если его мало, радужка окрашена в голубой или серый цвет, а если много — в карий или чёрный. Мышцы зрачка сужают или расширяют его (от 2 до 8 мм в диаметре) в зависимости от яркости света, освещающего глаз. Между роговицей и радужкой расположена передняя камера глаза, заполненная жидкостью.
Позади радужки расположен прозрачный хрусталик — двояковыпуклая линза, необходимая для фокусировки лучей света на внутренней поверхности глазного яблока. Хрусталик снабжён специальными мышцами, меняющими его кривизну. Процесс изменения кривизны хрусталика называют аккомодацией. Между радужкой и хрусталиком расположена задняя камера глаза. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачным стекловидным телом.
Механизм работы зрительного анализатора.
Пройдя через хрусталик и стекловидное тело, лучи света попадают на внутреннюю оболочку глазного яблока — сетчатку. Это многослойное образование содержит зрительные рецепторы — колбочки (около 7 млн) и палочки (около 130 млн). В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, они более чувствительны, чем колбочки, и обеспечивают чёрно-белое зрение при плохом освещении. Колбочки содержат зрительный пигмент иодопсин и обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещённости. Считается, что есть три вида колбочек, воспринимающих красный, зелёный и фиолетовый цвета соответственно. Все остальные оттенки определяются комбинацией возбуждения в этих трёх типах рецепторов. Под действием квантов света зрительные пигменты разрушаются, генерируя электрические сигналы, которые передаются от палочек и колбочек к зрительному нерву, и по его волокнам импульсы поступают в мозг. В месте выхода зрительного нерва из сетчатки отсутствуют и колбочки, и палочки. Это место называется слепым пятном.
Больше всего колбочек располагается прямо напротив зрачка — в жёлтом пятне, а в периферических отделах сетчатки колбочек почти нет, там располагаются одни палочки. Выйдя из глазного яблока, зрительный нерв следует в верхние бугры четверохолмия среднего мозга, где зрительная информация подвергается первичной обработке. По аксонам нейронов верхних бугров зрительная информация попадает в зрительные ядра таламуса, а оттуда — в затылочные доли коры больших полушарий. Именно там формируется тот зрительный образ, который мы субъективно ощущаем, т. е. видим.
Зрительное восприятие.
Оптическая система глаза формирует на сетчатке не только уменьшенное, но и перевёрнутое изображение предмета. Обработка сигналов в центральной нервной системе происходит таким образом, что предметы воспринимаются в естественном положении (рис. 101).
Нарушения зрения и их причины.
Одной из главных проблем людей старше 40 лет является нарушение зрения. В России 60 % населения имеют проблемы со зрением; более 1 млн — слепые и слабовидящие. Снижение зрения означает утрату возможности читать, писать, смотреть телевизор и др. Среди основных расстройств зрения следует отметить близорукость и дальнозоркость. При близорукости (рис. 102) глазное яблоко несколько вытягивается и изображение от отдалённых объектов не фокусируется на сетчатке, оказываясь как бы перед ней. При дальнозоркости картина будет противоположной, но в обоих случаях изображение на сетчатке будет нечётким. Близорукие люди плохо видят удалённые предметы, хорошо различая всё, что расположено рядом. Дальнозоркие люди, наоборот, хорошо видят на далёкие расстояния, но чтение книги, лежащей перед ними, вызывает у них затруднение. В обоих случаях поправить положение могут правильно подобранные очки.
Для того чтобы человек хорошо видел, необходимо сфокусировать оба глаза на объекте. За счёт этого формируется объёмное зрение, оценивается форма предмета и расстояние до него.
Ещё одним нарушением зрения является косоглазие. При косоглазии глаза как будто пытаются сойтись вместе или, наоборот, разойтись. Косоглазие может или быть врождённым, или возникнуть из-за травмы. Лечат это заболевание специальными упражнениями, ношением особых очков, но иногда приходится прибегать к операции.
Помутнение хрусталика довольно часто встречается у пожилых людей и диабетиков. Это заболевание называется катарактой. Иногда катаракта у ребёнка бывает врождённой, чаще всего в том случае, если его будущая мама переболела краснухой на ранней стадии беременности. Однако такой непрозрачный хрусталик можно удалить и заменить его специальными очками, выполняющими функцию хрусталика.
Гигиена зрения.
Для глаз очень опасны различные повреждения, вызываемые острыми предметами или химическими и температурными ожогами. При повреждениях глаза оказать грамотную помощь без участия специалиста трудно, а потому следует наложить на глаз повязку и срочно доставить больного к врачу.
Так как глаза могут пострадать от целого ряда инфекций, следует тщательно следить за их гигиеной, а при покраснении глаз и возникновении неприятных ощущений обратиться к врачу.
ЗАПОМНИТЕ
Орган чувств • Анализатор • Сенсорная система • Зрение • Глаз • Оптическая система глаза • Сетчатка • Зрительные рецепторы • Близорукость • Дальнозоркость.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.217)
- Что такое анализаторы и какие части входят в их состав?
- Каково строение зрительного анализатора?
- Где расположены рецепторы, воспринимающие зрительную информацию? Какие виды рецепторов различают и каковы их функции?
- Какие расстройства зрения вам известны и каковы их основные причины?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему в сумерки мы не можем различить окраску предметов?
<< § 43 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника § 45 >> Следующая тема учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 13 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.