Биология Пасечник Учебник Глава 15 ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< §§ 51-53. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебникаГлава 15. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
Биологическая природа человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её во времени и пространстве через размножение, обеспечив максимальную безопасность и комфорт. Всё это достигается через постоянные взаимодействия человека со средой обитания. Сходство человека с другими представителями живой природы объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой природы, где действуют биологические законы. А его отличия от них определяются принадлежностью именно к человеческому обществу, где действуют законы общественные, социальные.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— о взаимосвязи человека и окружающей среды;
— об экологических факторах и их действии на организм человека;
— о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
— о культуре отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
— о человеке как части биосферы Земли;
— о современных глобальных экологических проблемах;
— о значении охраны окружающей среды для сохранения человечества.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— аргументировать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
— анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
— обсуждать антропогенное воздействие на природу, глобальные экологические проблемы, роль охраны природы для сохранения жизни на Земле.
§54. Среда обитания человека и её факторы.
Страницы учебника: 252-259. Текст параграфа скрыт в спойлере.
ЗАПОМНИТЕ:
Экологические факторы • Биосоциальный вид • Адаптация • Чрезвычайная ситуация.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.257)
- В чём заключается биологическая природа человека?
- Почему человек считается биосоциальным видом?
- Что такое адаптация? Какое значение имеет адаптация в жизни человека?
ПОДУМАЙТЕ
Готовясь к соревнованиям, спортсмены тренируются в условиях высокогорья (примерно 2—3 км над уровнем моря) в течение месяца и больше. Какие изменения в организме происходят в этих условиях? Какой показатель крови может измениться при длительном пребывании в условиях высокогорья с отрицательным значением для организма?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
§55. Окружающая среда и здоровье человека.
Страницы учебника: 260-261.
ЗАПОМНИТЕ:
Здоровье • Всемирная организация здравоохранения • Здоровый образ жизни (ЗОЖ).
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.261)
- Что такое здоровье? От чего оно зависит?
- В чём выражается влияние природной и социальной среды на здоровье человека?
- Что такое загрязнители среды? Назовите их возможные источники.
- Чем занимается Всемирная организация здравоохранения? Подготовьте сообщение о её деятельности.
ПОДУМАЙТЕ!
Что является основной причиной ухудшения состояния окружающей среды, остро влияющей на здоровье человека?
§56. Человек как часть биосферы земли.
Страницы учебника: 262-266.
ЗАПОМНИТЕ
Человек как часть биосферы • Антропогенное воздействие • Урбанизация • Цивилизация • Техногенные изменения • Современные глобальные экологические проблемы. Охрана окружающей среды
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.264)
- Каково место человека в биосфере Земли?
- В чём заключаются антропогенные воздействия человека на природу? Обсудите их с одноклассниками.
- В чём опасность загрязнения биосферы? Какие загрязнители вам известны?
- Каковы современные глобальные экологические проблемы? Обсудите их с одноклассниками.
ПОДУМАЙТЕ!
В чём состоит значение охраны окружающей среды для сохранения человечества и жизни на Земле в целом? Обсудите данный вопрос с одноклассниками.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 15
Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшем переплетении социальных и природных условий. Воздействие природных условий на современного человека в значительной степени нейтрализуется условиями социальной среды.
Уровень развития информационных связей в человеческом обществе очень высок, так как существуют сигналы любой сложности, которые не только способны единовременно охватить всё ныне живущее человечество, но и могут быть адресованы всем будущим поколениям.
Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной среде, но наши способности к этому имеют определённые границы. Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей неодинакова. Изучение адаптивных возможностей человека и разработка соответствующих рекомендаций имеют важное практическое значение.
Значительная часть болезней человека связана с ухудшением качества нашей среды обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественностью продуктов питания, возрастанием шума. Находясь в неблагоприятных условиях среды, организм человека испытывает состояние напряжения и последующего утомления.
Нарушения здоровья часто вызываются попаданием в организм чуждых нормальному метаболизму химических веществ и соединений в объёмах, превышающих защитные возможности иммунной системы. Пути поступления таких веществ в организм человека различны. Во многих случаях они могут мало зависеть от конкретного человека, но влияния окружающей среды, улучшающие или, напротив, ухудшающие здоровье человека, в значительной мере могут быть сознательно скорректированы человечеством в целом.
Только на основе глубокого и всестороннего понимания связей человечества и природы возможно разумное регулирование этих взаимоотношений, что необходимо для того, чтобы гарантировать существование человечества в будущем.
Активная работа во всех областях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии будущего смогут решить экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с природой. Осознание единства человечества — одна из основ экологической нравственности и гуманизма.
Проекты и исследования
1. Изучение бактерицидного действия эфирных масел.
2. Основные направления развития науки бионики.
3. Современные глобальные экологические проблемы и пути их решения.
4. Охрана природы в нашем регионе.
<< §§ 51-53. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 15 «ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.