9-й класс: Биология Пасечник Учебник Глава 2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< ГЛАВА 1 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника ГЛАВА 3 >> Следующая тема учебникаБиология. Глава 2
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Для того чтобы уметь сохранять здоровье, физически и духовно развиваться, каждому человеку необходимо знать, как устроен его организм. Изучив эту главу, вы получите общие представления о собственном организме на разных уровнях его организации.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— об особенностях строения организма человека на различных уровнях его организации;
— о строении клеток и тканей человека, их функциях;
— об органах и системах органов организма человека;
— об организме человека как едином целом.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— описывать по внешнему виду (изображению), схемам общие признаки организма человека, уровни организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
— исследовать клетки слизистой оболочки ротовой полости;
— распознавать на готовых микропрепаратах типы тканей, характеризовать их свойства и функции;
— распознавать органы и системы органов (по таблицам, муляжам);
— устанавливать взаимосвязи органов и систем как основы гомеостаза.
§ 4. Строение и химический состав клетки.
ЗАПОМНИТЕ
Уровни организации человека • Клетка • Неорганические и органические вещества клетки • Нуклеиновые кислоты • Органоиды клетки
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.31)
- Проанализируйте таблицу 1. Почему можно утверждать, что химический состав клетки служит доказательством единства живой природы и общности живой и неживой природы? Почему считается, что углерод составляет химическую основу жизни?
- Какое неорганическое вещество преобладает в химическом составе клетки? Опишите его физические свойства и функции в клетке.
- Используя рисунок 11, опишите особенности строения клетки как уровня организации живого в составе организма человека.
- Какое строение имеет плазматическая мембрана? В состав каких клеточных органоидов входят мембраны? Какие функции в клетке выполняют эти органоиды?
- Подумайте, по каким признакам (особенностям строения) вы бы смогли отличить на микрофотографиях клетки аппарат Гольджи, митохондрии, ядро, лизосомы друг от друга? Как отличаются клетки организма по количеству названных органоидов?
- Какую информацию несёт хромосомный набор человека? Что является её носителем?
- Объясните, в чём заключается причина разнообразия форм и размеров различных специализированных клеток. Приведите примеры.
ПОДУМАЙТЕ!
Какой опыт можно провести для того, чтобы доказать роль ядра в клетке? Предложите объект исследования и соответствующие методы.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
§ 5. Жизнедеятельность клетки.
ЗАПОМНИТЕ
Метаболизм • Деление клетки: митоз и мейоз • Гомеостаз • Ферменты • Генетический аппарат клетки • Хромосомы • Ген • Деление клетки: митоз, мейоз • Дифференцировка клеток
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.36)
- Какие жизненные свойства характерны для человека? Приведите примеры.
- Вспомните, о чём гласит закон сохранения энергии. Объясните, как его действие проявляется в организме человека. Что является для человека основным источником энергии для осуществления процессов жизнедеятельности?
- Какие процессы лежат в основе метаболизма в клетке? Какое значение они имеют для организма человека в целом?
- Какие способы деления клетки характерны для человека? Какое биологическое значение они имеют для организма человека в целом?
- Что такое стволовые клетки? Какое значение имеет их открытие и дальнейшее исследование?
- Какую роль играют ферменты в клетках человека?
- В чём заключается основной механизм реализации наследственной информации, заложенной в клетке?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
§ 6. Ткани человека. Органы, системы органов.
ЗАПОМНИТЕ
Ткань • Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная • Ткани внутренней среды • Органы: наружные и внутренние • Системы органов • Функциональная система.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.41)
- Что такое ткань? Какие типы тканей в организме человека вам известны?
- Чем похожи и чем различаются клетки различных тканей? Объясните причины видимых различий в строении тканей, относящихся к разным типам.
- Рассмотрите рисунок 18. Можно ли по соотношению в составе ткани клеток и межклеточного вещества предположить её принадлежность к тому или иному типу тканей?
- Почему соединительные ткани (рыхлую соединительную, хрящевую, костную и др.) часто называют тканями внутренней среды? Каковы их свойства и основные функции?
- Почему органы не могут функционировать вне организма? Какие условия необходимо создать для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность изолированных органов, например при трансплантации?
ПОДУМАЙТЕ!
1. В чём заключается отличие функциональных систем от других систем органов? Приведите примеры.
2. Два одноклассника поспорили. Один утверждал, что кость — это один из внутренних органов человека, а другой с ним не соглашался. Как вы думаете, кто из них прав?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 2
В организме человека выделяют следующие уровни организации: атомно-молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Особенности строения организма человека на атомно-молекулярном уровне обусловлены химическим составом его клеток. В организме человека обнаружены химические элементы, которые характерны не только для живых организмов, но и для неживых объектов, что указывает на связь и единство живой и неживой природы.
Клетка — основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов, включая человека. Для клеток человека характерен общий план строения, свойственный животным клеткам. Клетки различаются размерами и формой, что связано с выполнением ими определённых функций, а также с особенностями реализации заложенной в них наследственной информации.
Группы клеток, сходные по строению, происхождению и выполняемым функциям, в совокупности с окружающим их межклеточным веществом объединяют в группы — ткани. Выделяют четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.
Из тканей состоят органы. Различают наружные и внутренние органы. Органы вне организма работать не могут. Органы объединяются в системы органов для осуществления определённых процессов жизнедеятельности.
В организме человека выделяют те же системы органов, что и у млекопитающих животных: опорно-двигательную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, выделительную, эндокринную, нервную, систему органов размножения. Совокупность всех систем органов образует целостный организм. Благодаря согласованной работе всех систем органов организм человека всегда отвечает на изменения, которые происходят в нём самом и окружающей его среде.
Взаимосвязь органов и систем является основой гомеостаза. Согласованная работа всех структур организма позволяет функционировать ему как единому целому.
■ Проекты и исследования
- Изучение свёртывания белков.
- Изучение строения и свойств костей.
<< ГЛАВА 1 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника ГЛАВА 3 >> Следующая тема учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Учебник по биологии 9 класс УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.