Биология Пасечник Учебник Глава 2

9-й класс: Биология Пасечник Учебник Глава 2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< ГЛАВА 1 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника ГЛАВА 3 >>  Следующая тема учебника

Биология. Глава 2
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Для того чтобы уметь сохранять здоровье, физически и духовно развиваться, каждому человеку необходимо знать, как устроен его организм. Изучив эту главу, вы получите общие представления о собственном организме на разных уровнях его организации.

ВЫ УЗНАЕТЕ
— об особенностях строения организма человека на различных уровнях его организации;
— о строении клеток и тканей человека, их функциях;
— об органах и системах органов организма человека;
— об организме человека как едином целом.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— описывать по внешнему виду (изображению), схемам общие признаки организма человека, уровни организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
— исследовать клетки слизистой оболочки ротовой полости;
— распознавать на готовых микропрепаратах типы тканей, характеризовать их свойства и функции;
— распознавать органы и системы органов (по таблицам, муляжам);
— устанавливать взаимосвязи органов и систем как основы гомеостаза.

§ 4. Строение и химический состав клетки.

ЗАПОМНИТЕ
Уровни организации человека • Клетка • Неорганические и органические вещества клетки • Нуклеиновые кислоты • Органоиды клетки

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.31)

  1. Проанализируйте таблицу 1. Почему можно утверждать, что химический состав клетки служит доказательством единства живой природы и общности живой и неживой природы? Почему считается, что углерод составляет химическую основу жизни?
  2. Какое неорганическое вещество преобладает в химическом составе клетки? Опишите его физические свойства и функции в клетке.
  3. Используя рисунок 11, опишите особенности строения клетки как уровня организации живого в составе организма человека.
  4. Какое строение имеет плазматическая мембрана? В состав каких клеточных органоидов входят мембраны? Какие функции в клетке выполняют эти органоиды?
  5. Подумайте, по каким признакам (особенностям строения) вы бы смогли отличить на микрофотографиях клетки аппарат Гольджи, митохондрии, ядро, лизосомы друг от друга? Как отличаются клетки организма по количеству названных органоидов?
  6. Какую информацию несёт хромосомный набор человека? Что является её носителем?
  7. Объясните, в чём заключается причина разнообразия форм и размеров различных специализированных клеток. Приведите примеры.

ПОДУМАЙТЕ!
Какой опыт можно провести для того, чтобы доказать роль ядра в клетке? Предложите объект исследования и соответствующие методы.

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ


 

§ 5. Жизнедеятельность клетки.

ЗАПОМНИТЕ
Метаболизм • Деление клетки: митоз и мейоз • Гомеостаз • Ферменты • Генетический аппарат клетки • Хромосомы • Ген • Деление клетки: митоз, мейоз • Дифференцировка клеток

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.36)

  1. Какие жизненные свойства характерны для человека? Приведите примеры.
  2. Вспомните, о чём гласит закон сохранения энергии. Объясните, как его действие проявляется в организме человека. Что является для человека основным источником энергии для осуществления процессов жизнедеятельности?
  3. Какие процессы лежат в основе метаболизма в клетке? Какое значение они имеют для организма человека в целом?
  4. Какие способы деления клетки характерны для человека? Какое биологическое значение они имеют для организма человека в целом?
  5. Что такое стволовые клетки? Какое значение имеет их открытие и дальнейшее исследование?
  6. Какую роль играют ферменты в клетках человека?
  7. В чём заключается основной механизм реализации наследственной информации, заложенной в клетке?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ


 

§ 6. Ткани человека. Органы, системы органов.

ЗАПОМНИТЕ
Ткань • Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная • Ткани внутренней среды • Органы: наружные и внутренние • Системы органов • Функциональная система.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.41)

  1. Что такое ткань? Какие типы тканей в организме человека вам известны?
  2. Чем похожи и чем различаются клетки различных тканей? Объясните причины видимых различий в строении тканей, относящихся к разным типам.
  3. Рассмотрите рисунок 18. Можно ли по соотношению в составе ткани клеток и межклеточного вещества предположить её принадлежность к тому или иному типу тканей?
  4. Почему соединительные ткани (рыхлую соединительную, хрящевую, костную и др.) часто называют тканями внутренней среды? Каковы их свойства и основные функции?
  5. Почему органы не могут функционировать вне организма? Какие условия необходимо создать для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность изолированных органов, например при трансплантации?

ПОДУМАЙТЕ!
1. В чём заключается отличие функциональных систем от других систем органов? Приведите примеры.
2. Два одноклассника поспорили. Один утверждал, что кость — это один из внутренних органов человека, а другой с ним не соглашался. Как вы думаете, кто из них прав?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ


 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 2

В организме человека выделяют следующие уровни организации: атомно-молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Особенности строения организма человека на атомно-молекулярном уровне обусловлены химическим составом его клеток. В организме человека обнаружены химические элементы, которые характерны не только для живых организмов, но и для неживых объектов, что указывает на связь и единство живой и неживой природы.

Клетка — основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов, включая человека. Для клеток человека характерен общий план строения, свойственный животным клеткам. Клетки различаются размерами и формой, что связано с выполнением ими определённых функций, а также с особенностями реализации заложенной в них наследственной информации.

Группы клеток, сходные по строению, происхождению и выполняемым функциям, в совокупности с окружающим их межклеточным веществом объединяют в группы — ткани. Выделяют четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Из тканей состоят органы. Различают наружные и внутренние органы. Органы вне организма работать не могут. Органы объединяются в системы органов для осуществления определённых процессов жизнедеятельности.

В организме человека выделяют те же системы органов, что и у млекопитающих животных: опорно-двигательную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, выделительную, эндокринную, нервную, систему органов размножения. Совокупность всех систем органов образует целостный организм. Благодаря согласованной работе всех систем органов организм человека всегда отвечает на изменения, которые происходят в нём самом и окружающей его среде.

Взаимосвязь органов и систем является основой гомеостаза. Согласованная работа всех структур организма позволяет функционировать ему как единому целому.

■ Проекты и исследования

  1. Изучение свёртывания белков.
  2. Изучение строения и свойств костей.

 

<< ГЛАВА 1 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника ГЛАВА 3 >>  Следующая тема учебника

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Учебник по биологии 9 класс УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней