9-й класс: Биология Пасечник Учебник Глава 3. НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (§§ 7 — 10). Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< ГЛАВА 2 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника Парагр. 11 >> Следующая тема учебникаБиология. Глава 3 (§§ 7 — 10)
НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
Организм человека обладает всеми свойствами и признаками, которыми должно обладать любое живое существо. Среди них такие процессы, как движение, обмен веществ, возбудимость, рост, развитие и размножение. Важнейшим свойством любой живой системы является саморегуляция. У человека проявление данного свойства выражается в деятельности всех структур организма, направленной на поддержание относительного постоянства их состава, структуры и функционирования — гомеостаза. Именно на поддержание гомеостаза направлена согласованная работа функциональных систем организма человека в реально изменяющихся условиях его жизни.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— о железах внутренней секреции, их строении и функциях;
— об особенностях строения нервной системы, её функциях и рефлекторном характере деятельности;
— как осуществляется взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— описывать особенности организации, значение и нарушения в работе нервной системы;
— понимать роль гормонов в регуляции физиологических функций организма человека;
— объяснять рефлекторный принцип работы нервной системы;
— сравнивать безусловные и условные рефлексы; железы внутренней и внешней секреции;
— выявлять причины нарушений в работе нервной системы и эндокринных желёз.
§ 7. Понятие о нейрогуморальной регуляции.
Нервная регуляция.
ЗАПОМНИТЕ
• Нейрогуморальная регуляция • Гормоны • Рефлекс • Рефлекторная дуга • Нейроны • Рецептор • Эффектор • Нервный центр • Двухнейронные и трёхнейронные рефлекторные дуги • Безусловные и условные рефлексы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.48)
- Как осуществляется нервная регуляция?
- В чём отличие гуморальной регуляции от нервной?
- Обсудите с одноклассниками, в чём выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека.
- Объясните, в чём заключается рефлекторный принцип работы нервной системы, связанный с регуляцией процессов жизнедеятельности.
- Чем двухнейронная дуга отличается от трёхнейронной?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему виды регуляции нельзя противопоставлять друг другу?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
§ 8. Строение нервной системы.
Нервная система как единое целое.
ЗАПОМНИТЕ
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная) • Нерв • Нервный узел • Нервное сплетение • Нервное окончание
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.51)
- По каким принципам классифицируют отделы нервной системы?
- Какими отделами образована центральная и периферическая нервная система?
- Каковы основные функции соматической и вегетативной нервной системы?
- Чем отличается работа соматической нервной системы от работы вегетативной нервной системы?
- Какова роль нервных центров в осуществлении рефлексов?
- Почему при звонке своего, а особенно чужого вибрирующего телефона или при сигнале о пришедшем сообщении в мессенджере вы начинаете автоматически тянуться рукой к тому месту, где обычно у вас лежит телефон?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему огромное значение для человека имеет невозможность произвольного управления работой вегетативной нервной системы?
§ 9. Центральная нервная система.
Спинной мозг.
ЗАПОМНИТЕ
Спинной мозг • Серое вещество • Белое вещество • Спинномозговые нервы • Проводящая и рефлекторная функции.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.53)
- Где расположен спинной мозг?
- Какое строение имеет спинной мозг на поперечном разрезе?
- Чем различаются передние и задние корешки спинномозговых нервов?
- Какие особенности строения спинного мозга обеспечивают выполнение его функций?
- Приведите примеры рефлексов, осуществляющихся при участии спинного мозга.
ПОДУМАЙТЕ!
В норме при ударе по сухожилию, расположенному под коленной чашечкой, человек рефлекторно выпрямляет ногу за счёт сокращения четырёхглавой мышцы. Будет ли проявляться этот рефлекс, если вследствие автомобильной аварии у человека будет поврежден идущий от сухожилия чувствительный нейрон? А если у человека будет повреждён головной мозг? Ответ обоснуйте.
§ 10. Головной мозг.
ЗАПОМНИТЕ
Головной мозг • Мост • Продолговатый мозг • Средний мозг • Мозжечок • Промежуточный мозг • Таламус • Гипоталамус • Кора больших полушарий
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.57)
- Какими отделами образована стволовая часть головного мозга?
- Центры каких рефлексов расположены в продолговатом мозге?
- Каково значение мозжечка в организме человека? Какие отделы головного мозга помогают ему выполнять свои функции?
- В каком отделе головного мозга расположены высшие центры болевой чувствительности?
- Какие расстройства организма возникают у человека при нарушении работы гипоталамуса?
- Каково значение борозд и извилин в строении больших полушарий головного мозга?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
§§ 11 — 14 учебника
Продолжение главы 3 НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ смотрите в следующих статьях:
§ 11. Вегетативная нервная система.
§ 12. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.
§ 13. Железы внутренней секреции и их функции.
§ 14. Нарушения деятельности эндокринных желёз и их предупреждение.
<< ГЛАВА 2 Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника Парагр. 11 >> Следующая тема учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 3. НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. Учебник по биологии 9 класс УМК Линия жизни (2023), 1-е издание. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.