Физика Перышкин Учебник §§5-8

9-й класс онлайн читать 2023 год: Физика Перышкин Учебник §§5-8 (Характеристики неравномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Физика (УМК Перышкин)
Учебник §§ 5 — 8 (2023 г)

§ 5. Характеристики неравномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение.

Вопросы на стр.27

  1. Что называют средней путевой скоростью; средней скоростью перемещения?
  2. Что называют мгновенной скоростью?
  3. К какому виду движения – равномерному или неравномерному – относится прямолинейное равноускоренное движение?
  4. Дайте определение ускорения равноускоренного движения. Какова единица ускорения?
  5. Что такое равноускоренное движение?
  6. Что показывает модуль вектора ускорения?
  7. При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается; уменьшается?
  • Что вы можете сказать о движении тела, если модуль средней скорости перемещения оказался равен: а) средней путевой скорости; б) начальной скорости?

УПРАЖНЕНИЕ 5

  1. Тело за 2 с прошло 2 м в положительном направлении оси X, а затем за 3 с – 1 м в противоположном направлении. Определите среднюю путевую скорость и модуль средней скорости перемещения за промежуток времени: а) 2 с; б) 5 с.
  2. За один и тот же промежуток времени t модуль вектора скорости первого автомобиля изменился от υ1 до υ’, а второго – от υ2 до υ’ (векторы скорости изображены в одинаковом масштабе на рисунке 14). Какой из автомобилей двигался в указанный промежуток с большим ускорением?
  3. Самолёт, разгоняясь перед взлётом, в течение некоторого промежутка времени двигался равноускоренно. Каково было при этом ускорение самолёта, если за 30 с его скорость возросла от 10 до 55 м/с?
  4. С каким ускорением двигался поезд на некотором участке пути, если за 12 с его скорость возросла на 6 м/с?
  5. Тело, имеющее начальную скорость 20 м/с, движется с постоянным ускорением и останавливается через 10 с после начала движения. Чему равно ускорение тела?
  6. Шайба после удара клюшкой движется с начальной скоростью 10 м/с по льду. Лёд уже не гладкий, и шайба тормозит с ускорением 2 м/с2. Через какое время после удара шайба остановится?
  7. * Средняя путевая скорость автомобиля на первой половине пути равна 60 км/ч, а на второй половине пути – 40 км/ч. Определите среднюю путевую скорость на всём пути.

 

§ 6. Скорость прямолинейного равноускоренного
движения. График скорости.

Вопросы на стр.29

  1. Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости прямолинейного равноускоренного движения, если известны: а) проекция вектора начальной скорости и проекция вектора ускорения; б) проекция вектора ускорения при том, что начальная скорость равна нулю.
  2. Что представляет собой график проекции вектора скорости равноускоренного движения при начальной скорости: а) равной нулю; б) не равной нулю?
  • 1. Чем сходны и чем отличаются друг от друга движения, графики которых представлены на рисунках 16 и 17?
  • 2. На рисунке 18 представлены графики зависимости модуля скорости от времени для двух тел, движущихся вдоль одной прямой. Охарактеризуйте движение тел. Что означает точка пересечения графиков? Сравните модули ускорений тел, не проводя расчётов. Запишите закон изменения модуля скорости для каждого тела.
  • 3. Автобус, трогаясь от остановки, в течение 3 мин набирает скорость, следующие 5 мин движется равномерно, затем тормозит и останавливается. Ускорения автобуса на участках разгона и торможения одинаковы. Постройте график зависимости скорости автобуса от времени.

УПРАЖНЕНИЕ 6

  1. Хоккеист слегка ударил клюшкой по шайбе, придав ей скорость 2 м/с. Чему будет равна скорость шайбы через 4 с после удара, если в результате трения о лёд она движется с ускорением 0,25 м/с2?
  2. Лыжник съезжает с горы из состояния покоя с ускорением, равным 0,2 м/с2. Через какой промежуток времени его скорость возрастёт до 2 м/с?
  3. В одних и тех же координатных осях постройте графики зависимости от времени проекции вектора скорости при прямолинейном равноускоренном движении для случаев: a) υ0x = 1 м/с, ах = 0,5 м/с2; б) υ0x = 1 м/с, ах = 1 м/с2; в) υ0x = 2 м/с, ах = 1 м/с2. Масштаб: 1см – 1 м/с; 1 см – 1с.
  4. В одних и тех же координатных осях постройте графики проекции вектора скорости при прямолинейном равноускоренном движении для случаев: a) υ0x = 4,5 м/с, ах = –1,5 м/с2; б) υ0x = 3 м/с, ах = –1 м/с2.
  5. На рисунке 19 представлены графики зависимости модуля вектора скорости от времени при прямолинейном движении двух тел. С каким по модулю ускорением движется тело I; тело II? Запишите закон изменения модуля скорости для каждого тела. Постройте в одних и тех же координатных осях графики зависимости ax(t) (ось X считайте сонаправленной с вектором начальной скорости тела I).

 

§ 7. Перемещение тела при прямолинейном
равноускоренном движении.

Вопросы на стр.33

  1. Пользуясь рисунком 20, а, докажите, что проекция вектора перемещения при прямолинейном равноускоренном движении численно равна площади фигуры ОАСВ.
  2. Запишите уравнения для определения проекции вектора перемещения и координаты тела при его прямолинейном равноускоренном движении.

УПРАЖНЕНИЕ 7

  1. Велосипедист съехал с горки за 5 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с2. Определите длину горки, если в начале спуска скорость велосипедиста была равна 18 км/ч.
  2. Поезд, идущий со скоростью 15 м/с, остановился через 20 с после начала торможения. Считая, что торможение происходило с постоянным ускорением, определите перемещение поезда за 20 с.
  3. * Приведите формулу S =(υ0x + υx)/2 • t к виду sх = (υх2 – υ2) / 2ах. При необходимости воспользуйтесь указаниями в ответах.
  4. Постройте график зависимости υx(t) для тела, движущегося равноускоренно в положительном направлении оси X с возрастающей по модулю скоростью. Начальная скорость движения равна 1 м/с и ускорение –0,5 м/с2. Какой путь прошло тело за 4 с?

 

 

§ 8. Перемещение тела при равноускоренном
движении без начальной скорости.

Вопросы на стр.36

  1. По каким формулам рассчитываются проекция и модуль вектора перемещения тела при его равноускоренном движении из состояния покоя?
  2. Во сколько раз увеличится модуль вектора перемещения тела при увеличении времени его движения из состояния покоя в n раз?
  3. Запишите, как относятся друг к другу модули векторов перемещений тела, движущегося равноускоренно из состояния покоя, при увеличении времени его движения в целое число раз по сравнению с t1.
  4. Запишите, как относятся друг к другу модули векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные равные промежутки времени, если это тело движется равноускоренно из состояния покоя.
  5. С какой целью можно использовать закономерности (1)и(2)?

УПРАЖНЕНИЕ 8

  1. Отходящий от станции поезд в течение первых 20 с движется равноускоренно. Известно, что за третью секунду от начала движения поезд прошёл 2 м. Определите модуль вектора перемещения, совершённого поездом за первую секунду, и модуль вектора ускорения, с которым он двигался.
  2. Шарик, скатываясь по наклонному жёлобу равноускоренно без начальной скорости, за 5 с прошёл 75 см. Найдите ускорение шарика.
  3. Поезд метрополитена разгоняется с ускорением 1 м/с2. Через какое время после отхода от станции скорость поезда достигнет предельной – 75 км/ч? Какой путь пройдёт поезд за это время?
  4. * Автомобиль, двигаясь равноускоренно из состояния покоя, за пятую секунду разгона проходит 6,3 м. Какую скорость развил автомобиль к концу пятой секунды от начала движения?

ЗАДАНИЕ 3
Экспериментальная установка, которой пользовался Галилей, такова. Вдоль деревянной доски прорезан прямой канал, оклеенный изнутри полированным пергаментом. По каналу скользил гладкий бронзовый шарик. Угол наклона доски можно было менять. Для измерения времени Галилей использовал ведро с водой, в дне которого было проделано маленькое отверстие. Вода, вылившаяся из отверстия за время соскальзывания шарика, взвешивалась на точных весах.
«Повторяя опыты сотни раз, мы постоянно находили, что отношение пройденных путей равно отношению квадратов времени их прохождения» – так описывал Галилей выводы из экспериментов.
Спланируйте и проведите опыт, аналогичный опыту Галилея. Про верьте, выполняются ли закономерности (1) и (2).

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник 5-8 (Характеристики неравномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС, 2023» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней