Физика Перышкин Учебник §65

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §65 «Атомная энергетика». Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 65. Атомная энергетика

Содержание параграфа (стр.308-311)

Одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является энергетическая проблема. Потребление энергии растёт столь быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными в сравнительно короткое время.
Проблему «энергетического голода» не решает и использование энергии так называемых возобновляемых источников (энергии рек, ветра, солнца, морских волн, глубинного тепла Земли), так как они могут обеспечить в лучшем случае только 5–10% наших потребностей. В связи с этим в середине XX в. возникла необходимость поиска новых источников энергии.
В настоящее время реальный вклад в энергоснабжение вносит ядерная энергетика. Первый европейский реактор был создан в 1946 г. в Советском Союзе под руководством Игоря Васильевича Курчатова.

ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ КУРЧАТОВ (1903–1960). Российский физик, академик, создатель отечественной атомной промышленности, выдающийся организатор науки. Под его руководством в СССР проводились исследования в различных областях ядерной физики

В 1954 г. в нашей стране (в г. Обнинске) была введена в действие первая в мире атомная электростанция (АЭС). Её мощность составляла всего 5000 кВт. Современные АЭС имеют в сотни раз большую мощность.
АЭС имеют ряд преимуществ перед другими видами электростанций.

Основное их преимущество заключается в том, что для работы АЭС требуется очень небольшое количество топлива. В связи с этим эксплуатация атомных электростанций обходится значительно дешевле, чем тепловых (для работы которых необходимы большие затраты на добычу и транспортировку топлива).
Правда, строительство тепловых электростанций (ТЭС) обходится дешевле, чем атомных. Поэтому на сегодняшний день стоимость тепловых и атомных электростанций сопоставима.

Второе преимущество АЭС (при правильной их эксплуатации) заключается в их экологической чистоте по сравнению с ТЭС. Конечно, в выбросах АЭС содержатся радиоактивные газы и частицы. Но большая часть радиоактивных ядер (так называемых радионуклидов), содержащихся в выбросах АЭС, довольно быстро распадается, превращаясь в нерадиоактивные. А количество долгоживущих радионуклидов и мощность их излучения сравнительно невелики.

Что же касается электростанций, работающих на угле, то именно они являются одним из основных источников поступления в среду обитания человека долгоживущих радионуклидов. Дело в том, что в угле всегда содержатся микропримеси радиоактивных элементов, которые выносятся с продуктами сгорания, осаждаясь на прилегающей местности и накапливаясь на зольных полях возле ТЭС.

Кроме того, используемое на ТЭС природное органическое топливо (уголь, нефть, газ) содержит от 1,5 до 4,5% серы. Образующийся при сгорании топлива сернистый ангидрид, даже пройдя через фильтры и системы очистки, частично выбрасывается в атмосферу. Вступая в контакт с атмосферной влагой, он образует раствор серной кислоты и вместе с дождями выпадает на землю. Такие кислотные дожди наносят огромный ущерб растительности, разрушают структуру почвы и значительно меняют её состав (для восстановления которого необходима не одна сотня лет).

Неблагоприятные экологические последствия связаны и с использованием энергии рек. Эти последствия заключаются в отчуждении больших площадей земли (в связи со строительством водохранилищ и образованием вследствие этого болот), гибелью рыбы в результате перекрытия рек и т. д.
Для строительства электростанций достаточной мощности, преобразующих энергию солнца и ветра, тоже требуются, как оказалось, огромные территории.
Что же касается ядерной энергетики, то она не сопровождается вышеперечисленными негативными явлениями. Но это вовсе не означает, что АЭС не порождают серьёзных проблем.

В настоящее время квалифицированная критика ядерной энергетики концентрируется вокруг трёх принципиальных проблем: 1) содействие распространению ядерного оружия, 2) радиоактивные отходы и 3) возможность аварий, особенно вызванных природными катаклизмами.

Первая проблема может быть решена только в рамках мирового сообщества. Большой вклад в её решение вносит, в частности, деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) при Организации Объединённых Наций, созданного в 1957 г. для контроля за нераспространением ядерного оружия и безопасным применением ядерной энергии в мирных целях.
Обезвреживание радиоактивных отходов сводится в основном к трём задачам: 1) к совершенствованию технологий с целью уменьшения образования отходов при работе реакторов; 2) к переработке отходов для их консолидации (т. е. скрепления, связывания) и уменьшения опасности от распространения в окружающей среде; 3) к надёжной изоляции отходов от биосферы и человека за счёт создания могильников разных типов.
Для выполнения поставленных задач в проектах всех АЭС предусмотрены установки для отверждения жидких отходов. Кроме того, на заводах по переработке ядерного топлива производится остекловывание отходов. Газообразные отходы подвергаются очистке. Принимаются и многие другие меры, направленные на решение проблемы радиоактивных отходов.

И третья проблема – возможность аварий и их экологические последствия. За последнее время мир стал свидетелем двух крупных аварий на АЭС. Первая произошла на Чернобыльской АЭС в 1986 г., вторая – в 2011 г. на АЭС Фукусима–1. Экологические катастрофы, связанные с этими авариями, стали причиной сворачивания программ развития атомной энергетики в отдельных странах, а остальным ещё раз напомнили о важности проблем безопасности.

Вопросы на стр.311

  1. В связи с чем в середине XX в. возникла необходимость нахождения новых источников энергии?
  2. Назовите два основных преимущества АЭС перед ТЭС. Ответ обоснуйте.
  3. Назовите три принципиальные проблемы современной атомной энергетики.
  4. Приведите примеры путей решения проблем атомной энергетики.

Возможные варианты ОТВЕТОВ

Ответ на вопрос № 1. Необходимость нахождения новых источников энергии в середине XX века возникла из-за быстрого роста потребления энергии и ограниченности известных запасов топлива, которые могли быть исчерпаны в короткие сроки. Использование возобновляемых источников энергии (рек, ветра, солнца и др.) не решало проблему, так как они могли обеспечить лишь 5–10% потребностей.

Ответ на вопрос № 2. Два основных преимущества АЭС перед ТЭС:
Экономия топлива: АЭС требуют значительно меньшего количества топлива по сравнению с ТЭС, что снижает затраты на добычу и транспортировку.
Экологическая чистота: АЭС не производят долгоживущих радионуклидов в таких количествах, как ТЭС, работающие на угле, и не выбрасывают сернистый ангидрид, который приводит к кислотным дождям.

 Ответ на вопрос № 3. Три принципиальные проблемы современной атомной энергетики:
— Распространение ядерного оружия.
— Проблема радиоактивных отходов.
— Возможность аварий на АЭС, особенно вызванных природными катаклизмами.

 Ответ на вопрос № 4. Примеры путей решения проблем атомной энергетики:
Контроль распространения ядерного оружия: деятельность МАГАТЭ для обеспечения безопасного использования ядерной энергии в мирных целях.
Обращение с радиоактивными отходами:
1) Уменьшение образования отходов за счёт совершенствования технологий.
2) Переработка и консолидация отходов для снижения их опасности.
3) Надёжная изоляция отходов (например, остекловывание и создание могильников).
Повышение безопасности АЭС: учёт уроков аварий в Чернобыле и на Фукусиме для предотвращения подобных катастроф в будущем.


 

ЗАДАНИЕ 23.
Подготовьте коллективный доклад–дискуссию на тему «Экологические последствия использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций». При подготовке докладов допустимо взять за основу соответствующий материал, имеющийся в учебнике, дополнив его материалами, самостоятельно найденными содокладчиками.

Доклад-дискуссия (образец)

«Экологические последствия использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций»

Введение. Энергетика играет ключевую роль в развитии цивилизации, но её производство сопровождается значительным воздействием на окружающую среду. Тепловые (ТЭС), атомные (АЭС) и гидроэлектростанции (ГЭС) имеют свои преимущества и недостатки. В этом докладе мы рассмотрим их экологические последствия и обсудим возможные пути минимизации вреда.

1. Тепловые электростанции (ТЭС)

Основной источник энергии: сжигание угля, нефти или газа.
Экологические последствия:

  • Выбросы парниковых газов(CO₂, CH₄) – главная причина глобального потепления.
  • Кислотные дожди– образуются из-за выбросов сернистого ангидрида (SO₂) и оксидов азота (NOₓ), которые разрушают экосистемы и почву.
  • Радиоактивное загрязнение– уголь содержит примеси урана и тория, которые при сгорании попадают в атмосферу.
  • Загрязнение воды и почвы– золоотвалы и шлаки содержат токсичные вещества.

Пути решения:

  • Переход на более чистые виды топлива (природный газ вместо угля).
  • Внедрение систем фильтрации (электрофильтры, скрубберы).
  • Использование технологий улавливания и хранения углерода (CCS).

2. Атомные электростанции (АЭС)

Основной источник энергии: ядерные реакции деления урана или плутония.
Экологические последствия:

  • Радиоактивные отходы– требуют длительного и безопасного хранения (сотни лет).
  • Риск аварий(Чернобыль, Фукусима) – приводит к катастрофическим последствиям для экосистем и здоровья людей.
  • Тепловое загрязнение– сброс нагретой воды в водоёмы нарушает местные экосистемы.

Преимущества перед ТЭС:

  • Нет выбросов CO₂ в процессе работы.
  • Меньший объём топлива– снижает нагрузку на добывающую промышленность.

Пути решения:

  • Развитие реакторов на быстрых нейтронах (замкнутый топливный цикл).
  • Создание безопасных могильников (остекловывание отходов, глубокое захоронение).
  • Повышение стандартов безопасности (устойчивость к природным катастрофам).

3. Гидроэлектростанции (ГЭС)

Основной источник энергии: энергия падающей воды.
Экологические последствия:

  • Затопление территорий– уничтожение лесов, сельхозугодий, переселение людей.
  • Нарушение экосистем рек– гибель рыбы, изменение микроклимата.
  • Заиливание водохранилищ– снижение эффективности ГЭС и ухудшение качества воды.
  • Выбросы метана– разложение органики в водохранилищах способствует парниковому эффекту.

Преимущества перед ТЭС и АЭС:

  • Возобновляемый источник– в отличие от ископаемого топлива и урана.
  • Нет выбросов CO₂ в процессе генерации.

Пути решения:

  • Строительство малых ГЭС вместо гигантских плотин.
  • Использование рыбопропускных сооружений и экологических режимов сброса воды.
  • Реабилитация затопленных территорий.

Дискуссионные вопросы:

  1. Какой тип электростанций наносит наибольший вред экологии?
    • ТЭС – из-за выбросов CO₂ и токсичных веществ.
    • АЭС – из-за риска катастроф и проблемы отходов.
    • ГЭС – из-за масштабного воздействия на ландшафты и экосистемы.
  2. Может ли человечество полностью отказаться от ТЭС и АЭС?
    • Да, но только при массовом развитии ВИЭ (солнце, ветер) и накопителей энергии.
    • Нет, так как альтернативные источники пока не могут обеспечить стабильность энергосистем.
  3. Какие меры могут сделать атомную энергетику безопаснее?
    • Строительство реакторов IV поколения.
    • Международный контроль за утилизацией отходов.

Заключение. Каждый тип электростанций имеет серьёзные экологические последствия, но и свои преимущества. Оптимальный путь – комбинирование разных источников энергии с упором на возобновляемые и безопасные технологии. Развитие науки и международное сотрудничество помогут минимизировать вред и обеспечить устойчивое энергетическое будущее.

Вопрос аудитории: Как вы считаете, какой вид энергетики наиболее перспективен для экологии в долгосрочной перспективе?


Дополнительный материал:
Пять современных АЭС России

Физика Перышкин Учебник §65 "Атомная энергетика"

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §65 онлайн читать. Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней