Контрольная работа № 3 по истории России 9 класс на тему «Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие. Общественное движение. Внешняя политика. Крымская война.» с ответами. Обобщение двух — четырёх взаимосвязанных тем параграфов учебника под редакцией А.В. Торкунова (авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева) «История России. 9 класс» (издательство «Просвещение») и материалов, отведённых для самостоятельного изучения учащимися.
Учебник истории Тесты по истории Контрольные по истории
История России 9 класс
Контрольная работа № 3
К–3. Вариант 1
- Какие из перечисленных черт характеризуют внутреннюю политику Николая I и состояние государственного управления в период его царствования? Найдите в приведённом ниже списке две черты и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) непримиримая борьба с революционным движением
2) предоставление свободы слова периодической печати
3) притеснения старообрядцев
4) расширение прав и полномочий местных органов управления и самоуправления
5) расширение возможностей лицам из низших сословий в получении среднего и высшего образования
ОТВЕТ: 13. - Орган, занимавшийся в России в 1820-1870-х гг. политическим сыском, — это
1) Верховная распорядительная комиссия
2) III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии
3) Верховный тайный совет
4) Тайная канцелярия
ОТВЕТ: 2. - Для позиции императора Николая I в отношении крепостного права было характерно
1) постепенное улучшение положения крестьян и меры по смягчению крепостного права
2) мнение об отсутствии необходимости что-то менять в сложившейся крепостной системе
3) расширение прав помещиков по отношению к крепостным крестьянам
4) вынесение проблемы крепостного права на широкое общественное обсуждение
ОТВЕТ: 1. - Что было одним из положений реформы, проводимой в 1837-1841 гг. под руководством П.Д. Киселёва?
1) передача части помещичьей земли в собственность крестьян
2) создание Министерства государственных имуществ для управления государственными крестьянами и землями
3) потеря помещиками власти над личностью крепостных крестьян
4) создание сословия «вольных хлебопашцев»
ОТВЕТ: 2. - Какой из перечисленных товаров составлял одну из основных статей экспорта (вывоза) России в первой половине XIX в.?
1) шёлк; 2) хлопок; 3) лён; 4) шерсть.
ОТВЕТ: 3. - Министр народного просвещения в царствование Николая I, разработавший теорию официальной народности, — это
1) А.Х. Бенкендорф
2) С.С. Уваров
3) П.Д. Киселёв
4) Е.Ф. Канкрин
ОТВЕТ: 2. - Теории «русского социализма» А.И. Герцена соответствует идея о том, что
1) русская буржуазия встанет во главе будущей революции
2) одним из условий перехода к социализму является ликвидация самодержавия
3) в России отсутствуют причины для социальных конфликтов
4) при переходе к социализму должна быть разрушена крестьянская община
ОТВЕТ: 2. - Запишите термин, о котором идёт речь.
Течение общественной мысли, характеризуемое стремлением к утверждению и отстаиванию прав и свобод личности, верой в возможность движения к процветанию за счёт постепенного реформирования; в России второй четверти XIX в. представлено в основном двумя направлениями: западниками и славянофилами.
ОТВЕТ: либерализм. - Какое положение соответствует взглядам славянофилов?
1) необходимость свержения самодержавия
2) реформы Петра I способствовали ускорению развития страны, были прогрессивны и необходимы
3) сохранение крепостничества как традиционной основы России
4) необходимо возродить Земские соборы, чтобы мнение народа было известно власти
ОТВЕТ: 4. - ** Установите соответствие между именами общественных деятелей второй четверти XIX в. и общественными направлениями, течениями общественной жизни, к которым они принадлежали: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ИМЕНА: A) М.П. Погодин, Б) Т.Н. Грановский, B) А .С. Хомяков
НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ: 1) славянофильство, 2) консерватизм, 3) западничество, 4) революционное направление
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А-2, Б-3, В-1. - В царствование императора Николая I русские войска сыграли решающую роль в подавлении революции в (во)
1) Франции, 2) Венгрии, 3) Греции, 4) Италии.
ОТВЕТ: 2. - Главной причиной Крымской войны 1853-1856 гг. было стремление России
1) окончательно разрешить Восточный вопрос
2) обезопасить свои южные рубежи от набегов крымских татар
3) получить выход к Чёрному морю
4) присоединить Крым
ОТВЕТ: 1. - Прочтите отрывок из рапорта военачальника, командующего сражением, о котором идёт речь, и укажите его фамилию.
«Сего 18-го числа в полдень при умеренном восточном ветре с дождём атаковали турецкую эскадру из 7 больших фрегатов, шлюпа, 2 корветов, 2 транспортов и 2 пароходов, стоявшую между батареями на Синопском рейде, и в 2 1/2 часа совершенно её уничтожили; суда были отброшены на мель, и 2 фрегата отброшены на отмель, и 2 фрегата взорваны на воздух, батареи срыты».
1) Ф.Ф. Ушаков, 2) П.С. Нахимов, 3) Ф.М. Апраксин, 4) С.О. Макаров.
ОТВЕТ: 2. - ** Назовите не менее двух отличий промышленного переворота в России от аналогичных процессов в странах Европы и в США.
ОТВЕТ: Могут быть названы следующие отличия:
— промышленный переворот начался и закончился позже, чем во многих западных странах;
— он начался в условиях господства феодально-крепостнической системы (существования крепостного права);
— социальные изменения (появление новых классов — буржуазии и пролетариата) происходили позже изменений технологических;
— большую роль в осуществлении промышленного переворота играло государство.
К–3. Вариант 2
- Кто из перечисленных государственных деятелей сыграл ключевую роль в кодификации российского законодательства и создании Свода законов Российской империи в царствование Николая I?
1) Д.А. Милютин
2) Е.Ф. Канкрин
3) П.А. Строганов
4) М.М. Сперанский
ОТВЕТ: 4. - Что из перечисленного было характерно для государственного управления в царствование Николая I?
1) поощрение инициативы и самостоятельности чиновников
2) создание системы широкого местного самоуправления
3) решение самых мелких вопросов высшей властью
4) усиление роли в управлении Государственного совета
ОТВЕТ: 3. - К первой половине XIX в. относится
1) начало складывания всероссийского внутреннего рынка
2) появление мануфактурного производства
3) начало промышленного переворота
4) отмена крепостного права в России
ОТВЕТ: 3. - Что было одной из причин консервативного курса Николая I?
1) убеждённость царя в пользе крепостного права
2) страх перед возможностью революционного выступления
3) консервативное влияние Англии и Франции
4) влияние на царя идей философов-просветителей
ОТВЕТ: 2. - Какие положения относятся к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две черты и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) лидирующие позиции России в мире по объёму промышленного производства
2) преобладание машин в российском вывозе
3) большая роль труда крепостных крестьян в сельском хозяйстве
4) завершение в России промышленного переворота
5) появление фабричных сёл
ОТВЕТ: 35. - Вывоз из России какого товара постоянно возрастал в первой половине XIX в.?
1) хлеба, 2) машин, 3) нефти, 4) металла.
ОТВЕТ: 1. - Ко второй четверти XIX в. относится
1) создание «Союза благоденствия»
2) разработка С.С. Уваровым теории официальной народности
3) издание Н.И. Новиковым журнала «Трутень»
4) написание А.Н. Радищевым произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»
ОТВЕТ: 2. - Участниками славянофильского кружка были
1) братья Аксаковы
2) Т.Н. Грановский и К.Д. Кавелин
3) братья Муравьёвы-Апостолы
4) А.И. Герцен и Н.П. Огарёв
ОТВЕТ: 1. - Что из перечисленного характеризует взгляды западников?
1) представление о самодержавии как единственно возможной форме правления в России
2) представление об особом пути исторического развития России
3) положительная оценка реформ Петра I
4) необходимость сохранения крестьянской общины как основы русской жизни
ОТВЕТ: 3. - Запишите термин, о котором идёт речь.
Течение общественной мысли в России, представители которого отстаивали идею самобытного пути развития России, признавали самодержавие единственно возможной для России формой правления, выступали за отмену крепостного права и за предоставление гражданских прав населению.
ОТВЕТ: славянофильство. - ** Установите соответствие между именами общественных деятелей второй четверти XIX в. и общественными направлениями, течениями общественной жизни, к которым они принадлежали: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ИМЕНА: A) С.С. Уваров, Б) М.В. Буташевич-Петрашевский, B) И.В. Киреевский
НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ: 1) славянофильство, 2) революционное направление, 3) либеральное западничество, 4) консерватизм
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А–4, Б–2, В–1. - Даты 1828-1829 гг. относятся к войне России с (со)
1) Францией, 2) Турцией, 3) Швецией, 4) Англией
ОТВЕТ: 2. - Прочтите отрывок из письма П.И. Лесли и укажите название города, упоминаемого в нём.
«Сегодня новый год у англичан и французов… С нашего [третьего бастиона] не забыли, что у них новый год, и сто человек охотников отправились в траншею поздравить их. Поздравление было такого рода, что привели с собой 11 человек пленных; у нас потеря самая пустая. Вероятно, они в этот день никак не ожидали с нашей стороны никакой вылазки. Чрезвычайно хорошо угощают их наши батареи по ночам, залпами из мортир. Вообще осада [города] будет им памятна…»
1) Малоярославец, 2) Смоленск, 3) Севастополь, 4) Псков.
ОТВЕТ: 3. - ** Назовите не менее двух причин поражения России в Крымской воине.
ОТВЕТ: Могут быть названы следующие причины:
— отставание России в военно-технической сфере (недостаток паровых судов, гладкоствольное огнестрельное оружие и т.д.);
— против России выступила практически вся Европа.
Вы смотрели: Контрольная работа № 3 по истории России на тему «Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие. Общественное движение. Внешняя политика. Крымская война.» с ответами.
Вернуться к Списку контрольных работ по истории (ОГЛАВЛЕНИЕ).
(с) В учебных целях использованы цитаты из пособия «Ян Соловьев: УМК История России. 9 класс. Контрольные работы по истории России. К уч. под ред. А.В.Торкунова». Ответы адресованы родителям.