История России Арсентьев §§1-3

История России 9 класс Учебник УМК Арсентьев п/р. А.В.Торкунова. (§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. § 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. § 3. Внешняя политика Александра I в 1801–1812 гг.) Онлайн версия читать. Оглавление, ознакомительные фрагменты и цитаты из учебника 2023 года (3-е издание)  использованы в учебных целях. Код материалов: История России Арсентьев §§1-3.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

История России 9 класс
Учебник §§ 1 — 3 (2023 г)

§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Начавшаяся в Европе во второй половине XVIII в. промышленная революция несла с собой всестороннее обновление традиционного общества. России необходимо было развеваться в том же направлении, сохраняя при этом свои исторические традиции и особенности.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

  1. Объясни суть и главные признаки промышленной революции. Почему она началась именно в европейских странах?
  2. Составьте план-конспект изучения этой темы. Расскажите по этому плану об основных событиях, процессах и исторических деятелях, используя как материал параграфа, так и дополнительную литературу.
  3. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?
  4. Можно ли считать Россию начала XIX п. мононациональной страной? Приведите цитаты из текста параграфа в поддержку своего вывода.
  5. На чём основывалось экономическое развитие России на рубеже XVIII—XIX вв.?
  6. Опишите систему управления страной в начале XIX в.
  7. Какие события в европейских странах влияли на реформы в России? Найдите причинно-следственные связи. Ответ представьте в тетради в виде схемы.

Работаем с картой
1. Определите по карте, какие из упомянутых в тексте параграфа государств имели с Российской империей общую сухопутную границу в начале XIX в. 2. Отразите на контурной карте, в каких регионах Российской империи XIX в. проживали казаки. Какой признак объединяет все эти территории?

Думаем, сравниваем, размышляем

  1. Объясните, как связаны сословная организация российского общества начала XIX в. с особенностями экономического уклада страны. Исторические источники какого типа могут помочь провести подобное сравнение?
  2. Сравните социально-экономическое развитие России и стран Западной Европы к началу XIX в. Укажите общие характеристики и различия по самостоятельно определённым критериям. Ответ оформите в тетради в виде таблицы.
  3. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, составьте в тетради круговую диаграмму, представляющую процентное соотношение различных сословий населения России. Сделайте выводы по результатам работы.
  4. Найдите в Интернете информацию об одном из технических достижений конца XVIII — начала XIX в., упомянутых в параграфе. Подготовьте доклад, сопроводив его изображениями устройства.

 

§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Уже в первые годы правления Александра I проявилось его твёрдое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. Реформаторские поиски и планы М. М. Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

  1. Какими личными качествами обладал император Александр I? в чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику? Какие исторические источники могут помочь сделать выводы? Предположите, насколько данный тип источников может быть полным и достоверным.
  2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
  3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
  4. Составьте в тетради схему Организации государственной власти поело реформ Александра I.
  5. Почему проект М. М. Сперанского не был реализован в полной мере?

Читаем и анализируем

  1. Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему?
  2. Проанализируйте третий и четвёртый тексты. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?
  3. Соотнесите содержание приведённых письменных источников с другими источниками информации по данной теме.

Думаем, сравниваем, размышляем

  1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам… Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.
  2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым? Установите общие причинно-следственные связи, а также различия, связанные с проведением реформ в России в XVII, XVIII, начале XIX в. Результаты сравнения отразите в виде таблицы.
  3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными? Почему?
  4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?
  5. Ограничивалась ли по проекту реформ М. М. Сперанского власть императора? Apгументируйте свой ответ.
  6. Предположите, что имели в виду противники преобразований М.М. Сперанского, когда заявляли, что его реформы подорвут основы государства.
  7. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу 1803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян. В чём вы видите причины такого положения дел?

 

§ 3. Внешняя политика Александра I в 1801–1812 гг.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Начав своё царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, император Александр I силой обстоятельств был поставлен перед необходимостью союза с ней. Тильзитский мир развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях. А это, в свою очередь, неизбежно вело к обострению противоречий между ними. Война Франции с Россией становилась неизбежной.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

  1. Перечислите основные события внешней политики России на восточном направлении. Составьте план-конспект изучения этой темы. Расскажите по плану об основных событиях и исторических персоналиях.
  2. Каковы были главные итоги русско-турецкой и русско-иранской войн? Сравнительные данные отразите н таблице.
  3. Почему Россия вела войны против Франции в составе коалиций? (При ответе на этот вопрос вспомните материалы, изученные вами в 8 классе.) Каковы результаты этих войн?
  4. Оцените итоги русс ко-шведской войны 1808—1809 гг.
  5. Дайте общую оценку Тильзитского мирного договора. В чём вы видите его положительные последствия для России и в чём отрицательные?

Работаем с картой
1. Найдите и покажите на контурной карте Европы географические пункты, о которых идёт речь в параграфе: Аустерлиц, Фридланд, Тильзит, Аландские острова, Борго, Бухарест. Какие из этих пунктов носят сейчас другие названия? Почему?
2. Покажите на карте территории, присоединённые к России в результате войн с Ираном, Турцией, Швецией.

Думаем, сравниваем. размышляем

  1. Из курса Новой истории вспомните материал о причинах войн Франции с европейскими державами в конце XVIII — начале XIX в. Какие внешнеполитические планы имел Наполеон I? Мог ли он их осуществить?
  2. Некоторые современники считали заключение Александром I Тильзитского мира предательством интересов России и памяти русских воинов, погибших в сражениях с Францией. Согласны ли вы с этим?
  3. Составьте в тетради хронологическую таблицу об участии России в антинаполеоновских войнах в 1805—1807 гг.
  4. Используя иллюстрацию в учебнике (с. 25) и другие изображения из Интернета, посвящённые встрече двух императоров близ Тильзита, составьте рассказ об этом событии.
  5. Найдите в Интернете оценки итогов присоединения Финляндии к России в 1809 г, высказываемые российскими и европейскими историками. Есть ли противоречия в этих оценках? На какие исторические источники ссылаются сторонники различных точек зрения? Свои выводы обоснуйте.
  6. Расскажите, опираясь на представленную ниже схему, об основных событиях внешней политики России в 1805—1810 гг.

 


Вы смотрели: История России 9 класс Учебник УМК Арсентьев п/р. А.В.Торкунова. (§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. § 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. § 3. Внешняя политика Александра I в 1801–1812 гг.) Онлайн версия читать. Оглавление, ознакомительные фрагменты и цитаты из учебника 2023 года (3-е издание)  использованы в учебных целях. Код материалов: История России Арсентьев §§1-3.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней