История России Итоги главы 4 Мединский §§17-21. Учебник для 9 класса (XIX — начало XX века / Я. В. Вишняков, Н. А. Могилевский, С. В. Агафонов). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 20-21 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 22 >>
Итоги главы 4.
Россия в эпоху Великих реформ
Неудачная Крымская война обострила проблемы России: крепостное право, военно-техническую отсталость, неразвитость транспорта, низкий уровень образованности, взаимное недоверие государства и общества. Реформы Александра II – крестьянская, военная, земская, судебная, городская – имели целью разрешить эти проблемы. Многого удалось добиться. Крепостное право было отменено, но крестьяне получили гораздо меньше земли, чем рассчитывали, и новое обременение – выкупные платежи. Проверкой эффективности военной реформы стала победоносная война с Османской империей 1877–1878 гг.
Реформы местного самоуправления сделали возможным более широкое участие общества в решении своих повседневных проблем, но главную роль в нём продолжали играть помещики и богатые горожане.
Судебная реформа повысила уровень доверия общества к государству и закону, к судьям и юристам вообще, и это было главным достижением Великих реформ. Суд был действительно независимым, что доказало «дело Веры Засулич». Противоречивость реформ, их неочевидные достоинства и очевидные недостатки привели к бурному развитию общественного движения. Оно стало гораздо более массовым, чем в предыдущее правление, но и более разнообразным и радикальным. Радикалы оказались упорнее в достижении своих целей, но, как показали последствия их деятельности, цели были неверными. Убийство Александра II, вопреки ожиданиям народовольцев, не привело к революционным изменениям в обществе.
Вопросы и задания к главе (стр. 210)
- Составьте хронологическую таблицу главных событий правления Александра II в основных сферах общественной жизни и государственной политики.
- Какие территории вошли в состав России в правление Александра II и при каких обстоятельствах? Какой политико-правой статус получили некоторые из этих территорий в составе империи и почему? От каких территорий Российская империя отказалась и почему?
- Выберите исторического деятеля эпохи Александра II и напишите от его имени речь (мини-сочинение) на тему «История меня оправдала». Отметьте, что ваш герой хотел сделать (и почему), что ему удалось (и почему), а что не удалось (и почему).
- В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Одну из них можно сформулировать так: «Реформы Александра II способствовали социально-экономическому и политическому развитию России». Используя свои исторические знания, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и три аргумента, которыми можно её опровергнуть. При изложении каждого аргумента обязательно используйте исторические факты.
- Вам поручено сделать доклад на тему «Общественное движение в России в конце 1 850-х – начале 1 881 г.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить.
- * М. А. Горчаков в записке царю об итогах Берлинского конгресса 1 878 г. признал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Александр II приписал: «И в моей тоже». Как вы понимаете смысл этих реплик?
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы.
Как и почему изменилась Россия в ходе реформ Александра II?
Темы проектов (стр. 211)
- Великое – в малом: мои родные места в эпоху реформ Александра II (как жили, чему радовались, о чём печалились).
- Герои на все времена: мои земляки – участники войн времён Александра II.
- Почему литературные критики стали вождями российских радикалов?
- Неодолимое притяжение: эпоха Александра II в художественной литературе, кино, компьютерных играх.
- «Свобода жить, свобода умирать…»: конкурс эскизов памятников примирению народников и самодержавия.
- Рисуем музыкальный образ: конкурс стихотворений (рэпа) о времени Александра II (саундтрек обязательно должен содержать цитаты музыки третьей четверти XIX в.).
- Запечатлеть эпоху: конкурс историй в рисунках, посвящённых событиям эпохи Александра II.
- Как сохраняется память о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. в Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории?
- Почему вместо того, чтобы лечить и просвещать крестьян, образованные молодые люди пытались поднять их на бунт?
- Русские радикалы глазами иностранных писателей (на примере романа Альфонса Доде «Тартарен на Альпах. Новые подвиги тарасконского героя»).
- От чего на самом деле Александр II освободил Россию?
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ (стр.211-213)
ЧИТАЕМ, СМОТРИМ, СЛУШАЕМ (стр. 214)
Научно-популярная литература
- Ляшенко Л. М. «Александр II, или История трёх одиночеств». Попытка ответить на вопрос, почему государство и общество не защитило «царь-освободителя» от террористов.
- Троицкий Н. А. «Софья Львовна Перовская. Жизнь. Личность. Судьба». Книга рассказывает о том, как девушка из русской аристократической семьи стала революционеркой.
- Эйдельман Н. Я. «„Революция сверху“ в России». Если реформы Александра II были «революцией сверху», то чем тогда занимались народники?
Художественная литература
- Лесков Н. С. «Путешествие с нигилистом». Юмористический рассказ из эпохи террора народовольцев.
- Некрасов Н. А. «Кому на Руси жить хорошо». Широкая панорама жизни разных сословий Российской империи после отмены крепостного права.
Кинофильмы
- «Что делать?» (режиссёры Н. П. Марусалова, П. Р. Резников, 1971 г., СССР). Телевизионный фильм в трёх сериях – экранизация одноимённого романа Н. Г. Чернышевского.
- «Герои Шипки» (режиссёр С. Д. Васильев, 1954 г., СССР – Болгария). В острых драматических сценах ярко представлены основные события и главные участники русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру 1955 г.
- «Софья Перовская» (режиссёр Л. О. Арнштам, 1967 г., СССР). Биография самой знаменитой русской революционерки.
- «История одного назначения» (режиссёр А. А. Смирнова, 2018 г., Россия). Рассказ о том, как Л. Н. Толстой пытается спасти от смертной казни солдата, нарушившего воинскую дисциплину.
Музыкальные произведения
- «Укажи мне такую обитель». Песня на стихи Н. А. Некрасова.
- «Наш Скобелев-генерал». Песня донских казаков о М. Д. Скобелеве и русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
Вы смотрели: История России Итоги главы 4 Мединский §§17-21 для 9 класса. Период изучения истории: XIX — начало XX века. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.