История России Итоги главы 4

История России Итоги главы 4 Мединский §§17-21. Учебник для 9 класса (XIX —  начало XX века / Я. В. Вишняков, Н. А. Могилевский, С. В. Агафонов). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 20-21   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 22 >>

Итоги главы 4.
Россия в эпоху Великих реформ

Неудачная Крымская война обострила проблемы России: крепостное право, военно-техническую отсталость, неразвитость транспорта, низкий уровень образованности, взаимное недоверие государства и общества. Реформы Александра II – крестьянская, военная, земская, судебная, городская – имели целью разрешить эти проблемы. Многого удалось добиться. Крепостное право было отменено, но крестьяне получили гораздо меньше земли, чем рассчитывали, и новое обременение – выкупные платежи. Проверкой эффективности военной реформы стала победоносная война с Османской империей 1877–1878 гг.

Реформы местного самоуправления сделали возможным более широкое участие общества в решении своих повседневных проблем, но главную роль в нём продолжали играть помещики и богатые горожане.

Судебная реформа повысила уровень доверия общества к государству и закону, к судьям и юристам вообще, и это было главным достижением Великих реформ. Суд был действительно независимым, что доказало «дело Веры Засулич». Противоречивость реформ, их неочевидные достоинства и очевидные недостатки привели к бурному развитию общественного движения. Оно стало гораздо более массовым, чем в предыдущее правление, но и более разнообразным и радикальным. Радикалы оказались упорнее в достижении своих целей, но, как показали последствия их деятельности, цели были неверными. Убийство Александра II, вопреки ожиданиям народовольцев, не привело к революционным изменениям в обществе.

Вопросы и задания к главе (стр. 210)

  1. Составьте хронологическую таблицу главных событий правления Александра II в основных сферах общественной жизни и государственной политики.
  2. Какие территории вошли в состав России в правление Александра II и при каких обстоятельствах? Какой политико-правой статус получили некоторые из этих территорий в составе империи и почему? От каких территорий Российская империя отказалась и почему?
  3. Выберите исторического деятеля эпохи Александра II и напишите от его имени речь (мини-сочинение) на тему «История меня оправдала». Отметьте, что ваш герой хотел сделать (и почему), что ему удалось (и почему), а что не удалось (и почему).
  4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Одну из них можно сформулировать так: «Реформы Александра II способствовали социально-экономическому и политическому развитию России». Используя свои исторические знания, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и три аргумента, которыми можно её опровергнуть. При изложении каждого аргумента обязательно используйте исторические факты.
  5. Вам поручено сделать доклад на тему «Общественное движение в России в конце 1 850-х – начале 1 881 г.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить.
  6. * М. А. Горчаков в записке царю об итогах Берлинского конгресса 1 878 г. признал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Александр II приписал: «И в моей тоже». Как вы понимаете смысл этих реплик?

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы.
Как и почему изменилась Россия в ходе реформ Александра II?

 

Темы проектов (стр. 211)

  1. Великое – в малом: мои родные места в эпоху реформ Александра II (как жили, чему радовались, о чём печалились).
  2. Герои на все времена: мои земляки – участники войн времён Александра II.
  3. Почему литературные критики стали вождями российских радикалов?
  4. Неодолимое притяжение: эпоха Александра II в художественной литературе, кино, компьютерных играх.
  5. «Свобода жить, свобода умирать…»: конкурс эскизов памятников примирению народников и самодержавия.
  6. Рисуем музыкальный образ: конкурс стихотворений (рэпа) о времени Александра II (саундтрек обязательно должен содержать цитаты музыки третьей четверти XIX в.).
  7. Запечатлеть эпоху: конкурс историй в рисунках, посвящённых событиям эпохи Александра II.
  8. Как сохраняется память о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. в Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории?
  9. Почему вместо того, чтобы лечить и просвещать крестьян, образованные молодые люди пытались поднять их на бунт?
  10. Русские радикалы глазами иностранных писателей (на примере романа Альфонса Доде «Тартарен на Альпах. Новые подвиги тарасконского героя»).
  11. От чего на самом деле Александр II освободил Россию?

 

РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ (стр.211-213)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа
История России Итоги главы 4

 

ЧИТАЕМ, СМОТРИМ, СЛУШАЕМ (стр. 214)

Научно-популярная литература

  • Ляшенко Л. М. «Александр II, или История трёх одиночеств». Попытка ответить на вопрос, почему государство и общество не защитило «царь-освободителя» от террористов.
  • Троицкий Н. А. «Софья Львовна Перовская. Жизнь. Личность. Судьба». Книга рассказывает о том, как девушка из русской аристократической семьи стала революционеркой.
  • Эйдельман Н. Я. «„Революция сверху“ в России». Если реформы Александра II были «революцией сверху», то чем тогда занимались народники?

Художественная литература

  • Лесков Н. С. «Путешествие с нигилистом». Юмористический рассказ из эпохи террора народовольцев.
  • Некрасов Н. А. «Кому на Руси жить хорошо». Широкая панорама жизни разных сословий Российской империи после отмены крепостного права.

Кинофильмы

  • «Что делать?» (режиссёры Н. П. Марусалова, П. Р. Резников, 1971 г., СССР). Телевизионный фильм в трёх сериях – экранизация одноимённого романа Н. Г. Чернышевского.
  • «Герои Шипки» (режиссёр С. Д. Васильев, 1954 г., СССР – Болгария). В острых драматических сценах ярко представлены основные события и главные участники русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру 1955 г.
  • «Софья Перовская» (режиссёр Л. О. Арнштам, 1967 г., СССР). Биография самой знаменитой русской революционерки.
  • «История одного назначения» (режиссёр А. А. Смирнова, 2018 г., Россия). Рассказ о том, как Л. Н. Толстой пытается спасти от смертной казни солдата, нарушившего воинскую дисциплину.

Музыкальные произведения

  • «Укажи мне такую обитель». Песня на стихи Н. А. Некрасова.
  • «Наш Скобелев-генерал». Песня донских казаков о М. Д. Скобелеве и русско-турецкой войне 1877–1878 гг.

 


Вы смотрели: История России Итоги главы 4 Мединский §§17-21 для 9 класса. Период изучения истории: XIX —  начало XX века. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 20-21   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 22 >>

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней