Обществознание Боголюбов Учебник §21

Параграф 21. Современное информационное общество. Учебник по обществознанию 9 класс УМК Боголюбов Л.Н. и др (с 2023 года). Глава 4 Человек в современном изменяющемся мире. Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Обществознание Боголюбов Учебник §21.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

§21. СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ЗАДУМАЕМСЯ
Как меняется мир и человек в информационную эпоху?
ВСПОМНИМ
Какие признаки характеризуют постиндустриальное общество? Каковы особенности современного этапа развития информационного общества?

Изучив параграф, вы узнаете:
• Чем характеризуется современный этап развития общества
• Как информационные технологии влияют на различные сферы общества
• Какие противоречия в развитии общества возникают в результате использования этих технологий

Современное информационное общество

Из курса обществознания 8 класса вам известно, что учёные выделяют три стадии в развитии общества: традиционное (доиндустриальное, аграрное), индустриальное, постиндустриальное общество. Каждая стадия, как вы знаете, имеет свои особенности.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Какую черту постиндустриального общества иллюстрирует это изображение? Назовите другие черты постиндустриального общества.

Современный этап развития постиндустриального общества в развитых странах многие исследователи называют информационным. Появление Интернета привело к настоящей информационной (цифровой) революции, которая изменила жизнь общества. Обычно, говоря о цифровой революции как качественном скачке в развитии общества, её связывают с переходом к цифровым способам передачи информации вместо аналоговых. Преимущество цифровых способов состоит в качестве сигнала, росте объёмов передаваемой информации и её защищённости. Необходимость таких технологий диктуется ростом объёмов информации.

ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
Сейчас на планете около 50 млрд подключённых устройств, из них около 6 млрд — смартфоны. При этом население Земли достигло 7,89 млрд. Каждый день население Земли генерирует 500 млн твитов, 294 млн электронных писем, 4 млн гигабайт данных в социальных сетях, 65 млн сообщений в мессенджерах и 720 тыс. часов нового контента в видеохостингах.

  • К каким последствиям, на ваш взгляд, может привести столь стремительное нарастание информационных потоков?

Можно сказать, что информационное общество — это общество, основой развития которого становится производство знаний и информации на базе передовых информационных технологий. В свою очередь, использование этих технологий оказывает существенное влияние на экономику и бизнес, государственное управление, образование, социальное обслуживание и медицину, культуру и искусство.

Влияние информатизации на различные сферы жизни общества

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Почему интернет-торговля пользуется популярностью у потребителей?

В экономике информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника занятости, получает развитие бизнес, основанный на цифровых технологиях. Уже сегодня вместо того, чтобы тратить время на выбор товара в торговом центре, достаточно просмотреть каталог интернет-магазина и сделать заказ. Не нужно для заключения договора командировать представителя к деловому партнёру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Вместо посещения налоговой инспекции достаточно заполнить необходимые документы и передать их в электронном виде. А чтобы не тратить время на дорогу к месту работы, можно использовать возможности удалённого рабочего места. Для поездок по стране нет необходимости ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд или самолёт, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

В политической сфере для информационного общества характерна свобода информации. Чтобы выразить своё мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в Интернете. Для получения государственной услуги возможно дистанционно заполнить форму запроса, а через определённое время получить необходимый документ. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности государственных органов позволяет им быстрее, лучше, дешевле оказывать услуги населению.

Информатизация стимулирует изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, можно воспользоваться единым номером экстренных служб.

Огромные возможности несёт с собой информатизация в сфере культуры и образования. Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки. Познакомиться с коллекцией музея или спектаклем театра можно на их официальных сайтах. Возможно дистанционно получить высшее образование, используя сайт выбранного учебного заведения.

ОБРАТИМСЯ К ИСТОЧНИКУ
Из Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.
В России информационное общество характеризуется широким распространением и доступностью мобильных устройств (в среднем на одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи), а также беспроводных технологий, сетей связи… Граждане имеют возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления… Формирование информационного пространства знаний осуществляется путём развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием Интернета) форм распространения знаний.

  • Каковы особенности информационного общества в России? Что включает в себя информационное пространство знаний?

Технология интерактивной, или виртуальной, реальности позволяет смоделировать в обучении тренировочную среду в тех сферах и для тех занятий, для которых необходимой и важной является предварительная подготовка. В научных исследованиях эта технология даёт возможность значительно ускорить исследования микромира. В компьютерной программе человек способен манипулировать даже атомами так, словно это конструктор. Можно обучать медицинских специалистов: проводить операции, осваивать новое оборудование. С помощью компьютерных технологий удобно показать заказчику макет нового дома или любого другого строительного объекта. Очень популярны интерактивные технологии в сфере отдыха и развлечений.

Сетевая форма организации отношений

В информационном обществе меняется общий принцип выстраивания социальных связей и отношений. Доинформационное общество можно представить в виде иерархической лестницы: есть вершина, и от неё в разные стороны через промежуточные звенья люди получают определённый объём информации и совершают предписанные действия.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Дайте характеристику каждой модели организации социальных связей. В чём, по-вашему, преимущества и недостатки каждой из них?

Сетевая организация информационного общества не предполагает явно выраженного центра. Сетевое сообщество ориентируется на принцип саморазвития и самоуправления, а источником информации (знаний) может стать каждый участник (по принципу открытой энциклопедии «Википедия» или блогов). Наиболее полно сетевая структура информационного общества реализуется через социальные сети. Именно через такие сети люди удовлетворяют свои потребности в коммуникации, признании со стороны других членов сообщества. Сети способствуют организации сообществ людей, ориентированных на достижение социальных и политических целей.

Через социальные сети формируются экономические взаимоотношения нового типа, ориентированные на коллективное сетевое производство продукции, преимущественно информационной. Профессиональные социальные сети способствуют организации международных исследовательских коллективов, получению дистанционного образования. Большие возможности предоставляют социальные сети для досуга, развлечений.

РАССМОТРИМ СХЕМУ

Что, на ваш взгляд, объединяет все эти признаки? Какой признак является главным для информационного общества? Свой ответ объясните.

Меняя мир вокруг нас, информационные технологии существенно меняют и основные виды человеческой деятельности. Поиск, распознавание, оценка и использование полученной информации становятся основой полноценного существования в новом обществе. Перед личностью со всей остротой встают проблемы овладения средствами и способами постоянного расширения своих информационных возможностей.

Противоречия и проблемы информационного общества

Современное общество открывает большие перспективы для развития человечества. Однако на этом этапе общественного развития рождаются новые противоречия, а старые проблемы обретают новый смысл.

Отметим, что по-прежнему многие проблемы связаны с социальным неравенством. Но в условиях неравномерного доступа к информации оно приобретает другие формы.

При переходе к информационному обществу усиливается расслоение общества по степени доступности пользования информационными технологиями. Сегодня фиксируется сразу несколько так называемых разрывов или растущих противоречий между богатыми и бедными странами, ограниченными в возможностях пользования компьютерными технологиями в быту и на производстве. Мир делится по этому признаку на информатизированный центр и периферию. Этот разрыв происходит и внутри отдельных государств между продвинутыми пользователями и менее умелыми. Глобальные сети не смягчают, а усиливают эти противоречия.

ОБРАТИМСЯ К ИСТОЧНИКУ
Из Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.
Конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объёмов данных. Такие технологии активно используются в России, но они основаны на зарубежных разработках. Отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют. Повсеместное внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере. С помощью Интернета всё чаще совершаются компьютерные атаки на государственные и частные информационные ресурсы, на объекты критической информационной инфраструктуры.

  • Какие проблемы в области информационных и коммуникационных технологий отражены в документе?

Одним из важных противоречий информационной эпохи является взаимодействие человека и техники. Некоторые исследователи высказывают опасения о влиянии искусственного интеллекта. Они ставят важный вопрос: может ли искусственный интеллект выйти из-под контроля людей? Хотя эти проблемы возникли ещё в индустриальную эпоху, но в условиях быстрого развития информационных технологий они приобрели новые формы.

ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
Выяснилось, что 61% взрослого населения Земли с надеждой ожидает появления автономных транспортных средств на дорогах. Беспилотники позволят повысить безопасность движения, оптимизировать трафик и уменьшить выбросы вредных газов в атмосферу.
При этом люди с опаской относятся к искусственному интеллекту в целом. Примерно 52% респондентов уверены, что электронный разум, на базе которого создаются в том числе автономные автомобили, принесёт больше вреда, чем пользы.

  • Как вы думаете, чем объяснить противоречивые взгляды людей на искусственный интеллект?

Активными пользователями Интернета и особенно социальных сетей являются подростки. Здесь они знакомятся с важной информацией, заводят знакомства, получают свободу самовыражения. В то же время в этой активности есть и очевидные отрицательные стороны. В потоке информации часто встречаются ложные сведения, которые искажают реальную картину. В интернет-пространстве действуют деструктивные сообщества, которые, используя различные психологические уловки, могут вовлечь подростков в противоправную деятельность. Новые виртуальные друзья могут оказаться совсем не теми, кем себя представляют.

Таким образом, используя новые возможности, которые открывает использование современных цифровых технологий, нужно помнить о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в интернет-пространстве.

Развитие информационных технологий в России

Россия быстрыми темпами осуществляет переход к новой цифровой реальности. Государственная политика в нашей стране направлена на обеспечение устойчивого развития Российской Федерации в условиях информационного общества. В 2017 г. были приняты Стратегия развития информационного общества на 2017—2030 гг., программа «Цифровая экономика в России». В этих документах обозначены принципы, цели, задачи, основные направления деятельности правительства, других институтов в обеспечении данного развития. Для реализации этих задач в структуре Правительства в 2018 г. создано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

ОБРАТИМСЯ К ИСТОЧНИКУ
Из Стратегии развития информационного общества на 2017–2030 гг.
Основными принципами настоящей Стратегии являются:

  • а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
  • б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
  • в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
  • г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
  • д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
  • е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

Почему на первом месте в Стратегии указан принцип обеспечения права граждан на доступ к информации? Как может обеспечиваться доступ граждан к информации?

Развитие информационного общества даёт возможность гражданам участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Становление общества информационных технологий, развитие цифровой экономики, массовая персональная компьютеризация — явления, не имевшие раньше места в истории человечества. Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и духовные блага, но и для того, чтобы вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в изменяющихся условиях как природного, так и общественного бытия, для того, чтобы сформировать определённую экономическую, социальную, политическую и нравственную позиции.

Однако необходимо не только иметь информацию, но и владеть способами её использования. Образование для современного человека имеет своей целью обучить не только традиционным алгоритмам в мышлении и практике, но и умению выбрать необходимую информацию, осмыслить её, использовать в соответствии со своими потребностями.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Информационное общество как этап развития постиндустриального общества сформировалось благодаря развитию науки, техники, внедрению информационных технологий, которые существенно меняют все сферы жизни. Современное информационное общество — общество знания. Успех человека в нём связан с развитием творчества, инициативы, качественным образованием и др.


 

Проверяем наши знания и умения (стр.158)

  1. Какие причины привели к возникновению информационного (постиндустриального) общества? Назовите наиболее важную, на ваш взгляд, причину.
  2. Назовите признаки информационного общества.
  3. Приведите примеры использования информационных технологий в экономике, бизнесе, государственном управлении, образовании, медицине, культуре.
  4. Какой признак информационного (постиндустриального) общества можно считать основным? Объясните свой ответ.

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ

  1. Что объединяет такие достижения человечества, как возникновение речи, изобретение письменности, книгопечатания, компьютера? Какие ещё достижения могут быть поставлены в один ряд с названными? Ответ аргументируйте.
  2. * Используя дополнительные источники информации, знания по физике, химии, биологии, проиллюстрируйте примерами применение нанотехнологий и биотехнологий в современном обществе.
  3. Какие ценности являются наиболее важными для современного общества? Сравните их с ценностными ориентирами прошлых эпох, выявите общие черты и различия.
  4. На официальном сайте Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) многие книги доступны в электронном формате. Откройте в Интернете сайт библиотеки, изучите электронный каталог и подберите книги по теме «Современное информационное общество».
  5. Заполните в тетради схему.

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Подготовьте мультимедийную презентацию «Информационное общество вокруг меня».
2. Составьте компьютерный путеводитель по технологиям, используемым в быту современным молодым человеком.

 


Вы смотрели: Учебник по обществознанию для 9 класса УМК Боголюбов Л.Н. и др. Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Обществознание Боголюбов Учебник §21.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней