Параграф 23. Мир профессий настоящего и будущего. Учебник по обществознанию 9 класс УМК Боголюбов Л.Н. и др (с 2023 года). Глава 4 Человек в современном изменяющемся мире. Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Обществознание Боголюбов Учебник §23.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
§23. МИР ПРОФЕССИЙ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО
ЗАДУМАЕМСЯ
Как готовить себя к профессиональной деятельности? Что учитывать, осуществляя выбор будущей профессии?
ВСПОМНИМ
Что такое профессионализм? Какие преимущества он даёт работнику? Каковы ожидания работодателей на современном рынке труда?
Изучив параграф, вы узнаете:
- Что представляет собой современный мир профессий и какие тенденции влияют на его изменения
- В чём состоит отличие профессии от специальности и должности
- Что свойственно профессиям будущего
- Какие навыки требуются современному работнику
Многообразие профессий в современном мире
Среди жизненных ценностей и ориентиров человека выбор профессии занимает одно из важных мест. Великий Леонардо да Винчи утверждал, что «в природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни». Вы завершаете основное общее образование, и задача выбора профессии становится всё актуальнее.
Попробуйте составить для себя перечень того, что вы ждёте от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти интересное для себя и полезное для других дело, хороший заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности. Не так уж мало. Некоторые с ранних лет знают, какой профессии посвятят себя. Но гораздо больше тех, кто не сделал выбор и размышляет, кем быть.
Мир профессий сложен. Одни из них достались нам от предыдущих поколений и вполне успешно существуют до сих пор. Например, врачи, учителя, инженеры или строители. Другие профессии сегодня практически забыты, и приходится обращаться к словарю, чтобы узнать, например, кто такой целовальник или бочар (профессии героев рассказов И. С. Тургенева «Певцы» и «Бежин луг»), заседатель, будочник или стремянной (профессии героев произведений А. С. Пушкина «Дубровский», «Повести Белкина», «Капитанская дочка»). На смену уходящим приходят новые профессии, и сегодня никто не может дать точный ответ на вопрос, сколько профессий существует на Земле.
Профессии принято классифицировать по ряду общих свойств и признаков. Например, можно разделить профессии на группы по характеру труда (физического и умственного, исполнительского и творческого).
Профессии различаются также по уровню квалификации специалиста: профессии, требующие высшего образования (инженер, врач); среднего специального образования (оператор, бухгалтер); не требующие квалификации (подсобный рабочий, грузчик).
Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, транспорт и др.). В каждой из отраслей хозяйства, в свою очередь, существуют профессии, связанные с физическим трудом (например, каменщик, водитель, грузчик и др.) или с умственным трудом (конструктор, архитектор, диспетчер и др.).
Наиболее распространённая классификация выделяет пять основных групп профессий в зависимости от того, с чем или с кем работает представитель этой профессии.
- Представители группы профессий «человек — природа» имеют дело с растительными и животными организмами и условиями их существования. Например, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, озеленитель, садовод, фитодизайнер.
- Представители группы профессий «человек — техника» имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-электрик, радиотехник.
- Представители группы профессий «человек — человек» общаются и взаимодействуют с другими людьми. Например, продавец, библиотекарь, журналист, парикмахер, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор.
- Представители группы профессий «человек — знаковая система» накапливают определённую информацию, перерабатывают её, доносят до конечного потребителя, оказывают помощь в обмене этой информацией. Если орудием труда людей профессии «человек — техника» является некий инструмент, то здесь таковым выступают цифры, коды, формулы, символы, графики, шифры, условные обозначения. Например, бухгалтер, математик, программист, экономист, языковед и т. д.
- Область профессиональной деятельности представителей группы «человек — художественный образ» — искусство и всё, что может быть с ним связано. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, скульптор, ювелир, дизайнер, фотограф, модельер, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актёр драматического театра и т. д.
РАССМОТРИМ СХЕМУ
Какие составляющие включает профессиональная характеристика работника? Чем профессия отличается от специальности, квалификации и от должности?
Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка (может оформляться в бумажном или электронном виде). С 2021 г. работникам, которые устраиваются на работу впервые, трудовая книжка оформляется только в электронном виде. Это официальный персональный документ, содержащий сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника.
Как меняются профессии в XXI в.
Состав профессий и характер профессионального труда значительно меняются благодаря развитию информационно-коммуникационных и цифровых технологий. По многим специальностям сегодня можно работать удалённо онлайн из любой точки мира.
Для решения поставленных задач широко применяются компьютеры. Компьютерные технологии успешно помогают в работе банковских служащих, архивариусов или библиотекарей, позволяют создавать любые декорации или спецэффекты в театре, кино и др. Меняется в связи с ними содержание профессий каскадёра, художника-оформителя и др. Ряд профессий уходят в прошлое или меняются в связи с появлением ЗБ-печати.
Компьютерные технологии всё шире распространяются в разных сферах, и человеческий труд успешно заменяется или подкрепляется искусственным интеллектом. В мире современных профессий становится также востребованным навык работы с искусственным интеллектом на различных его уровнях. Однако времена, когда врачей или учителей полностью заменят роботы, наступят не очень скоро, и потому при выборе будущей профессии требуется обращать внимание и на человеческий фактор.
Одна из важнейших тенденций изменения характера профессий связана с заботой о природе. В «Атлас новых профессий», разработанный в России, вошли профессии урбанист-эколог, парковый эколог, портовый эколог, юрист по экологическому праву или специалист по экологическому просвещению и др.
Такая тенденция развития общества, как рост потребления, также породила новые профессии. В этой сфере востребованы промоутеры, шоперы, а также маркетологи, пиар-менеджеры, которые уже на стадии разработки продукта могут спрогнозировать успех и оценить стратегию его продвижения. Результаты работы трендвотчеров используются как на этапе создания нового продукта, так и для продвижения уже существующих товаров и услуг.
ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
Более 28 тыс. школьников из 1654 школ 70 регионов Российской Федерации приняли участие в «Мотивирующих цифровых уроках» с показом фильма «Профессии будущего», состоявшихся в российских школах с октября 2019 по март 2020 г. В ходе опроса, проведённого во время этих уроков, было собрано 4173 анонимные анкеты учеников 7—11 классов, касающихся их профессионального выбора.
Из опрошенных 12% привлекают профессии врача и ветеринара, 9% планируют реализовать себя в творческих профессиях, а 7% хотят стать учителями. Четвёртое место в рейтинге профессий разделили юриспруденция и профессия программиста — по 6%. По 3% опрошенных хотят стать военными и спортсменами, 2,5% — предпринимателями, а 2,3% — поварами или кондитерами. Кроме того, российских школьников привлекают рабочие специальности (механика и сварщика), профессии в сфере МЧС, бьюити-услуг, финансов, архитектуры, журналистики, науки. Около 26% опрошенных сказали, что они не знают, кем хотят стать.
(По данным РИА Новости)
- Какие выводы можно сделать по результатам опроса? Каким отраслям хозяйства отдают предпочтение школьники при планировании своей профессиональной деятельности?
На стыке наук
Профессии будущего, которые дополнят или заменят уже существующие, появляются на стыке нескольких наук.
ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
В рамках проекта, посвящённого изучению тенденций в бизнесе, называются профессии будущего. Вот некоторые из них:
- Онлайн-терапевт
- Инженер-генетик
- Биофармаколог
- Архитектор «зелёных» городов
- Медиаполицейский
- Гид в сфере космического туризма
- Экоаналитик в добывающих отраслях
На стыке каких наук появляются названные профессии?
В современных исследованиях и экспертных прогнозах профессий широко распространено понятие STEM. Оно расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Mathematics — наука, технологии, инженерия и математика. Глубокие знания в математике, физике, химии, биологии, астрономии, инженерии, робототехнике и других прикладных дисциплинах, а также умение работать с различными информационными технологиями, программными продуктами и базами данных позволяют трудиться на стыке наук, создавать новые продукты, конструировать сложные устройства.
По состоянию на 2021 г. абсолютными лидерами среди STEM-профессий в мире являлись разработчики программного обеспечения. Необходимость анализировать значительные объёмы информации определяет спрос на аналитиков данных. Пандемия COVID-19 усилила значимость профессии эпидемиолога. На фоне обострения экологической ситуации в мире растёт востребованность специалистов по вопросам охраны окружающей среды. По данным исследований, число востребованных в настоящее время STEM-специальностей достигает 100 и более.
Современные профессии требуют более глубоких знаний и навыков, чем те, которые большинство учащихся получают сегодня. Необходимо аналитически мыслить, рассматривать проблему с разных сторон, действовать в режиме многозадачности, находить новые решения. Важны также готовность к постоянному обучению, коммуникативные навыки, грамотная письменная и устная речь, дающая возможность эффективно общаться с коллегами и представлять результаты своего труда.
Требуемые навыки разделяют на узкие профессиональные навыки (например, набирать текст на компьютере, водить автомобиль, использовать различные компьютерные программы) и навыки, которые помогают решать широкий круг жизненных задач, не связанных непосредственно со специальностью.
ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
(на изображении – Участники финала национального чемпионата «Молодые профессионалы». 2021 г.)
Найдите в Интернете материалы о молодых победителях национального и международного чемпионатов профессионального мастерства. Какие качества их отличают?
Как добиться успеха в профессиях будущего
Не все прогнозы о профессиях будущего оправдываются безусловно и непременно. Так, по одному из прогнозов, уже к 2020 г. должны были исчезнуть тур-агенты, лекторы, швеи, машинисты, почтальоны, вахтёры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты, инспекторы ДПС, копирайтеры, курьеры, бурильщики, шахтёры и аналитики. Однако этого не случилось.
Главное — понимать, какие общие черты характерны для перспективных профессий будущего. Одна из них — креативность (творческий подход), ведь заменить острый ум машине не по силам.
РАССМОТРИМ СХЕМУ
Как вы думаете, насколько высока вероятность допуска вами этих типичных ошибок при выборе профессии?
Спрогнозировать спрос на новые профессии в не столь отдалённом будущем вполне реально: достаточно обратить внимание на текущие проблемы в обществе и тенденции развития технологий.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Задача выбора будущей профессии требует от каждого человека знания потребностей рынка труда, анализа своих запросов и определения возможностей профессионального успеха. Мир современных профессий активно трансформируется. Важно понимать, как на динамику профессий влияют информатизация всех сфер жизни общества, нарастающая интернационализация и глобализация, обострение проблем экологии, расширение сферы услуг, интеграция разных областей применения профессиональных знаний, умений, навыков. В любой профессии для достижения высоких результатов необходимы не только глубокие и разносторонние знания, совершенствующиеся навыки, но и готовность к изменениям в содержании и условиях труда, а возможно, и к смене профессии на протяжении трудовой жизни.
Проверяем наши знания и умения (стр.169)
- Чем определяется многообразие современных профессий?
- По каким основаниям профессии объединяют в группы?
- Какие составляющие включает профессиональная характеристика работника?
- С какими тенденциями развития общества связаны изменения в мире профессий?
- Каких навыков требуют современные профессии?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ
- Разные словари дают близкие по смыслу, но имеющие некоторые различия толкования понятия «профессия».
Толковый словарь | Род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования |
Современный экономический словарь | Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ |
Словарь синонимов | Дело, занятие; деятельность, род занятий, специальность; ремесло; профиль, работа, квалификация, звание, призвание |
Что общего в толковании понятия «профессия» разными словарями? Чем они дополняют друг друга? Какие слова-синонимы помогают понять, почему к выбору профессии следует подходить серьёзно, осмысленно?
- Успех глобальной роботизации напрямую связывают с успехами робототехников — тех людей, которые будут придумывать роботов и давать им «профессию». Опираясь на это утверждение, сформулируйте и аргументируйте суждение о роли человека и человеческого фактора в мире профессий.
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Специалист — это человек, «получивший специальность», т. е. соответствующее образование, который в силу этого может выполнить какую-то работу, вооружившись знанием и умением…. Для того чтобы гарантировать реализацию задачи и обеспечить при этом определённое качество, знаний, умений, навыков мало — необходимо ещё соответствующее отношение к делу, заставляющее человека всегда, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах следовать профессиональному канону, соблюдать принятые нормы и стандарты. Профессионал тем и отличается от специалиста, что он должен выполнить работу всегда и сделать это подобающим образом. Отношение к работе как к долгу и делает специалиста профессионалом. Наконец, мастер — это профессионал, который к тому же ещё хочет и может сделать что-то сверх стандарта и нормы. Он собственно задаёт нормы и стандарты для других коллег и способен передать свои знания и умения, а главное — профессиональные ценности ученикам». (Российский социолог И. В. Задорин)
Какие основания выделяет автор, устанавливая различия между специалистом, профессионалом и мастером? К какому понятию относится следующая характеристика: высокий уровень владения профессией, способность выполнить профессиональную задачу в соответствии с принятыми нормами и стандартами?
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С помощью публикаций в СМИ, в Интернете и при поддержке родителей соберите материал и подготовьте выступление на одну из тем по вашему выбору.
1. «Изменения в мире профессий» (анализ запросов предприятий своего региона).
2. «Будущее профессий в зеркале сегодняшнего дня» (рассказ о специалистах и специальностях передового предприятия).
3. «Человек и искусственный интеллект: плодотворное партнёрство» (реалистическое описание с опорой на художественную литературу и кинофильмы).
Вы смотрели: Учебник по обществознанию для 9 класса УМК Боголюбов Л.Н. и др. Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Обществознание Боголюбов Учебник §23.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.