Обществознание Готовимся к ОГЭ. Повторяем изученный материал, готовимся к экзамену. Учебник по обществознанию 9 класс УМК Боголюбов Л.Н. и др (с 2023 года). Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Повторяем изученный материал,
готовимся к экзамену
Уважаемые девятиклассники!
В конце учебного года многим из вас предстоит сдавать по выбору ОГЭ по обществознанию. В данном разделе основное внимание уделено темам, которые вы изучали в б, 7, 8 классах. Повторением учебного материала нужно заниматься на протяжении всего 9 класса, поэтому подумайте, как распределить время.
Приведённые таблицы, схемы, тренировочные задания помогут вспомнить, обобщить и систематизировать изученный материал, проверить свою подготовку по вопросам, которые, как правило, вызывают затруднения на экзамене. В раздел также включён полный вариант экзаменационной работы, который даёт представление о её структуре, типах используемых заданий. В процессе подготовки к экзамену важны систематические занятия, изучение учебного материала, выполнение разнообразных тренировочных заданий. Все тренировочные задания данного раздела следует выполнять в тетради.
Что проверяет ОГЭ по обществознанию
Примечание. Для более подробного ознакомления откройте текущую версию кодификатора и демонстрационный вариант ОГЭ, размещённые на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Перенесите таблицу в рабочую тетрадь или в свой компьютер, планшет, смартфон и отметьте в свободных графах, что вы уже знаете, а что нужно повторить, выучить.
Что означает термин «социальный объект», как правильно дать объяснение и привести пример? Под социальными объектами следует понимать факты, явления, которые изучаются в школьном курсе обществознания или наблюдаются в обществе. К социальным объектам также относят людей и их объединения.
Суть объяснений состоит в том, чтобы раскрыть наиболее значимые признаки социальных фактов, ситуаций, объектов, причины или следствия того или иного общественного явления, прокомментировать позицию автора.
В основе любого примера лежит конкретная ситуация или социальный факт. Вы можете опираться на известные факты из истории или современной общественной жизни (здесь будет востребован ваш личный опыт) или придумать вымышленную ситуацию с опорой на те знания, которые получены на уроках. Предположение от объяснения отличается тем, что обращает нас к возможным причинам или следствиям того или иного действия людей.
Для того чтобы дать в ответе правильное объяснение или предположение, нужно понять, о каком факте или общественном явлении идёт речь, вспомнить содержание соответствующего материала, составить развёрнутое(ые) предложение(я). Старайтесь выражать свои мысли чётко, записывать их ясно, не искажая смысла, с опорой на соответствующие факты.
Раздел «Человек и общество»
В данном разделе следует особое внимание обратить на то, что понятие «общество» является многозначным. Рассмотрите схему и вспомните значения понятия «общество» (при необходимости воспользуйтесь словарём в учебнике).
Вам известно, что общество представлено сферами общественной жизни. Каждая сфера характеризуется общественными отношениями, между сферами существует взаимосвязь, так как в реальной жизни деятельность людей неразрывно связана.
Тренировочное задание 1. Как сферы общественной жизни взаимосвязаны между собой? Приведите примеры, которые иллюстрируют взаимосвязь различных сфер общественной жизни. Какие типичные общественные отношения характеризуют сферы общественной жизни?
Тренировочное задание 2. Заполните пропуски в таблице.
В экзаменационной работе первое задание предполагает проверку знаний о характерных чертах и признаках основных сфер общественной жизни.
Тренировочное задание 3. Распределите термины в графы таблицы.
Власть; производство; театр; семья; государство; собственность; наука; общественное движение; малая группа; профессия.
Выберите несколько терминов и раскройте их смысл.
Тренировочное задание 4. Какие ДВА из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Образование; политический режим; инвестиция; референдум; культура.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого ОДНОГО из них.
(Если у вас возникли затруднения при раскрытии смысла понятий, то обратитесь к словарю в конце учебника.)
Вы вспомнили о сферах жизни общества. Теперь обратимся к тому, что внутри общества человек реализует себя в деятельности как личность. Используя схему, вспомните эти понятия, сравните их: выделите общее и различия между видами деятельности.
Тренировочное задание 5. Анне 5 лет, она любит играть в подвижные игры, а её брату Сергею 12 лет, он учится в школе. Сравните виды деятельности: игру и учёбу.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
- наличие цели деятельности
- получение знаний о мире
- важность процесса деятельности
- развитие способностей
Раздел «Сфера духовной культуры»
Напомним, что духовная культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми через систему норм, правил, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей. Она не приобретается биологическим путём. Каждое поколение людей воспроизводит её и передаёт следующему поколению. Существует множество видов культуры. Рассмотрим одну из возможных классификаций.
Тренировочное задание 6. Заполните пропуск в таблице.
Духовная культура также включает ряд областей (см. схему). Каждая из них обладает характерными признаками.
Тренировочное задание 7. Изучите схему, подумайте, какими примерами можно проиллюстрировать каждый признак. Запишите перечень примеров в тетради.
Тренировочное задание 8. Прочитайте суждения и исправьте отметку, если допущена ошибка (плюс — верное; минус — неверное).
Раздел «Экономика»
Знания по экономике в современном обществе имеют важное практическое значение. Для того чтобы ориентироваться в различных экономических явлениях, нужно понимать:
- как устроена экономика;
- что влияет на экономический рост;
- какую роль играют деньги;
- как правильно пользоваться финансами, которые есть в семье (планирование личного бюджета, возможности инвестиций, банковские услуги, защита от финансовых мошенников).
Представим наглядно, что нужно знать и понимать в разделе «Экономика».
На схеме представлены не все понятия. Важной экономической темой является взаимодействие государства и рыночной экономики. Напомним, что рыночная экономика — это система, основанная на частной собственности, координации действий экономических агентов с помощью конкуренции. Рыночные отношения обеспечивают экономический рост, но вместе с этим порождают ряд негативных явлений: цикличность экономического развития, инфляцию, безработицу (объясните эти экономические явления). Для рыночной экономики характерна ситуация, при которой товары и услуги реализуются за деньги. Продавцам платят за то, что они предоставляют блага покупателям. Однако существуют блага, которые не являются объектами конкуренции и предоставляются всем равно. Такие блага называют общественными. К ним относят национальную оборону, фундаментальные научные исследования, борьбу с бедностью, строительство дорог, мостов, поддержку образования и культурных объектов и пр. Поставщиком общественных благ является государство. Оно, используя свои ресурсы, выполняет ряд других важных функций в экономике. Любое государство осуществляет сбор налогов. С их помощью пополняются доходы государственного бюджета и осуществляется финансирование расходов. О видах налогов в Российской Федерации вы можете узнать в статьях 12—15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Тренировочное задание 9. Поставьте плюс в графе «Отметка», если пример иллюстрирует функцию государства в экономике. Если пример в таблице неверно иллюстрирует указанную функцию, то приведите верный пример.
В свободных графах приведите собственные примеры функций государства в экономике.
Важную роль в современной экономике имеют финансы. В основе финансовой сферы лежит особый товар — деньги, которые являются всеобщим эквивалентом стоимости.
Тренировочное задание 10. Поставьте плюс в графе «Отметка», если пример верно иллюстрирует указанную функцию денег. Если пример в таблице неверно иллюстрирует указанную функцию, то приведите собственный верный пример.
Обладание денежными средствами накладывает на потребителя ответственность за их сбережение, использование. Вы изучали, как защитить себя от различных видов финансового мошенничества или не стать участником финансовой пирамиды. Особое внимание нужно обратить на безопасное использование банковских карт и других платёжных инструментов.
Тренировочное задание 11. Гражданке Т. пришло СМС-сообщение от неизвестного абонента о необходимости перевести 200 рублей на указанный номер телефона. Какое действие следует предпринять гражданке Т. в данном случае?
- 1) ответить на сообщение
- 2) перевести деньги
- 3) не реагировать на сообщение
- 4) выключить телефон
Тренировочное задание 12. Верны ли следующие суждения о финансовых рисках?
A. Каждый инвестор должен уметь управлять возможными рисками.
B. Защитой от финансовых рисков является распределение инвестиций в разные ценные бумаги.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Раздел «Право»
Вспомнить основные понятия раздела вам поможет информация в таблицах и схеме.
Право — совокупность норм, которые определяют обязательные для всех людей правила поведения, установленные государством и защищаемые мерами государственного принуждения .
Тренировочное задание 13. Приведите примеры норм права, назовите их основной признак. Приведите примеры правоотношений. Приведите примеры норм каждого вида юридической ответственности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет особенности. За ряд преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет (статья 20 Уголовного кодекса). В общем порядке уголовная ответственность устанавливается с 16 лет. Вспомним изученные отрасли российского права и правоотношения, которые они регулируют.
Отрасли российского права:
- Конституционное право закрепляет и регулирует основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и др.
- Гражданское право регулирует имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя)
- Трудовое право регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, возникающие в связи с трудовой деятельностью
- Семейное право регулирует личные (неимущественные) и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства
- Административное право регулирует отношения в сфере государственного управления и исполнительной власти
- Уголовное право совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний
Вспомним, в чём состоят особенности правового статуса несовершеннолетнего.
Тренировочное задание 14. Определите и запишите в таблицу название отрасли права, к которой относится приведённый пример.
Примеры прав несовершеннолетних | Отрасль права |
Дееспособность малолетних устанавливается с 6 лет | |
В возрасте 14—18 лет несовершеннолетние вправе: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки. | |
По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов | |
Ответственность за некоторые виды преступлений, например убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке и др.), наступает с 14 лет | |
Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию | |
Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы | |
Участие лица, достигшего 16-летнего возраста, в несанкционированной уличной акции | |
Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру | |
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время | |
Расторжение трудового договора (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних |
Желаем вам хорошо подготовиться и успешно сдать экзамен!
Вы смотрели:Обществознание Готовимся к ОГЭ. Повторяем изученный материал, готовимся к экзамену. Учебник по обществознанию 9 класс УМК Боголюбов Л.Н. и др (с 2023 года). Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.