Биология 9 класс. Общие закономерности (Мамонтов). Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле. Электронная версия, ознакомительный фрагмент. Цитаты использованы в учебных целях.
ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к содержанию учебника
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле
Живое представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых организмов. Из курса «Многообразие живых организмов» вы помните, что в настоящее время уже известно около 350 тыс. видов растений и около 2 млн видов животных, населяющих нашу планету. И это не считая грибов и бактерий! Кроме того, учёные постоянно описывают новые виды — как существующие в наши дни, так и вымершие в минувшие геологические эпохи. Выявление и объяснение общих свойств и причин многообразия живых организмов — задача общей биологии и цель настоящего учебника. Важное место среди рассматриваемых общей биологией проблем занимают вопросы происхождения жизни на Земле и законы её развития, а также взаимосвязь различных групп живых организмов между собой и взаимодействие их с окружающей средой.
Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое он в нём занимает. Как возникли современные животные и растения? Чем объяснить их поразительное разнообразие? Почему исчезли фауна и флора далёких от нас времён? По какому пути пойдёт развитие жизни на Земле в дальнейшем? Вот лишь несколько из того огромного количества вопросов, решение которых всегда волновало человечество.
Глава 10. Развитие биологии в додарвиновский период
Как возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались их приспособительные признаки? Откуда такое разнообразие органического мира и как оно сохраняется? Какое место в природе занимает человек и кто его предки? На эти вопросы отвечает теория эволюции. Под эволюцией живого мира понимают процесс исторического развития живой природы с момента возникновения жизни на Земле до современности.
Ещё в древности были собраны некоторые сведения о живой природе. Изучением животных занимался древнегреческий учёный Аристотель (IV в. до н. э.), описавший более 500 видов и расположивший их в определённом порядке: от просто устроенных ко всё более сложным. Учёный и его ученики изучали также строение растений. На протяжении Средневековья труды Аристотеля были основой представлений о живой природе. Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий (XV в.). Интенсивная торговля и открытие новых земель расширяли сведения о животных и растениях. Из Индии и Америки в Европу завезли новые растения — корицу, картофель, кукурузу, табак. Ботаники и зоологи описывали множество новых, невиданных ранее растений и животных, указывая, какими полезными или вредными свойствами те обладают.
26. Становление систематики (стр.122-125)
27. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка (стр.125-127)
Вопросы для повторения и задания (стр.127)
- Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?
- Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.
- Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.
- Опираясь на знания генетических закономерностей, объясните, могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма.
- Обсудите в классе, почему теория эволюции Ж. Б. Ламарка не получила признания современников.
Глава 11. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора
Основной труд Ч. Дарвина — «Происхождение видов», в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 г. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмысливанию богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учёными.
28. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина (стр.128-130)
29. Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе (стр.131-134)
30. Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе (стр.135-140)
Вопросы для повторения и задания (стр.140)
- Что такое естественный отбор?
- В чём биологическое значение естественного отбора?
- Что такое борьба за существование? Каковы её формы?
- Какая форма борьбы за существование является наиболее напряжённой и почему?
- Что служит движущей силой изменения видов?
- Что служит материалом для естественного отбора?
- Действует ли в настоящее время естественный отбор в человеческом обществе? Приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения.
- Сравните искусственный и естественный отбор. В чём их сходство и отличие?
Глава 12. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.
Приобретение популяциями и видами разнообразных приспособлений способствует не только выживанию их в какой-то определённой среде. Новые признаки и свойства могут стать причиной освоения популяцией новых мест обитания, новых источников питания и т. д. В этом случае конкуренция с родственными организмами резко ослаблена или отсутствует. Это приводит к вспышке размножения и широкому расселению вида, что, в свою очередь, способствует формированию многочисленных популяций, которые оказываются в различных условиях и подвергаются неодинаково направленному действию отбора.
Появление новых видов живых организмов, т. е. процесс видообразования, учёные-биологи называют микроэволюцией. Эволюция крупных систематических групп (надвидового ранга) носит название макроэволюции. В результате макроэволюции возникают новые типы, классы, отряды.
31. Вид, его критерии и структура (стр.141-143)
32. Элементарные эволюционные факторы (стр.144-147)
33. Формы естественного отбора (стр.148-152)
34. Главные направления эволюции (стр.154-159)
35. Типы эволюционных изменений (стр.160-164)
Вопросы для повторения и задания (стр.164)
- Чем определяется расхождение признаков у родственных групп организмов и возникновение внешнего сходства у неродственных?
- Раскройте и сравните содержание понятий «дивергенция» и «конвергенция».
- Приведите примеры аналогичных и гомологичных органов. Как вы можете доказать принадлежность названных структур к той или иной группе органов?
- Докажите, что дивергентное или конвергентное развитие групп живых организмов носит приспособительный характер. Приведите примеры.
- В чём сущность необратимости эволюции?
Глава 13. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.
Растения и животные удивительно приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. В понятие «приспособленность вида» входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям (например, длинный и сложно устроенный пищеварительный тракт жвачных животных, питающихся растительной пищей). Соответствие физиологических функций организма условиям их обитания, их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособленности.
Показатели хорошей приспособленности группы организмов — её высокая численность, широкий ареал и большое количество подчинённых систематических групп. Систематическая группа (вид, род, семейство и т. д.) находится в состоянии процветания, или биологического прогресса, если в неё входит значительное число систематических групп более низкого ранга. Например, внутри отряда всегда есть многочисленные семейства, включающие, в свою очередь, большое число родов, которые также богаты входящими в них видами. Таким образом, биологический прогресс представляет собой результат успеха в борьбе за существование.
Отсутствие необходимого уровня приспособленности приводит к угнетённому состоянию таксономической группы — биологическому регрессу — уменьшению численности, сокращению ареала, снижению числа систематических групп более низкого ранга. Биологический регресс чреват опасностью вымирания. Например, вследствие усиленного отстрела резко сократилась численность и сузился ареал распространения соболя. На грани вымирания находятся уссурийский тигр, гренландский кит, барханный кот и другие животные.
36. Приспособительные особенности строения и поведения животных (стр.166-174)
37. Забота о потомстве (стр.175-179)
38. Физиологические адаптации (стр.180-182)
Вопросы для повторения и задания (стр.182)
- Что такое физиологическая адаптация? Как она возникает и что лежит в её основе?
- Приведите примеры функциональных приспособительных изменений у животных.
- Каким образом обитатели пустыни приспосабливаются к отсутствию воды?
- Используя знания, полученные при изучении курса «Человек и его здоровье», приведите примеры физиологических адаптаций у человека.
- Как вы считаете, особь или популяция является единицей приспособления? Объясните, почему вы сделали такой вывод.
- Согласны ли вы с утверждением, что все приспособительные признаки носят относительный характер? Докажите свою точку зрения и приведите примеры.
Глава 14. Возникновение жизни на Земле
Для того чтобы правильно представить процесс возникновения жизни, необходимо кратко рассмотреть современные взгляды на образование Солнечной системы и положение Земли среди её планет. Эти представления очень важны, так как, несмотря на общность происхождения планет, окружающих Солнце, только на Земле появилась и достигла исключительного разнообразия жизнь.
39. Современные представления о возникновении жизни (стр.184-186)
40. Начальные этапы развития жизни (стр.187-190)
Вопросы для повторения и задания (стр.190)
- Как питались первые живые организмы?
- Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло его появление?
- Как использование воды в процессах фотосинтеза повлияло на биологическую эволюцию?
- Какие организмы впервые стали выделять в атмосферу свободный кислород?
- Строение каких организмов эукариотической клетки доказывает симбиотическое происхождение эукариот? Докажите свою точку зрения.
- Какое значение для эволюции имело появление полового процесса?
- Составьте план параграфа, обозначьте основные события, происходящие на начальном этапе развития жизни.
Глава 15. Развитие жизни на Земле.
В истории Земли принято различать промежутки времени, разделённые крупными геологическими событиями: горообразовательными процессами, поднятием и опусканием суши, изменением очертаний материков, уровня океанов. Движения и разломы земной коры сопровождались усиленной вулканической деятельностью, выбросом в атмосферу громадного количества газов и пепла. Понижение прозрачности атмосферы уменьшало количество солнечной радиации, попадающее на Землю, и было одной из причин развития оледенений. Не случайно горообразовательные процессы сопровождались оледенениями. Грандиозные ледниковые щиты, покрывавшие поверхность Земли, значительно изменяли климатические условия и тем самым оказывали глубокое влияние на растительный и животный мир. Одни группы организмов вымирали, другие сохранялись и в межледниковые эпохи достигали расцвета.
41. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры (стр.192-193)
42. Жизнь в палеозойскую эру (стр.195-202)
43. Жизнь в мезозойскую эру (стр.203-205)
44. Жизнь в кайнозойскую эру (стр.206-208)
45. Происхождение человека (стр.209-216)
Вопросы для повторения и задания (стр.216)
- Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных, классу млекопитающих.
- Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
- Какие признаки, развивающиеся у зародыша человека, указывают на его животное происхождение?
- Какие стадии выделяют в процессе становления человека как вида? Изобразите схематично последовательность основных этапов происхождения человека.
- Какие факторы явились ведущими в эволюции первых современных людей?
- Когда появились первые современные люди?
- Почему неандертальцы были вытеснены современными людьми кроманьонцами?
- В чём заключаются отличия Человека разумного от его животных предков и чем они обусловлены?
- Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный? Какие критерии лежат в основе деления человечества на расы?
- Согласны ли вы с утверждением, что человек является биосоциальным существом? Объясните и докажите свою точку зрения.
- Какие вам известны иные гипотезы происхождения человека?
ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов
Биология 9 класс. Общие закономерности (Мамонтов). Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов. Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.