Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле

Биология 9 класс. Общие закономерности (Мамонтов). Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле. Электронная версия, ознакомительный фрагмент. Цитаты использованы в учебных целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к содержанию учебника


Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле

Живое представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых организмов. Из курса «Многообразие живых организмов» вы помните, что в настоящее время уже известно около 350 тыс. видов растений и около 2 млн видов животных, населяющих нашу планету. И это не считая грибов и бактерий! Кроме того, учёные постоянно описывают новые виды — как существующие в наши дни, так и вымершие в минувшие геологические эпохи. Выявление и объяснение общих свойств и причин многообразия живых организмов — задача общей биологии и цель настоящего учебника. Важное место среди рассматриваемых общей биологией проблем занимают вопросы происхождения жизни на Земле и законы её развития, а также взаимосвязь различных групп живых организмов между собой и взаимодействие их с окружающей средой.

Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое он в нём занимает. Как возникли современные животные и растения? Чем объяснить их поразительное разнообразие? Почему исчезли фауна и флора далёких от нас времён? По какому пути пойдёт развитие жизни на Земле в дальнейшем? Вот лишь несколько из того огромного количества вопросов, решение которых всегда волновало человечество.

Глава 10. Развитие биологии в додарвиновский период

Как возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались их приспособительные признаки? Откуда такое разнообразие органического мира и как оно сохраняется? Какое место в природе занимает человек и кто его предки? На эти вопросы отвечает теория эволюции. Под эволюцией живого мира понимают процесс исторического развития живой природы с момента возникновения жизни на Земле до современности.

Ещё в древности были собраны некоторые сведения о живой природе. Изучением животных занимался древнегреческий учёный Аристотель (IV в. до н. э.), описавший более 500 видов и расположивший их в определённом порядке: от просто устроенных ко всё более сложным. Учёный и его ученики изучали также строение растений. На протяжении Средневековья труды Аристотеля были основой представлений о живой природе. Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий (XV в.). Интенсивная торговля и открытие новых земель расширяли сведения о животных и растениях. Из Индии и Америки в Европу завезли новые растения — корицу, картофель, кукурузу, табак. Ботаники и зоологи описывали множество новых, невиданных ранее растений и животных, указывая, какими полезными или вредными свойствами те обладают.

26. Становление систематики (стр.122-125)
27. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка (стр.125-127)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

Вопросы для повторения и задания (стр.127)

  1. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?
  2. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.
  3. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.
  4. Опираясь на знания генетических закономерностей, объясните, могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма.
  5. Обсудите в классе, почему теория эволюции Ж. Б. Ламарка не получила признания современников.

 

Глава 11. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

Основной труд Ч. Дарвина — «Происхождение видов», в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 г. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмысливанию богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учёными.

28. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина (стр.128-130)
29. Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе (стр.131-134)
30. Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе (стр.135-140)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

Вопросы для повторения и задания (стр.140)

  1. Что такое естественный отбор?
  2. В чём биологическое значение естественного отбора?
  3. Что такое борьба за существование? Каковы её формы?
  4. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряжённой и почему?
  5. Что служит движущей силой изменения видов?
  6. Что служит материалом для естественного отбора?
  7. Действует ли в настоящее время естественный отбор в человеческом обществе? Приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения.
  8. Сравните искусственный и естественный отбор. В чём их сходство и отличие?

 

Глава 12. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.

Приобретение популяциями и видами разнообразных приспособлений способствует не только выживанию их в какой-то определённой среде. Новые признаки и свойства могут стать причиной освоения популяцией новых мест обитания, новых источников питания и т. д. В этом случае конкуренция с родственными организмами резко ослаблена или отсутствует. Это приводит к вспышке размножения и широкому расселению вида, что, в свою очередь, способствует формированию многочисленных популяций, которые оказываются в различных условиях и подвергаются неодинаково направленному действию отбора.

Появление новых видов живых организмов, т. е. процесс видообразования, учёные-биологи называют микроэволюцией. Эволюция крупных систематических групп (надвидового ранга) носит название макроэволюции. В результате макроэволюции возникают новые типы, классы, отряды.

31. Вид, его критерии и структура (стр.141-143)
32. Элементарные эволюционные факторы (стр.144-147)
33. Формы естественного отбора (стр.148-152)
34. Главные направления эволюции (стр.154-159)
35. Типы эволюционных изменений (стр.160-164)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

Вопросы для повторения и задания (стр.164)

  1. Чем определяется расхождение признаков у родственных групп организмов и возникновение внешнего сходства у неродственных?
  2. Раскройте и сравните содержание понятий «дивергенция» и «конвергенция».
  3. Приведите примеры аналогичных и гомологичных органов. Как вы можете доказать принадлежность названных структур к той или иной группе органов?
  4. Докажите, что дивергентное или конвергентное развитие групп живых организмов носит приспособительный характер. Приведите примеры.
  5. В чём сущность необратимости эволюции?

 

Глава 13. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.

Растения и животные удивительно приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. В понятие «приспособленность вида» входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям (например, длинный и сложно устроенный пищеварительный тракт жвачных животных, питающихся растительной пищей). Соответствие физиологических функций организма условиям их обитания, их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособленности.

Показатели хорошей приспособленности группы организмов — её высокая численность, широкий ареал и большое количество подчинённых систематических групп. Систематическая группа (вид, род, семейство и т. д.) находится в состоянии процветания, или биологического прогресса, если в неё входит значительное число систематических групп более низкого ранга. Например, внутри отряда всегда есть многочисленные семейства, включающие, в свою очередь, большое число родов, которые также богаты входящими в них видами. Таким образом, биологический прогресс представляет собой результат успеха в борьбе за существование.

Отсутствие необходимого уровня приспособленности приводит к угнетённому состоянию таксономической группы — биологическому регрессу — уменьшению численности, сокращению ареала, снижению числа систематических групп более низкого ранга. Биологический регресс чреват опасностью вымирания. Например, вследствие усиленного отстрела резко сократилась численность и сузился ареал распространения соболя. На грани вымирания находятся уссурийский тигр, гренландский кит, барханный кот и другие животные.

36. Приспособительные особенности строения и поведения животных (стр.166-174)
37. Забота о потомстве (стр.175-179)
38. Физиологические адаптации (стр.180-182)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

Вопросы для повторения и задания (стр.182)

  1. Что такое физиологическая адаптация? Как она возникает и что лежит в её основе?
  2. Приведите примеры функциональных приспособительных изменений у животных.
  3. Каким образом обитатели пустыни приспосабливаются к отсутствию воды?
  4. Используя знания, полученные при изучении курса «Человек и его здоровье», приведите примеры физиологических адаптаций у человека.
  5. Как вы считаете, особь или популяция является единицей приспособления? Объясните, почему вы сделали такой вывод.
  6. Согласны ли вы с утверждением, что все приспособительные признаки носят относительный характер? Докажите свою точку зрения и приведите примеры.

 

Глава 14. Возникновение жизни на Земле

Для того чтобы правильно представить процесс возникновения жизни, необходимо кратко рассмотреть современные взгляды на образование Солнечной системы и положение Земли среди её планет. Эти представления очень важны, так как, несмотря на общность происхождения планет, окружающих Солнце, только на Земле появилась и достигла исключительного разнообразия жизнь.

39. Современные представления о возникновении жизни (стр.184-186)
40. Начальные этапы развития жизни (стр.187-190)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

Вопросы для повторения и задания (стр.190)

  1. Как питались первые живые организмы?
  2. Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло его появление?
  3. Как использование воды в процессах фотосинтеза повлияло на биологическую эволюцию?
  4. Какие организмы впервые стали выделять в атмосферу свободный кислород?
  5. Строение каких организмов эукариотической клетки доказывает симбиотическое происхождение эукариот? Докажите свою точку зрения.
  6. Какое значение для эволюции имело появление полового процесса?
  7. Составьте план параграфа, обозначьте основные события, происходящие на начальном этапе развития жизни.

 

Глава 15. Развитие жизни на Земле.

В истории Земли принято различать промежутки времени, разделённые крупными геологическими событиями: горообразовательными процессами, поднятием и опусканием суши, изменением очертаний материков, уровня океанов. Движения и разломы земной коры сопровождались усиленной вулканической деятельностью, выбросом в атмосферу громадного количества газов и пепла. Понижение прозрачности атмосферы уменьшало количество солнечной радиации, попадающее на Землю, и было одной из причин развития оледенений. Не случайно горообразовательные процессы сопровождались оледенениями. Грандиозные ледниковые щиты, покрывавшие поверхность Земли, значительно изменяли климатические условия и тем самым оказывали глубокое влияние на растительный и животный мир. Одни группы организмов вымирали, другие сохранялись и в межледниковые эпохи достигали расцвета.

41. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры (стр.192-193)
42. Жизнь в палеозойскую эру (стр.195-202)
43. Жизнь в мезозойскую эру (стр.203-205)
44. Жизнь в кайнозойскую эру (стр.206-208)
45. Происхождение человека (стр.209-216)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

Вопросы для повторения и задания (стр.216)

  1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных, классу млекопитающих.
  2. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
  3. Какие признаки, развивающиеся у зародыша человека, указывают на его животное происхождение?
  4. Какие стадии выделяют в процессе становления человека как вида? Изобразите схематично последовательность основных этапов происхождения человека.
  5. Какие факторы явились ведущими в эволюции первых современных людей?
  6. Когда появились первые современные люди?
  7. Почему неандертальцы были вытеснены современными людьми кроманьонцами?
  8. В чём заключаются отличия Человека разумного от его животных предков и чем они обусловлены?
  9. Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный? Какие критерии лежат в основе деления человечества на расы?
  10. Согласны ли вы с утверждением, что человек является биосоциальным существом? Объясните и докажите свою точку зрения.
  11. Какие вам известны иные гипотезы происхождения человека?

 

ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов


Биология 9 класс. Общие закономерности (Мамонтов). Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов. Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней