Всеобщая история Госучебник §1

Читать гос учебник по всеобщей истории 9 класс параграф 1 страницы 5 — 16 «Экономика делает решающий рывок»  (Мединский Чубарьян, 2025 г). Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §1 Стр. 5-16.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Всеобщая история Госучебник §1.

ГЛАВА I. НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ

Коулбрукдэйл ночью. Художник Ф. Я. Лютербург Младший. 1801 г.
Речь идёт не просто об изменении, а о трансформации общества вообще. Чтобы попасть ─ куда? Я этого не знаю… Можно чувствовать, что старый мир кончается: но как будет выглядеть новый?
Алексис де Токвиль, французский писатель и политический деятель

Век шествует путём своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчётливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Е. Баратынский, русский поэт

❓ Почему в первой половине XIX в. изменения затронули все стороны жизни общества?


§ 1. Экономика делает решающий рывок

Выплавка стали в конверторе Бессемера. Гравюра. 1886 г.
Выплавка стали в конверторе Бессемера. Гравюра. 1886 г.

❓ Почему в XIX в. промышленная революция достигла таких огромных успехов?
🔎 • Вторая промышленная революция • монополия
👤 • Джордж Стефенсон • Жозеф Мари Жаккар • Вернер фон Сименс

1. Бескровная революция, изменившая мир.

В последние десятилетия XVIII в. в Англии начинается промышленная революция (промышленный переворот), суть которой заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры ─ к фабрике.

В XIX в. промышленный переворот охватил уже целые континенты, распространился на все существовавшие отрасли экономики и породил множество новых. По сути, именно тогда начал возникать нынешний, привычный нам мир. Наши дома из стекла и бетона существуют благодаря тому, что ещё два века назад, в 1824 г., английский каменщик Дж. Аспдин (а в начале XIX в. русский строитель Е. Челиев) нашёл формулу цемента, в 1867 г. француз Ж. Монье придумал железобетон. Ряд исследований позволил найти способ производить листовое стекло больших площадей. Двигаясь по городу, мы видим изобретения XIX в. ─ автомобиль, метро, автобус, трамвай. XIX в. смотрит на нас с фотографии на стене (1820-е гг. Ж. Ньепс, Л. Дагер), мы слышим его в гуле работающего пылесоса (ряд изобретений с 1860-х гг.), чувствуем его прикосновение в привычной нам джинсовой одежде (1853 г., Л. Страус). И даже компьютерная техника, как бы это невероятно ни звучало, тоже делала первые шаги именно в XIX в.!

Подробнее. «Отец компьютеров» и «мать программирования». Как часто считается, поэзия и математика ─ противоположности. Так рассудила и бывшая супруга английского поэта Байрона, не желавшая, чтобы их дочь, Ада Лавлейс, пошла по стопам отца, и потому сделала акцент в её образовании на математику. И именно Ада стала человеком, написавшим первую в мире компьютерную программу ─ алгоритм действий «аналитической машины» Ч. Бэббиджа (1792─1871).
Этот сконструированный в 1830-х гг. аппарат почти полностью предвосхитил архитектуру современных компьютеров. Он имел программное управление (с помощью перфокарт), арифметическое устройство, устройство для хранения данных и печатающее устройство.
❓ С именем А. Лавлейс связан один из современных языков программирования. Какой?

Первая в мире дифференциальная машина Ч. Бэббиджа. 1821 г.

Перечень подобных «приветов» из позапрошлого столетия нашему веку можно продолжать бесконечно. Именно тогда возникла современная промышленная цивилизация. Вслед за Великобританией на путь промышленного переворота вступили США (1810-е гг.), Бельгия и Швейцария (1820-е гг.), Франция (1830-е гг.). Вскоре к ним присоединилась Германия, а затем остальные европейские государства, в том числе Россия.

❓ В чём различия между развитием промышленной революции в XVIII и XIX в.?

2. Век угля и пара.

«Тот, кто говорит „промышленная революция“, имеет в виду „хлопок“», ─ писал известный английский историк, и в этих словах немало правды. Именно с текстильным производством были связаны первые шаги промышленной революции практически во всех странах. Появлялись и новые изобретения. Выдающимся достижением являлся ткацкий станок, придуманный французом Ж.-М. Жаккаром в 1801 г. Дело не только в том, что станок «умел» создавать узоры на ткани (что раньше делалось только вручную), главное ─ как именно он это делал! Это был автоматический станок с программным обеспечением, управлявшийся перфокартами.

Перфокарты для станка Ж.-М. Жаккара
Перфокарты для станка Ж.-М. Жаккара

Текстильная промышленность сохраняла свою роль авангарда промышленной революции и в XIX в. ─ но только авангарда. Её двигателем, обеспечившим начало нового этапа промышленного переворота, стали уголь, пар, чугун и главная точка их соединения ─ железная дорога.

Для современников она была настоящим чудом, а паровоз ─ «любимец века» ─ превратился в один из главных его символов, воплощавших движение, скорость, прогресс. Ему посвящено множество стихов и картин, а чешский композитор А. Дворжак говорил: «Я отдал бы все свои симфонии за то, чтобы изобрести паровоз!». Но эта честь выпала Дж. Стефенсону, английскому механику паровых машин. По построенной им первой в мире железной дороге между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном (39 км) в сентябре 1825 г. сконструированный им же паровоз «Передвижение» переместил поезд с грузом и пассажирами, положив начало железнодорожной эпохе.

Паровоз Дж. Стефенсона «Ракета»
Паровоз Дж. Стефенсона «Ракета»
▲ В чём ошибся автор гравюры

Этот поезд передвигался ненамного быстрее пешехода. Новый паровоз Стефенсона «Ракета», созданный для построенной вскоре железной дороги между Манчестером и Ливерпулем, уже достиг скорости в 50 км/ч, ломая привычное представление о скорости передвижения. Но главное ─ не психологический эффект, а колоссальные последствия для экономики. Потребляя миллионы тонн угля и чугуна, железная дорога была технически сложным сооружением своего времени, требовавшим создания множества самых новых машин и механизмов ─ паровозов, оборудования депо, новой строительной техники. Всё это способствовало развитию машиностроения в качестве самостоятельной отрасли экономики.

❓ В чём значение железных дорог для экономики?

3. Транспортная революция.

Строительство железных дорог дало старт «транспортной революции».

Любопытные детали. Английские газеты в 1830-е гг. писали, что от свистка паровозов и грохота движения коровы перестанут давать молоко, куры прекратят нести яйца, а с овец полезет шерсть. Но уже в 1837 г., всходя на трон, юная королева Виктория произнесла: «Не будет на моём острове места, удалённого больше, чем на 10 миль от станции железной дороги!»

Поцелуй двух океанов. Открытка. 1955 г.
Поцелуй двух океанов. Открытка. 1955 г.
▲ Какому событию посвящена открытка?

Вслед за Англией первые железнодорожные ветки строятся во Франции (1827) и США (1830). В германских государствах и России железнодорожная эпоха стартовала почти одновременно ─ в 1835 и 1837 гг. соответственно. В Европе и США началась «железнодорожная лихорадка». В 1860 г. протяжённость железных дорог в Англии составила 16 тыс. км, а в США ─ 50 тыс. км. К 1880 г. железнодорожная сеть в Европе и США была в целом уже построена. Время в пути от Парижа до Марселя сократилось со 112 до 14 ч, пересечь США на поезде можно было за 7 дней (ранее требовалось 3 месяца). Самой длинной в мире железной дорогой стала русская Транссибирская магистраль (1891─1916). Благодаря ей появилась возможным пересечь на поезде весь огромный Евразийский континент, от Мадрида до Владивостока.

Один из первых пароходов был изобретён американцем Р. Фултоном в 1807 г., хотя эпоха парусников закончилась лишь во второй половине XIX в. (а быстроходные «клиперы» дожили до 30-х гг. XX в.). Впервые в истории мореплавание перестало зависеть от ветра, став намного быстрее. Если парусник пересекал Атлантический океан приблизительно за месяц, то пароход ─ за неделю. Огромную роль в ускорении морских перевозок сыграло строительство Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов. Теперь для того, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий или Индийский, не требовалось огибать целые континенты.

Транспортная революция невероятно ускорила, упростила и удешевила перевозки товаров. Это привело к созданию единого рынка в отдельных странах, а также к началу формирования мирового рынка. Например, Англия получала пшеницу из Австралии, Германия ─ удобрения из Южной Америки и т. д. Всё больше распространялась идея свободной торговли ─ фритреда, подразумевавшая снижение или даже полную отмену таможенных пошлин.

❓ В чём заключалась «транспортная революция»?

Любопытные детали. Прямо на глазах современников «транспортная революция» превращала фантастику в реальность. В 1873 г. французский писатель Ж. Верн опубликовал роман «Вокруг света за 80 дней», описывавший события, невозможные в действительности. Но уже в 1889 г. одна американская журналистка, купив билеты на рейсовые виды транспорта, отправилась по следам героев Верна и объехала мир за 72 дня и 6 ч.

4. Связь через расстояние.

Первый электрический телеграф изобрёл в 1832 г. российский учёный П. Шиллинг и независимо от него ─ американец С. Морзе (1837), придумавший знаменитую «азбуку Морзе» (используется с 1844 г.).

Русский поэт Ф. Тютчев писал в 1855 г.:
Вот от моря и до моря
Нить железная скользит,
Много славы, много горя
Эта нить порой гласит.

Тогда он не знал, что ещё при его жизни связь «от моря и до моря» превратится в связь через океаны. В 1866 г. телеграфный кабель был проложен через Атлантику, в 1870 г. он связал Европу с Индией, в 1871 г. ─ с Японией и Китаем, а к 1876 г. дошёл до Новой Зеландии. К 1880-м гг. уже практически весь мир был соединён кабелями. Самой густой являлась телеграфная сеть в Европе и США, где почти в любом городе на железнодорожной станции сидел телеграфист. Скорость передачи информации изменилась радикально. В 1798 г. новость о вторжении Наполеона в Египет шла в Лондон 62 дня, а в 1899 г. новости об Англо-бурской войне с южной оконечности Африки лондонцы получали уже практически в режиме реального времени.

Следующий шаг к победе над расстояниями был сделан благодаря изобретению «беспроволочного телеграфа» ─ радио. А. Эйнштейну предписывают следующее объяснение различий между двумя средствами связи: «Телеграф ─ он как очень длинная кошка: вы тянете её за хвост в Нью-Йорке, и её голова мяукает в Лос-Анжелесе. А радио ─ то же самое, но только без кошки». Решающее изобретение для создания радио было сделано в 1895 г. русским учёным А. Поповым. Однако Попов принципиально не хотел патентовать своё изобретение, его больше интересовала практическая часть, а не получение выгоды. Он писал о своих достижениях коллегам, в том числе зарубежным, а подробности работы публиковал в печати. Поэтому первым запатентовал радиоприёмник итальянец Г. Маркони спустя два года после открытия Попова.

❓ Какие новые средства связи и коммуникации появились в конце XIX в.?

[Θ] Как и в странах Западной Европы и США, в России промышленный переворот начался с текстильной промышленности. В России и других европейских государствах общими чертами в первую очередь были переход от ручного труда к машинному, появление промышленной буржуазии и пролетариата (рабочего класса), окончательное формирование национального рынка. К российской специфике можно отнести дефицит свободной рабочей силы (до отмены крепостного права в 1861 г.), широкое привлечение иностранного капитала (из-за недостатка отечественного), а также активное государственное участие в экономических процессах.

5. Неравномерность экономического развития.

Одной из самых бросающихся в глаза черт экономического развития была его неравномерность.

Во-первых, неравномерность по странам. Здесь наблюдалось безоговорочное лидерство Англии, как её тогда называли, «мастерской мира». Страны Южной и Восточной Европы значительно отставали по промышленному развитию от государств западной и центральной частей континента. Ещё более значительным был отрыв США от прочих стран Нового Света.

В-вторых, неравномерность по регионам. В странах Европы и Америки на протяжении десятков лет всё выглядело так, как если бы кто-то рассыпал над ними горсточки заводов, от которых расходятся круги, волны индустриализации. Подобными регионами в Англии были Ланкашир, Йоркшир и Мидланд, во Франции ─ север и восток страны, в германских государствах ─ долина Рейна и Саксония, в США ─ восточные штаты. В истории промышленной революции подобные регионы-лидеры играли очень важную роль, это были своеобразные плацдармы, с которых она распространялась дальше.

В-третьих, неравномерность по отраслям. На начальной стадии отраслью-лидером была текстильная промышленность, затем её сменили угольная промышленность и производство чугуна, а в конце XIX в. роль главного двигателя индустриализации перешла к производству химической продукции, стали и электричеству, что ознаменует начало второй промышленной революции.

❓ Как проявлялась неравномерность экономического развития?

6. Вторая промышленная революция.

Почему изменения, которые начались в промышленности с последних десятилетий XIX в., получили такое громкое название ─ «революция»? Если мы посмотрим на характер этих изменений, ответ станет очевидным ─ они действительно носили принципиальный, революционный характер.

Одно из самых важных новшеств ─ это триумф стали. Её мировое производство росло беспрецедентными темпами и увеличилось более чем в 50 раз. А в США в период с 1870 по 1900 г. ─ в 150! В чём же причины? Прежде сталь изготавливалась в очень незначительных количествах ─ в первую очередь потому, что её производство было очень долгим и очень дорогим. До определённого момента умение выплавить большой кусок стали считалось показателем уровня развития отдельных стран и даже предметом соревнования между ними. На лондонской Всемирной выставке 1851 г. посетители толпились у совершенно невзрачного экспоната ─ блока стали весом 2500 кг немецкой фирмы А. Круппа ─ вдвое большего, чем тот, которым хотели поразить публику англичане.

Но уже с 1860-х гг. гордиться просто количеством произведённой стали оказалось бессмысленно. Применение изобретённого в 1856 г. англичанином Г. Бессемером конвертерного способа вдвое удешевило производство стали и сократило его время с 24 ч до 20 мин. Более широкое распространение получила технология, предложенная в 1864 г. французом П.-Э. Мартеном. Мартеновская печь позволяла лучше контролировать качество. Началась новая эпоха ─ эпоха массового производства стали.

Пушка Круппа на Всемирной выставке в Париже. 1867 г.
Пушка Круппа на Всемирной выставке в Париже. 1867 г.

Любопытные детали. К этому моменту Крупп нашёл другой способ привлечь всеобщее внимание. Отныне на всемирных выставках он поражал воображение современников весом и размерами не кубов стали, а пушек. На выставке в Лондоне в 1862 г. он показал пушку в 25 т; в Филадельфии в 1876 г. ─ в 57 т. Казалось, куда уж больше. Но на выставку в Чикаго в 1893 г. кружным путём через несколько штатов (это был специальный рекламный ход) привезли «самую большую пушку в мировой истории», которая весила 122 т! При этом цель заключалась вовсе не в продаже пушек, а в создании сенсаций. Крупп хотел пробиться на американский рынок, и это ему удалось.

Начало эпохи массовой дешёвой стали имело колоссальный эффект для всей экономики, задавая новые стандарты качества и долговечности. Уже с середины 1880-х гг. понятие «чугунка», существовавшее в России для обозначения железных дорог, больше не отвечало содержанию. Произошёл переход к стальным рельсам и вместе с ним ─ к новому качеству прочности, скорости, безопасности. Изобретение всё новых сортов легированных сталей (сплавов), делавших, например, режущие инструменты несравненно более твёрдыми и износостойкими, привело к революции в станкостроении.

Но сталью новшества в изготовлении материалов не исчерпывались. Наряду со сталью, у всех на устах было ещё одно ключевое слово этой эпохи ─ химия.

❓ В чём заключалось значение массового производства стали?

7. «Химия идёт!».

Вложив эти слова в уста одного из главных героев «Братьев Карамазовых», Ф. Достоевский поднимал серьёзную проблему наступления науки на веру, но был прав и в малом: ко времени написания романа в конце 1870-х гг. химия буквально вторгалась в привычный мир, всё больше и больше меняя его. Химическая промышленность открыла эру синтетических веществ: человек начал создавать то, чего не существует в природе. Одним из первых шагов стало создание в 1856 г. британцем У. Перкином искусственного красителя на основе органического вещества анилина. Фундамент для промышленного использования этого красителя заложил русский учёный Н. Зинин («реакция Зинина»), открытия которого позволили синтезировать анилин, а также многие другие базовые вещества для химической промышленности.

Химия пришла и в повседневную жизнь человека. Появляется фармацевтическая промышленность ─ с конца 1890-х гг. люди стали лечиться от боли и простуды хорошо всем известным аспирином. На многие десятилетия вперёд главным средством от головной боли стал пирамидон, а снотворным ─ веронал. Разрабатывались вакцины против многих опасных заболеваний.

Едва ли оставалась хоть одна сфера человеческой жизни, куда бы ни пришла химия. Люди начинали покупать более дешёвую и носкую одежду с применением искусственных волокон (искусственный шёлк ─ вискоза), использовали всевозможные изделия из первых видов пластика (1870 г. ─ целлулоид, 1908 г. ─ целлофан), а девушки уже не представляли жизнь без продукции только что возникшей отрасли ─ косметической промышленности. Большое значение для развития автомобилестроения и других отраслей имело изобретение русским химиком И. Кондаковым синтетического каучука (1899).

Вместе с тем, достижения химии использовались отнюдь не только в мирных целях. Появляется целая серия новых взрывчатых веществ ─ от тротила (изобретение 1863 г., использование ─ с 1900-х гг.) до динамита (1867 г., А. Нобель). Создаётся бездымный порох. Обычный порох давал очень много дыма, который буквально застилал поле боя, мешая командованию принимать решения.

С 1884 г. известна нитроцеллюлоза П. Вьеля, который произвёл революцию в мире огнестрельного оружия: теперь практически не было дыма, расстояние прицельной стрельбы повысилось до 1000 м. К тому же «пороха Вьеля» требовалось в три раза меньше. К 1888 г. все европейские армии перешли на бездымный порох.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. О. фон Бисмарк. 1894 г.
Мир сохраняют не столько мирные намерения всех правительств, сколько научные успехи химиков в изобретении новых видов пороха… которые заставляют руководство какого-либо воинственного государства серьёзно взвешивать, сможет ли оно нанести успешный удар, если его армия не располагает новейшими изобретениями. То, что [именно] химику пока удаётся удерживать мечи в ножнах и своими открытиями решать судьбу войны и мира, звучит почти сатирически, но это так.

▲ Что имел в виду Бисмарк, говоря о роли химии в поддержании мира? Согласны ли вы с этим утверждением?

8. «Белый уголь».

Наряду с новыми материалами, вторая промышленная революция ─ это ещё и новые источники энергии. Особенно выделялся «белый уголь» ─ так в XIX в. нередко называли электричество, главную альтернативу настоящему, «чёрному» углю (неслучайно первая в России ГЭС, построенная в 1903 г. неподалёку от Пятигорска, так и называлась ─ «Белый уголь»). Однако для его полноценного использования понадобилась целая цепь изобретений.

В 1866 г. В. фон Сименс разработал генератор постоянного тока. Сразу несколько учёных (француз Л. Голар, русский П. Яблочков, американец Н. Тесла) внесли вклад в разработку трансформаторов. Но оставался вопрос ─ как передать электричество на большие расстояния? В 1882 г. французский электротехник М. Депре продемонстрировал передачу постоянного тока на 57 км. Решающий прорыв совершил российский инженер М. Доливо-Добровольский, который стал создателем техники трёхфазного тока (генератор, электродвигатель, элементы цепи), по сей день наиболее востребованного в промышленности, и в 1891 г. впервые в мире осуществил его электропередачу.

М. О. Доливо-Добровольский. Почтовая марка. 9962 г.
М. О. Доливо-Добровольский. Почтовая марка. 9962 г.
▲ Какому событию посвящён выпуск почтовой марки?

В результате рубеж XIX─XX вв. превратился в победный марш нового источника энергии ─ электричества. Мир всё более походил на привычный нам ─ трамваи, электрические лифты, сияние уличных фонарей… Но львиная доля вырабатываемой энергии по-прежнему приходилась на пар, который с точки зрения общего воздействия на экономику оставался ─ в прямом и переносном смысле слова ─ главным двигателем технического прогресса.

Освещение уровня люкс. Реклама французского магазина электротехники «Электрисин». Художник Л. Лефевр. 1895 г.
Освещение уровня люкс. Реклама французского магазина электротехники «Электрисин». Художник Л. Лефевр. 1895 г.
▲ Почему плакат рекламирует электричество как «люкс»?

Вплоть до Первой мировой войны «отодвинуть» пар не удавалось не только «белому углю», но и «чёрному золоту» ─ нефти. Начало её промышленного использования можно датировать 1859 г., когда в американском штате Пенсильвания впервые была пробурена скважина с коммерческими целями. Сначала нефть использовалась в качестве смазки, а также для производства керосина, но постепенно всё более и более ─ для выработки автомобильного бензина, что дало мощный толчок для развития автомобилестроения.

❓ Какое значение для экономики имело внедрение электричества?

9. Новый облик производства.

Вторая промышленная революция ─ ещё и время принципиальных изменений в организации производства. Главное из них ─ появление монополий. Что это такое и почему так произошло?

Монополии ─ это крупные корпорации, стремившиеся монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях и на рынках сбыта. Мировой экономический кризис 1873 г. и последовавшая за ним вплоть до 90-х гг. XIX в. «долгая депрессия» заставили предпринимателей искать защиту своих позиций на рынке путём создания разного рода объединений ─ картелей, синдикатов и трестов, т. е. различных форм монополий. Монополии появлялись и в банковской сфере. Финансовый рынок в Англии контролировали 5 банков, в Германии ─ 4, во Франции ─ 3. Важным социальным последствием монополизации стало ухудшение положения многих работников: монополисты могли, например, навязывать единую низкую заработную плату рабочим или диктовать фермерам высокие тарифы на доставку их продукции по железной дороге.

Имелась и ещё одна важная причина появления монополий. Наибольшее распространение такие корпорации получили в Германии и США. Почему? Потому что именно эти страны были лидерами в развитии новых отраслей промышленности, например в производстве химических удобрений или выплавке стали. Сам характер производства требовал значительных трудовых ресурсов и использования сложных технологий, подталкивая к созданию крупных предприятий. Иными словами, ещё одним фактором монополизации стало начало второй промышленной революции.

Ограничение свободы конкуренции затронуло и торговлю. В обстановке «долгой депрессии» страны Европы с конца 1870-х гг. одна за другой стали переходить от свободы торговли к протекционизму ─ защите собственного рынка путём установления высоких ввозных пошлин.

Из-за этого между государствами возникали «таможенные войны» ─ соперничество путём увеличения таможенных пошлин. Например, неоднократно они вспыхивали между Россией и Германией.

❓ Устранило ли появление монополий рыночную конкуренцию?

10. Сельское хозяйство.

В первой половине XIX в. завершился так называемый «малый ледниковый период»: эпоха длительного похолодания в Северном полушарии ушла в прошлое, что привело к росту урожайности.

Упразднение остатков феодальных пережитков в деревне после революций 1848─1849 гг. в Европе, отмена крепостного права в России в 1861 г. и ликвидация рабства в ходе Гражданской войны в США 1861─1865 гг. способствовали замене подневольного труда в сельском хозяйстве трудом свободных людей.

В деревню постепенно приходит технический прогресс. Внедрение машин ещё только начиналось, паровой плуг и комбайн применялись только на больших площадях и главным образом в США. Но использование механических жаток и молотилок, механизация переработки сельскохозяйственных продуктов, например шерсти и сахара, способствовали росту эффективности сельского хозяйства. Не менее важно и то, что и в деревню «пришла химия»: появляются первые искусственные удобрения, в частности калийные и суперфосфат. Практически монополистом в их производстве была Германия. В результате к началу ХХ в. урожайность пшеницы возросла до 20─25 ц/га (в начале XIX в. ─ порядка 8 ц/га).

❓ Что являлось наиболее важным изменением в сельском хозяйстве?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Промышленная революция в первой половине XIX в. распространилась на новые отрасли и вышла за пределы Великобритании. Вторая промышленная революция изменила облик мировой экономики и резко ускорила её рост. Возникает ряд новых отраслей, развивается индустриализация ─ превращение крупной промышленности в основу экономики. На рубеже XIX и XX вв. в экономике ведущих стран мира усиливались монополистические тенденции.

Вопросы и задания (стр. 16)

  1. Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»?
  2. В чём проявлялась неравномерность промышленного развития в XIX в.?
  3. К каким последствиям в экономическом развитии привёл мировой экономический кризис 1873 г.?
  4. На основе данных параграфа создайте сравнительную диаграмму хронологии промышленного переворота в странах Европы и США в XIX в.
  5. Используя дополнительные источники информации, составьте сравнительную таблицу преобладавших на рубеже XIX─XX вв. форм монополистических объединений в России и США.

Работаем с хронологией

Расположите в хронологической последовательности события: 1) изобретение станка Жаккара; 2) первая железная дорога; 3) изобретение радио; 4) изобретение мартеновского способа выплавки стали.

Работаем с источником

Прочитайте отрывок из американской газеты и ответьте на вопросы.
Ныне всякий, кто хочет построить дом, должен купить лес у лесопильного треста, гвозди у гвоздильного треста, черепицу у керамического треста… Если он захочет огородить свой участок, ему предоставлен выбор: стать клиентом лесопильного треста или треста колючей проволоки. Покупать своим детям грифели. галоши и касторку он сможет тоже только у трестов. А придя к концу своего жизненного пути, на всём протяжении которого его донимали тресты, он умрёт лишь для того, чтобы тут же попасть в руки национальной ассоциации похоронных бюро или треста гробовщиков.
❓ 1. О каком явлении экономической жизни США говорится в отрывке? 2. Считает ли автор статьи новым это явление и одобряет ли его?

Работаем с понятиями

Раскройте смысл понятия «промышленная революция». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 9 класса: § 1. Экономика делает решающий рывок. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней