Всеобщая история Госучебник §17

9 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 17. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы » (параграф 17, страницы 190 ─ 199). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §17 (2025 год) для 9 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

§ 17. Австро-Венгрия и Балканы:
национальные противоречия и компромиссы

❓ Почему национальные проблемы Австро-Венгрии и Балкан так и не удалось решить?
Карта распределения народностей в Австро-Венгрии. Иллюстрация из журнала «Природа и люди». 1955 г.
🔎 • «Общие дела» • рейхсрат
👤 • Франц Иосиф • Эдуард Тааффе
МИР
• 1867 г. ─ австро-венгерское Соглашение
• 1906─1907 гг. ─ всеобщее избирательное право в Цислейтании
РОССИЯ
1866 г. ─ покушение Д. Каракозова на Александра II
1905 г. ─ Манифест 17 октября

1. От Австрии к Австро-Венгрии.

Поражение Австрии в Австро-прусской войне 1866 г. и её изгнание из Германии имели важнейшие внутриполитические последствия. Раньше австрийцы ощущали надёжный тыл германских государств, теперь ослабление собственных позиций они готовы были компенсировать за счёт соглашения с венграми. Численно немцы и венгры, вместе взятые, составляли около 40% населения империи, прочие 60% дробились между девятью остальными народами. В условиях политического кризиса империи в 1867 г. было заключено соглашение о создании Австро-Венгрии.

Viribus unitis (лат. «соединёнными силами», «В единстве ─ сила») ─ так звучал девиз кайзера (императора) Франца Иосифа ─ человека, ставшего и создателем, и главным символом крайне необычного явления на европейской карте ─ дуалистической (двойственной) Австро-Венгерской монархии. Девиз подразумевал единство народов многонациональной страны, но со временем стал пониматься как символ дуализма.

В результате Соглашения 1867 г. страна была поделена на две части ─ западную австрийскую и восточную венгерскую. Поскольку границей между ними была река Лейта, первую часть неофициально называли Цислейтанией («по эту сторону Лейты»), вторую ─ Транслейтанией («по ту сторону Лейты»). Обе обладали полной самостоятельностью во внутренних делах, собственными парламентами и правительствами. Объединяли их общий монарх и так называемые «общие дела» ─ министерства иностранных дел и обороны, а также созданное для их обслуживания министерство финансов. Все они были подотчётны только императору, который сохранил за собой право назначать премьер-министров в обеих частях империи, созывать и распускать в них парламенты.

На уступки пошли все: австрийцы отказались от доминирования на всей территории империи, венгры ─ от идеи полной независимости, император ─ от абсолютистского правления в пользу конституционного. Выиграли тоже все: австрийцы и венгры приобрели друг в друге союзников по поддержанию национального и социального преобладания в своих частях империи, император сохранил значительную власть.

Союз Австрии с Венгрией. Коронование короля Венгрии в Будапеште. 1867 г.

Но необходимо сделать важную оговорку ─ компромисс был найден за счёт прочих народов империи, большинство из которых не получило от Соглашения ничего, и воспринимало австрийское и венгерское преобладание как вопиющую несправедливость.

❓ В чём суть австро-венгерского Соглашения?

2. Экономика: не в первых рядах.

Современники называли Австро-Венгрию империей «до расторжения», имея в виду экономическую часть Соглашения 1867 г. Договор между двумя частями государства перезаключался каждые десять лет, всякий раз испытывая страну на прочность. Экономика нередко становилась своеобразной заложницей национальной проблемы. Например, периодически возникали общественные движения, которые призывали «покупать только своё». При этом объективно обе части империи в экономическом смысле дополняли друг друга. И промышленная Австрия, и аграрная Венгрия приобретали практически идеальный рынок сбыта.

В целом по империи главной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Освобождение крестьян в результате революции 1848 г. способствовало развитию капиталистических отношений в деревне. Благоприятно складывались и природные условия. «Чудо-жатва» 1867 г. и чрезвычайно высокие урожаи последующих лет оказались рекордными, рост достигал 100%. Однако мировой аграрный кризис конца XIX в. болезненно сказался на стране, 2/3 национального дохода которой по-прежнему приходилось на сельское хозяйство.

Развитие промышленности оставалось крайне неравномерным. Промышленно развитыми были лишь некоторые западные области. В 1870-е гг. начался подъём предприятий Э. Шкоды. Чешские земли славились производством знаменитого богемского стекла. Вена являлась ведущим европейским центром по производству предметов роскоши: от дорогого белья и шоколада до роялей и экипажей. Особым шиком для богачей по всей Европе считалось иметь костюм от венского портного.

«Вторая промышленная революция», можно сказать, обошла Австро-Венгрию стороной. Продукция электротехнической и химической промышленности поставлялась из Германии. Автомобилестроение не получило серьёзного развития, несмотря на то что именно здесь начинал свой путь конструктор Ф. Порше (судетский немец), в 1900 г. предъявивший публике ─ трудно поверить, но это так! ─ первый в мире автомобиль с гибридным двигателем.

Электрический автомобиль Ф. Порше с электродвигателями в каждом колесе, выпущенный в 1900 г.

Экономика Австро-Венгрии в целом развивалась успешно, хотя и не была на первых ролях в Европе. К началу XX в. протяжённость железных дорог увеличилась втрое. В Будапеште в 1896 г. было пущено метро, второе в Европе после лондонской подземки. К этому времени Австро-Венгрия вышла на 4-е место в Европе после Англии, Германии и Франции по объёму промышленной продукции.

Быстро росла численность населения ─ с 35 млн человек в 1869 г. до 51 млн в 1910 г. Всего за 20 лет количество жителей Вены увеличилось более чем вдвое, достигнув к 1910 г. 2,2 млн человек. Но одновременно всё громче заявляла о себе проблема эмиграции. Люди уезжали из страны, поскольку промышленность оказалась неспособной дать работу всем вчерашним крестьянам.

❓ Какие отрасли экономики Австро-Венгрии развивались успешно, а какие отставали?

3. «Какания».

Так австрийский писатель Р. Музиль иронически назвал свою страну из-за «к. к.» ─ сокращения от слова «кайзеровско-королевский» (т. е. австро-венгерский). Аббревиатура употреблялась на любых предметах или учреждениях, связанных с государством. Впрочем, венгры настойчиво добивались, чтобы эти две буквы разделил союз «и» ─ «к. и к.». Звучит странно и немного комично, однако в действительности за одной маленькой буквой скрывалась огромная проблема ─ проблема разного понимания в Вене и Будапеште собственно характера Австро-Венгрии. Австрийцы считали Австро-Венгрию фактически общим государством с двумя центрами управления, венгры ─ двумя отдельными государствами, связанными лишь «общими делами».

Между двумя частями Австро-Венгрии ощущался разительный контраст. Восточная часть представляла собой историческое Венгерское королевство с тысячелетней традицией государственности и развитым самосознанием населения. Западная ─ это конгломерат из 17 провинций, у которого даже не было собственного названия. Официальное название ─ «королевства и земли, представленные в рейхсрате» ─ не могло, конечно, заставить жителей Цислейтании ощутить себя как что-то цельное и единое. «Мы ─ Австро-Венгерская империя; её восточная часть называется Венгрией, но как называется западная? Мы не знаем этого, у нас нет имени.» ─ жаловались австрийские депутаты.

При этом постепенно развивались демократические институты: действовали конституции и парламенты, возникали политические партии, получила свободу пресса. Парламент западной половины империи ─ рейхсрат ─ первоначально не избирался, а формировался из депутатов местных представительных органов (ландтагов). Выборы в ландтаги проходили на основании закона 1861 г., выгодного немцам, а также крупным землевладельцам. Поэтому в первые годы Австро-Венгрии в рейхсрате преобладали немецкие либералы. Участвовать в выборах в Государственное собрание (парламент) Венгрии имели право лишь 6% населения, в подавляющем большинстве венгры.

В 1873 г. в Цислейтании прошла избирательная реформа, и выборы в рейхсрат стали прямыми. Важные реформы провело консервативное правительство Э. Та-аффе. В 1882 г. был снижен имущественный ценз, что на треть увеличило количество избирателей за счёт мелкой буржуазии и крестьянства. Осуществлялись и социальные реформы. С 1883 по 1889 г. вводилось страхование от несчастных случаев и болезней, продолжительность рабочего дня ограничивалась 11 часами, создавалась фабричная инспекция.

❓ В чём заключалось противоречие австро-венгерской системы?

4. «Тюрьма народов» или «большая семья»?

В действительности Австро-Венгрия не была ни тем, ни другим. Попытки найти решение национальной проблемы продолжались вплоть до Первой мировой войны.

Австрийцы и особенно венгры, добившись преобладающего положения для себя, блокировали любые шаги в этом направлении для других народов. Автономию получили лишь хорваты (1868), более широкими правами пользовались также поляки. Все остальные оставались в подчинённом положении.

Крайне острой являлась языковая проблема. Славянам и румынам, проживавшим в Венгрии, насильственно навязывался венгерский язык. Чехи требовали равноправия чешского и немецкого языков. В 1882 г. языковой конфликт в Пражском университете привёл к его разделению по национальному принципу. В 1897 г. по инициативе австрийского премьер-министра К. Бадени был принят закон о равноправии чешского и немецкого языков в Богемии, который привёл к массовым беспорядкам (зачинщиками выступали австрийцы), а также к уличным столкновениям и дракам в парламенте. Бадени был вызван на дуэль и ранен немецким националистом. В итоге правительство Бадени ушло в отставку, закон отменили.

Подробнее. Решение национального вопроса на основе федерализации было бы очень сложным, поскольку народы в отдельных провинциях чаще всего жили смешанно. Поэтому австрийские социал-демократы (О. Бауэр и др.) предложили идею культурно-национальной автономии, т. е. свободы использования родного языка и развития культуры каждого народа, но без политического обособления. В основу национального деления легли бы не административные границы, а культурно-языковые.

❓ Какие варианты решения национальной проблемы существовали в Австро-Венгрии?

Одним из способов снизить остроту национальных противоречий правительство считало демократизацию избирательного права. В этом случае в парламент попало бы больше представителей партий, которые не являлись националистическими, а именно ─ социалистов и участников различных христианских объединений. Под влиянием русской революции 1905 г. в западной части империи в 1906─1907 гг. было введено всеобщее избирательное право для мужчин старше 24 лет.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Из книги О. Бауэра «Национальный вопрос и социал-демократия».
Все нации, где бы они ни жили, всегда составляли бы корпорации, самостоятельно заведующие своими национальными делами. В одном и том же городе жили бы рядом, друг другу не мешая, две или несколько наций, которые спокойно развивали бы формы своего национального самоуправления, строили бы свои образовательные учреждения. Так национальная автономия. разграничила бы нации в сфере обслуживания культурных нужд и устранила бы необходимость борьбы между нациями на этой почве за власть в государстве.

❓ ▲ Каким образом О. Бауэр предлагал решить национальный вопрос в Австро-Венгрии?

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Франц Иосиф.
Судьба Франца Иосифа (1848─1916) некоторым образом парадоксальна. За невероятные 68 лет правления он превратился в символ страны ─ но не обладал выдающимися личными качествами: серая бесцветная личность, «обычный австрийский чиновник», как о нём говорили. Он стал для народов империи олицетворением её единства ─ но его враждебность к реформам на практике угрожала этому единству. В детстве, во время обучения, которое больше походило на муштру, будущий кайзер усвоил то, что осталось с ним на всю жизнь, ─ чувство долга, религиозность и твёрдое убеждение, что он ─ помазанник Божий, избранный.
После создания дуалистической Австро-Венгерской империи девизом внутренней политики императора было «ничего не менять!». С внешней дело обстояло хуже. В Крымскую войну кайзер поставил крест на вековой близости с Россией, в результате в войнах 1859 г. (с Пьемонтом и Францией) и 1866 г. (с Пруссией и Италией) Австрия осталась без помощи и понесла тяжёлые поражения. Его желание в год 60-летия правления войти в историю как «приумножитель империи» способствовало возникновению острейшего Боснийского кризиса 1908 г. И главное ─ летом 1914 г. Франц Иосиф ясно понимал, что шаги Австрии могут привести к мировой войне, ─ и тем не менее совершал их. Всю жизнь педантично заботившийся о «приличиях», он и на этот раз не изменил себе: «Если нам суждено погибнуть, то, по крайней мере, пристойно!»

Франц Иосиф. Гравюра. Около 1880 г.

❓ ▲ Как вы думаете, эта гравюра появилась до или после Соглашения? Почему вы так решили?

Избирательная система Транслейтании гарантировала венграм, составлявшим немногим менее половины населения, около 90% парламентских мест. Когда в 1905 г. возник острый кризис между двумя частями империи. Вена смогла его преодолеть, пригрозив венграм введением на их территории всеобщего избирательного права. В этом случае невенгерские национальности оказались бы в большинстве.

В целом национальная ситуация в Австро-Венгрии не была тупиковой, проведение реформ в этом направлении оставалось возможным, но ситуацию усугубила Первая мировая война. Кроме того, «последний монарх старой школы», как сам себя называл Франц Иосиф, оказался неспособен соответствовать веяниям времени.

❓ Как система дуализма влияла на решение национальной проблемы?

5. Как Балканы стали «пороховым погребом» Европы?

Новой точкой отсчёта для истории балканских стран стала Русско-турецкая война 1877─ 1878 гг.

Не так часто успехи одной страны превращаются в национальный праздник для другой. И в наши дни одним из главных праздников Болгарии является День освобождения от османского ига, отмечаемый 3 марта. В этот день в 1878 г. Россия продиктовала побеждённой Турции Сан-Стефанское перемирие. Русские солдаты принесли Болгарии освобождение от почти 500-летней зависимости. Россия добилась от Турции создания единой автономной Болгарии.

Однако страны Запада настороженно восприняли успехи России и балканских народов. Решениями Берлинского конгресса 1878 г. территория Болгарии была резко уменьшена и к тому же разделена на северную ─ автономную, и южную, оставшуюся турецкой провинцией (по замечанию российского посла П. Шувалова, их можно было бы назвать «Болгарией довольной» и «Болгарией недовольной»). Их воссоединение произошло лишь в 1885 г.

На конгрессе была также признана независимость Сербии, Румынии и Черногории. Жители этих стран, как и болгары, внесли большой вклад в дело собственного освобождения, мужественно сражаясь за свободу. Однако силы были неравны, и лишь благодаря вмешательству России и понесённым ею жертвам такие результаты стали возможны. Вместе с тем государства Запада поспешили воспользоваться плодами чужой победы: Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия вынудила Турцию уступить ей остров Кипр. Тем самым закладывались основы для новых противоречий.

Подробнее. Остались ли балканские страны довольны результатами Берлинского конгресса? Ни одна! Болгария хотела иметь границы по Сан-Стефанскому миру. Сербия была недовольна оккупацией Боснии и Герцеговины, где проживало много сербов. Начались междоусобные распри. Подлинной «страной раздора», по выражению русского журналиста, стала Македония ─ на неё претендовали Греция, Сербия и Болгария; Румыния и Болгария спорили из-за Добруджи. Всё это подогревало националистические настроения и способствовало превращению Балкан в «пороховой погреб» Европы.

На рисунке – Открытие памятника русскому царю-освободителю Александру II в Софии. Иллюстрированное приложение к газете «Московский листок» от 30 сентября 1907 года. (экспонат Государственного исторического музея – https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/7908824)

❓ ▲ 1. Рассмотрите рисунок. О каких торжествах может идти речь? Выясните, кому посвящён этот памятник, как он создавался и где расположен. 2. В центре какой ещё европейской столицы есть памятник тому же государственному деятелю и как он там появился?

В 1880-е гг. Румыния и Сербия стали королевствами, но попали под австрийское влияние. В отношениях России и Болгарии также настало «время разрыва», а управлявший страной диктаторскими методами «болгарский Бисмарк» С. Стамболов заявлял, что «имея дело с Россией, нужно держать в руках дубину, которой следует наносить удары везде и повсюду», и свирепо преследовал болгарских русофилов. На болгарский язык было срочно переведено фальшивое «Завещание Петра Великого» о будто бы существовавших планах российского завоевания Европы. Проправительственная газета писала в 1892 г. о бедствиях в России: «В прошлом году ─ голод, в этом ─ холера, в следующем ─ дай Бог и чуму в Россию!» И всё это о стране, лишь несколько лет назад пожертвовавшей за свободу Болгарии жизнями десятков тысяч солдат.

Рисунок: Министр иностранных дел Австро-Венгрии Д. Андраши (слева) и Б. Дизраэли. Русская карикатура. 1878 г.

❓ ▲ Какую мысль выражает этот рисунок?

Младотурецкая революция 1908 г. пошатнула Османскую империю, чем воспользовалась Болгария, объявив о полной независимости и провозгласив себя царством. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, что вызвало международный кризис и резкое ухудшение австро-сербских отношений.

Балканские войны 1912─1913 гг. ещё больше обострили ситуацию в регионе. Сербия, Черногория, Болгария, Греция и Румыния поделили между собой земли европейской Турции, при этом практически каждая страна чувствовала себя обделённой. Их претензии росли зачастую в отрыве от политических реалий. Как выразился русский министр иностранных дел С. Сазонов об одном из балканских правителей, он «был готов разжечь огонь мировой войны, чтобы поджарить себе на нём яичницу».

Росла напряжённость между балканскими странами и Австро-Венгрией. Национальные противоречия внутри и за пределами империи Габсбургов сплетались в тугой узел. В Вене видели, что югославянские народы империи недовольны своим положением и с надеждой поглядывают на Сербию (почти не скрывавшую своих планов по их присоединению). Поэтому в Австро-Венгрии всё больше склонялись к планам войны против Сербии.

Впрочем, всё могло измениться. Наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, возможно, смог бы обезвредить угрожавшую взорваться бомбу. Он хотел изменить систему государственного устройства, сделав югославян равноправной частью империи, а главное, восстановить хорошие отношения с Россией, категорически выступая против войны с ней: «Война Австрии и России закончилась бы свержением Романовых или свержением Габсбургов ─ а может быть, и их обоих». По иронии истории смерть именно этого человека в 1914 г. использовали для оправдания войны с Россией.

❓ Почему росли противоречия на Балканах?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В Австро-Венгрии и Балканских государствах национальная проблема сохраняла свою остроту. Это приводило к внутренней нестабильности и служило причиной серьёзных международных конфликтов.

Вопросы и задания (стр. 198)

  1. Что собой представляла политическая система дуализма? Ответ представьте в виде схемы.
  2. Перечислите особенности экономического развития Австро-Венгрии. Как на экономическое развитие влиял национальный фактор?
  3. Какое воздействие оказывал национальный фактор на внутреннее развитие Австро-Венгрии и на её внешнюю политику?
  4. Охарактеризуйте государственное и политическое развитие балканских народов во второй половине XIX ─ начале XX в.
  5. В годы Крымской войны 1853─1856 гг. австрийский император Франц Иосиф I заявил: «Очень трудно. выступать против прежних друзей, но в политике иначе нельзя, и на Востоке Россия являлась нашим естественным врагом во все времена». Вспомните, при каких обстоятельствах Россия доказала Францу Иосифу свою дружбу. Почему, несмотря на это, она оказалась «врагом на Востоке»? Используя материалы параграфа и учебник по отечественной истории, покажите различия целей балканской политики Австро-Венгрии и России.
  6. Оценивая балканскую политику России, О. фон Бисмарк писал, что «освобождённые народы не благодарны, а требовательны». Как вы думаете, что он имел в виду и оказался ли прав? Своё мнение аргументируйте.

Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности события: 1) Балканские войны; 2) введение всеобщего избирательного права в Цислейтании; 3) австро-венгерское Соглашение; 4) боснийский кризис.

Работаем с источником.
Прочитайте фрагмент из книги Р. Музиля «Человек без свойств» и ответьте на вопросы.

Обе части, Австрия и Венгрия, подходили друг к другу, как красно-бело-зелёный пиджак к чёрно-жёлтым штанам; пиджак был самостоятельным предметом, штаны же ─ остатком уже не существующего чёрно-жёлтого костюма, разделённого в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году. Штаны Австрия именовались с тех пор на официальном языке «Представленные в имперском совете королевства и земли», что, конечно, ровно ничего не значило. ибо и этих королевств. тоже давно не было. Поэтому на вопрос, кто он такой, австриец не мог, конечно, ответить: «Я житель представленных в имперском совете королевств и земель, которых не существует», ─ и хотя бы по этой причине предпочитал сказать: «Я поляк, чех, итальянец, фриулец, ладин, словенец, хорват, серб, словак, русин или валах», ─ а это был так называемый национализм.

❓ 1. Выясните, что имеет в виду Р. Музиль, говоря именно о таких цветах «пиджака» и «штанов». В чём он видит главные различия между двумя частями империи? 2. Что способствовало развитию национализма?

Работаем с понятиями. Раскройте смысл понятия «общие дела». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 9 класса § 17. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §17. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 9 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней