9 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 18. США: «позолоченный век» » (параграф 18, страницы 200 ─ 209). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §18 (2025 год) для 9 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
§ 18. США: «позолоченный век»
❓ Почему при огромных экономических успехах в США сохранялось значительное количество внутренних проблем?
Статуя «Свободы» во время установки. 1886 г.
🔎 • Реконструкция • чёрные кодексы • сегрегация
👤 • Ратерфорд Бёрчард Хейс • Теодор Рузвельт
МИР
• 1868 г. ─ 14-я поправка
• 1870 г. ─ 15-я поправка
РОССИЯ
• 1864 г. ─ земская реформа
• 1870 г. ─ городовое положение
1. Как восстановить единство?
Итак, Гражданская война завершилась, угроза раскола США была устранена, рабовладение ликвидировано. Но как вернуть единство страны, добиться внутреннего примирения? Это и стало задачей
Рисунок времён окончания гражданской войны в США, эпохи реконструкции. Описание: на рисунке два человека — афроамериканец (возможно бывший раб) и Авраам Линкольн. На заднем плане военное сражение времён гражданской войны. Позади Линкольна огромный флаг США. Афроамериканец подходит к Линкольну и протягивает руки (то ли для объятий, то ли с просьбой о помощи).
❓ ▲ Кто изображён на рисунке? В чём главный смысл иллюстрации (предложи несколько вариантов)?
Реконструкции (восстановления) Юга, начатой преемниками А. Линкольна после его убийства в 1865 г. одним из сторонников рабства. Поначалу Реконструкция носила умеренный характер, чем воспользовались бывшие рабовладельцы. Повсеместно на Юге вводились чёрные кодексы ─ «рабство под другим именем». Новые законы, особенно закон «о бродяжничестве», буквально загоняли бывших рабов обратно на плантации. Позиции Демократической партии крепли ─ всё это заставило республиканский Конгресс перейти к более активным действиям.
В 1868 г. была принята 14-я, в 1870 г. ─ 15-я поправки к Конституции США, заявлявшие о равенстве гражданских прав всех американцев, независимо от расы и цвета кожи. Прежние правительства в южных штатах смещались, вводилось военное управление генералов-северян. Постепенно южные штаты (с новыми конституциями, включавшими 15-ю поправку) один за другим вновь принимались в состав США. Казалось, ещё немного ─ и последние остатки «позорного пятна рабства» будут стёрты. Однако действительность оказалась иной.
В 1876 г. состоялись одни из самых «грязных» выборов в истории США. Мало того, что обе партии пускались на разные махинации непосредственно в ходе выборов ─ их финал и вовсе не имел ничего общего с демократическими принципами: судьбу выборов решило не волеизъявление избирателей, а закулисная сделка. Несмотря на большее количество голосов, кандидат от Демократической партии уступил президентское кресло республиканцу Р. Хейсу. Взамен с Юга выводились федеральные войска, здесь восстанавливалось политическое преобладание Демократической партии. «Большая сделка» 1877 г. положила конец периоду Реконструкции.
❓ В чём заключалась Реконструкция?
2. «Прыгай, Джим Кроу!»
У «сделки» 1877 г. был и третий незримый участник ─ те, за чей счёт она главным образом и произошла, а именно ─ чернокожие американцы.
Гражданская война и Реконструкция привнесли в их жизнь, без преувеличения, огромные перемены. Бывшие рабы получили свободу и равные с белыми гражданские права. Причём многие из этих прав были восстановлением человеческого достоинства, самых обыденных вещей. Например, право одеваться, как хочешь (и девушки смогли, наконец, сбросить платок рабыни и ─ как все! ─ надеть шляпки). Право жениться, право иметь семью. Или даже элементарное ─ право иметь имя, иметь фамилию! Раньше хозяин давал своему рабу какой-нибудь сокращённый вариант имени или вовсе кличку; типичным обращением было «эй, негр!». Неудивительно, что в США само это слово стало оскорбительным ─ в отличие, например, от России, где оно никак не связано с насилием и унижениями и, соответственно, не несёт никакого негативного или обидного смысла.
Не было у рабов и фамилий (либо одна на всех ─ фамилия хозяина). И вот теперь негры могли называть себя полными именами и придумывали себе фамилии. Некоторые из них были буквально «говорящими», например большое распространение получила фамилия Фримен («свободный человек»). Но особенно популярными оказались фамилии президентов. Именно поэтому даже сегодня в США более 90% людей по фамилии Вашингтон ─ чернокожие.
«Сделка» 1877 г. решительно изменила положение чёрного населения. Повсеместно, особенно на Юге, стали приниматься «законы Джима Кроу», названные так по оскорбительному для негров персонажу песенки «Прыгай, Джим Кроу!» и фактически заменившие «чёрные кодексы». Ключевой смысл этих законов ─ сегрегация, т. е. раздельное использование белыми и чёрными транспорта, церквей, школ, больниц и т. д. Запрещались межрасовые браки.
Свободный Дядя Сэм вновь приучает к рабству дядю Тома ─ новейшие «уроки гуманности» ХХ в. Русская карикатура. 1903 г.
Подробнее. 7 июня 1892 г. в Новом Орлеане в вагоне поезда был арестован человек по имени Г. Плесси. Совершенное им правонарушение оказалось настолько сложным, что лишь спустя 5 лет судебных разбирательств был вынесен окончательный приговор. Что же за преступление совершил этот человек? Он сел в вагон для белых! Плесси был светлокожим, на 7/8 белым. Но по законам штата Луизиана требовалось больше «расовой чистоты». Разбирая дело Плесси, Верховный суд в 1896 г. вынес решение о «равных, но разделённых правах»: Конституция требует равных прав для всех, но допустимо раздельное (для чёрных и белых) пользование ими. Это решение стало главной юридической основой для продолжения сегрегации.
Появились «закатные города» ─ тысячи городов или районов с чисто белым населением, которые негры должны были покинуть до заката солнца. «Этикет Джима Кроу» отчасти возвращал старые времена: негров называли не по фамилии, а просто по имени, в то время как они обязаны были использовать уважительные обращения к белым ─ «мистер», «мисс». В 1890-е гг. новые избирательные законы ввели ценз грамотности и выборный налог. Чёрные, почти поголовно бедные и часто неграмотные, тем самым фактически лишались права голоса. А чтобы не пострадали бедные и неграмотные белые, применялась «дедушкина поправка»: право без ограничений голосовать тем, чьи отцы или деды пользовались этим правом до января 1867 г., т. е. ещё до предоставления его неграм.
❓ Как изменилось положение чернокожих?
3. Индейский вопрос.
Расизм не ограничивался унижением только чернокожих.
Подробнее. В южных штатах прав у индейцев было больше, чем в северных. Богатые индейцы владели плантациями; у некоторых из них число чернокожих рабов исчислялось сотнями. Во время Гражданской войны на стороне Юга воевали до 10 тыс. индейцев. Вождь племени чероки бригадный генерал С. Уэйти (Уткалога Чероки) последним из генералов Конфедерации сдался северянам.
В десятилетия после Гражданской войны индейский вопрос был окончательно «снят». Особую роль в его решении сыграл генерал Ф. Шеридан, автор печально известной фразы: «Хороший индеец ─ мёртвый индеец». Зимой 1868 г. он совершил поход против племён, которые ещё не находились в резервациях, часто нападая ночью на спящие поселения, сжигая их дотла и уничтожая жителей.
Той же цели служила и бесчеловечная во всех отношениях мера ─ истребление бизонов. Тем самым индейцы лишались основы своего существования, поскольку эти животные давали им всё ─ еду, одежду, кров. Шеридан заявлял, что охотникам на бизонов стоит выдавать медаль, на одной стороне которой будет изображён мёртвый бизон, на другой ─ недовольный индеец.
Масштабы истребления были чудовищными. Огромных беззащитных животных буквально расстреливали прямо из сёдел (один из «охотников» хвастался, что убил 40 бизонов, проскакав лишь 20 минут); поезда останавливались, чтобы дать возможность пассажирам удовлетворить жажду убийства, постреляв прямо из окон. При этом лишь приблизительно каждый третий убитый бизон использовался, остальные так и оставались лежать в прерии. Результат подобного экоцида (массового умышленного вреда природе) таков: к началу XX в. от десятков миллионов бизонов, переживших мамонтов, осталось лишь несколько сотен.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Из речи генерала Ф. Шеридана.
Эти люди [охотники на бизонов] за последние два года сделали для решения болезненного индейского вопроса больше, чем вся регулярная армия за последние тридцать лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Для прочного мира позвольте им убивать, снимать шкуры и продавать, пока бизоны не будут истреблены. Тогда ваши прерии покроются пёстрыми стадами, и нарядные ковбои последуют за охотниками как вторые провозвестники передовой цивилизации.
❓ ▲ С какой целью Шеридан призывал убивать бизонов?
Последствия для индейцев были трагичны: голод и нищета. Проявления недовольства жесточайшим образом подавлялись. Завершающую точку поставила «бойня у Вундед-Ни» в декабре 1890 г., когда американские солдаты расстреляли из пушек индейское поселение, убив более 150 мужчин, женщин и детей.
❓ Какими средствами «решался» индейский вопрос?
4. Экономический рывок.
Восстановление единства и Реконструкция способствовали мощному экономическому подъёму. Уже к концу XIX в. США вышли на 1-е место в мире по объёму промышленного производства, выпуская около трети мировой промышленной продукции. США и Германия шли в авангарде технического прогресса.
Любопытные детали. Одним из творцов новой американской экономики был выдающийся изобретатель Т. Эдисон. Благодаря ему электричество вошло в жизнь людей: первая промышленная электростанция, предохранители и выключатели, самые мощные генераторы. С помощью фонографа Эдисона впервые в истории стало возможным записывать и воспроизводить звук. И даже просто говоря «алло», мы невольно отдаём должное Эдисону, потому что так приветствовать друг друга по телефону придумал именно он.
Спрос на технические новинки был очень велик, и это позволило американцам завоёвывать международные рынки в самых современных отраслях. Но главный секрет успехов заключался всё же в другом ─ ни одна страна мира не располагала внутренним рынком такой ёмкости. Покупательная способность населения и уровень жизни в целом были самыми высокими в мире. К концу XIX в. доход на душу населения в США в два раза превысил французский и немецкий и на 50% ─ английский.
С 1862 г. благодаря гомстед-акту дорога на просторы Запада была открыта десяткам тысяч семей. Сельскохозяйственное производство за первые 30 лет после войны выросло в два раза. Его эффективности способствовали современные технологии. Селекционеры выводили новые сорта зерна, овощей и фруктов. Специально отправленный в Россию американский агроном вывез устойчивые к засухе сорта кубанской и харьковской пшеницы. К началу Первой мировой войны именно они давали почти половину урожая пшеницы в США.
Но развитие сельского хозяйства было неравномерным. Юг США с трудом приспосабливался к новым условиям после отмены плантационного рабства. Давняя мечта негров-рабов ─ получить «сорок акров и мула» ─ так и осталась неосуществлённой. Типичной являлась аренда участка земли у бывшего рабовладельца, за которую уплачивалась доля урожая.
❓ Какие факторы способствовали развитию экономики США?
5. Что делать с трестами?
Одним из важнейших изменений в экономике конца XIX в. стало появление монополий. США шли в авангарде этого процесса. Гигантские корпорации устанавливали контроль над целыми отраслями. «Стандарт Ойл» Рокфеллера контролировала до 95% производства нефти, Стальной трест ─ 60% стали, Сахарный трест ─ 75% сахара. Сказывалось ли это на жизни обычных американцев? Да, причём весьма ощутимо. Монополии ограничивали свободу конкуренции, договаривались о сдерживании зарплаты рабочим, диктовали цены покупателям. В 1890 г. был принят антитрестовский закон Шермана, но он слабо применялся на практике. На финансово-промышленные группы Моргана и Рокфеллера ─ только представьте! ─ приходилась треть национального богатства страны.
Борьба с монополиями стала одной из целей рабочего движения. Главным требованием рабочих было сокращение рабочего дня, продолжительность которого достигала 12 часов. 1 мая 1886 г. в нескольких городах США началась забастовка с требованием 8-часового рабочего дня. В Чикаго произошли столкновения рабочих с полицией, многие были арестованы, некоторые казнены. В итоге часть рабочих добилась уменьшения рабочего дня до 10 часов, часть ─ до 8 часов. День 1 мая впоследствии стал днём солидарности трудящихся. Защитниками прав рабочих выступали профсоюзы, среди которых выделялась Американская федерация труда (АФТ), включавшая по преимуществу квалифицированных рабочих.
Фермеры также страдали от монополий. Железнодорожные корпорации диктовали высокие цены на перевозку продукции, другие тресты ─ на её переработку и продажу. Началось фермерское движение, требовавшее прекращения диктата монополий.
«Следующий!». Художник У. Кепплер. Американская карикатура на трест Рокфеллера. 1906 г.
❓ ▲ Рассмотрите карикатуру. Определите, в какие сферы жизни общества вмешивается «спрут». Что им уже захвачено и какова следующая цель? Какова общая идея рисунка?
В борьбе с монополиями часть протестующих рассчитывала получить поддержку традиционных партий, однако эти надежды не оправдались. Почему?
❓ Почему рабочие, мелкие предприниматели и фермеры боролись с монополиями?
6. «Система крокодильего хвоста».
В первой половине XIX в. демократическое развитие США опережало европейское ─ например, по широте избирательного права. О десятилетиях после Реконструкции такого в полной мере сказать уже было нельзя, поскольку стало очевидно, что по-настоящему принципиальных различий ─ а значит, и подлинного выбора для избирателей ─ между двумя ведущими партиями нет. Да, демократы в большей степени опирались на сельские слои населения и терпимее относились к эмигрантам, а республиканцы являлись скорее защитниками банков и промышленности, но в реальности обе партии просто конкурировали в борьбе за власть. Отныне позиция в конкретном вопросе часто определялась чуть ли не механическим противопоставлением партии-конкуренту. Современники называли это «системой крокодильего хвоста»: если голова, т. е. одна партия, двинется вправо, то хвост ─ другая партия ─ тут же повернёт влево.
Но и это ещё не всё. Политика превратилась практически в разновидность бизнеса. Поскольку в случае победы какой-либо партии все посты в государственном аппарате занимали её сторонники, процветали подкупы и взятки. Партийные боссы (руководители) занимались торговлей государственными должностями, а покупка голосов избирателей являлась совершенно обычным делом ─ в некоторых штатах покупалось до 20% голосов.
Другой характерной чертой развития партий в США стало их подчинение монополиям. Партии напрямую финансировались большим бизнесом и служили его интересам. Организованные группы в Конгрессе ─ лоббисты (от англ. «помещение для встреч в вестибюле отеля»), «люди нефти», «люди железа» и другие, ─ часто действуя подкупами, проталкивали законы, выгодные соответствующим корпорациям. Фактически лоббизм стал узаконенной формой коррупции. Писатель М. Твен назвал эту эпоху «позолоченным веком», имея в виду, что за внешним блеском экономических успехов скрывалась неприглядная политическая изнанка.
❓ Как изменилась двухпартийная система?
7. «Разгребатели грязи».
Поскольку к концу XIX в. обе партии сместились «вправо» и фактически не учитывали интересы широких слоёв американского общества, возникло стремление к созданию третьей партии. В 1891 г. была образована Популистская (народная) партия, в которую вошли недовольные засильем монополий фермеры, рабочие и др. На рубеже веков активизировалось прогрессистское движение. В истории США начался период, получивший название «прогрессивная эра». Прогрессисты, по преимуществу выходцы из небогатых и средних слоёв населения, выступали за демократизацию политической системы, социальные реформы, антимонопольное законодательство.
Ещё одной влиятельной силой, стремившейся изменить ситуацию, стала группа журналистов, прозванных «разгребателями грязи». Они занимались разоблачением фактов взяточничества, злоупотреблений, эксплуатации детей.
Протестные движения приняли такие масштабы, что власти не могли оставить их без внимания. При президенте-демократе В. Вильсоне в 1913 г. вступили в силу поправки к Конституции США, учреждавшие прямой выбор сенаторов населением (а не законодательными собраниями каждого штата, как раньше) и вводившие прогрессивное налогообложение. В 1914 г. свет увидел закон Клейтона ─ очередной закон, ограничивавший монополии.
❓ За что выступало прогрессистское движение?
8. «Политика большой дубинки».
Главным объектом американской экспансии являлись страны Латинской Америки. Для обоснования вмешательства в их внутренние дела часто использовалось неприкрытое «право сильного». Так, один из государственных секретарей США заявлял касательно Мексики: «Мексиканцы должны понять, что из двух народов более слабый должен быть поглощён более сильным». Та же логика использовалась и в спровоцированной США Испано-американской войне 1898 г., в результате которой у Испании были отторгнуты остававшиеся владения в Западном полушарии: Пуэрто-Рико и Куба. Последняя формально стала независимой, но на практике попала под полный контроль США.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Теодор Рузвельт, 26-й президент США.
Т. Рузвельта (1901─1909) прозвали «разрушителем трестов» за судебные процессы против монополий. По решению суда их принудительно разделяли на несколько частей. Рузвельт считал монополии серьёзным препятствием для развития всей системы частного предпринимательства, ограничивающим свободу конкурентной борьбы в экономике и противоречащим демократическим устоям. Он пытался играть роль арбитра в спорах между фабрикантами и рабочими (хотя и использовал войска для подавления забастовок) и одним из первых стал заботиться об экологии, организуя национальные парки.
Рузвельт придерживался расистских взглядов, как в отношении чернокожих («как раса и в массе своей негры стоят ниже белых»), так и индейцев («я не захожу так далеко, чтобы думать, что единственный хороший индеец ─ это мёртвый индеец, но я верю, что девять из каждых десяти таковы»). Он считал, что в политике главную роль играет сила, а англосаксам должна принадлежать руководящая роль в мире. Ирония истории в том, что как раз этот человек, с его культом силы и презрением к «воплям пацифистской клики», получил Нобелевскую премию мира (за посредничество в Русско-японской войне).
Политика президента Т. Рузвельта, получившая по одному из его высказываний говорящее название «большой дубинки», опиралась на сделанную им в 1904 г. поправку к «доктрине Монро»: «Любая страна, народ которой ведёт себя хорошо, может рассчитывать на нашу искреннюю дружбу. В Западном полушарии соблюдение Соединёнными Штатами «доктрины Монро» может вынудить их. взять на себя обязанности международной полицейской силы». Иными словами, США, ссылаясь как на некий закон на ими же придуманную доктрину, сами себя наделили правом определять, какой народ «ведёт себя хорошо», судить и наказывать в масштабах целого полушария.
❓ Почему США осуществляли экспансию в Латинской Америке?
✓ ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
После окончания Гражданской войны США быстро превратились в мирового экономического лидера. Двухпартийная система не смогла гибко реагировать на многие потребности общества, что вызвало к жизни альтернативные общественные движения. Несмотря на отмену рабства широко распространёнными оставались расовые предрассудки. Во внешней политике США встали на путь экспансии.
Вопросы и задания (стр. 208)
- В чём заключалась Реконструкция?
- Каковы причины активизации рабочего и фермерского движения в США?
- Какую роль играли монополии в экономике и общественной жизни США?
- Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию об изобретениях Т. Эдисона.
- Используя материал параграфов об Англии и США, сравните двухпартийные системы этих государств. В чём заключались различия?
- С помощью дополнительных источников информации подготовьте доклад о легендарных индейских вождях Джеронимо и Сидящем Быке. На их примере покажите, каким образом переселенцы и власти США решали индейскую проблему.
- Изначально «доктрина Монро» объяснялась как защита латиноамериканских государств от внешнего вмешательства. Подумайте, как с этим согласуется «поправка Рузвельта».
❓ Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности события: 1) закон Шермана; 2) завершение Реконструкции; 3) 15-я поправка к Конституции; 4) «поправка Рузвельта»; 5) Испано-американская война.
Работаем с источником.
Прочитайте фрагмент из речи чернокожего аболициониста (сторонника отмены рабства) Ф. Дугласа и ответьте на вопросы.
Вы говорите, что освободили нас. Это так; и я благодарю вас за это. Вы говорите, что дали нам право голоса. Это так; и я благодарю вас за это. Но в чём ваше освобождение? В чём ваше право голоса? Что значит всё это, если чёрный человек, после того как он стал свободным по букве вашего закона, не может пользоваться этой свободой и, освободившись от кнута рабовладельца, становится целью его дробовика?
О! Вы освободили нас! Я благодарю вас за это. Но на каких условиях вы освободили нас? Когда с русских крепостных сорвали цепи, и они получили свободу, правительство России ─ да, деспотическое правительство России ─ дало этим бедным освобождённым крепостным несколько акров земли, на которых они могли жить и иметь свой хлеб. Но когда вы отпустили нас, вы не дали нам ни акра: вы предоставили нас небесам. и, что хуже всего. гневу разъярённых хозяев.
❓ 1. О каких мерах в отношении рабов говорит Дуглас? Позволяет ли это установить приблизительное время произнесения речи? Почему Дуглас считает эти меры недостаточными? 2. Какие выводы о положении бывших рабов на Юге можно сделать на основании этой речи?
Прочитайте фрагмент из статьи (декабрь 1890 г.) писателя Ф. Баума, автора книг о «Волшебнике из страны Оз», и ответьте на вопросы.
Белые по закону завоевания, по справедливости цивилизации являются хозяевами Американского континента, и лучшая безопасность приграничных поселений будет обеспечена полным уничтожением немногих оставшихся индейцев. Почему бы их не уничтожить? Их слава исчезла, их дух сломлен, их мужественность угасла; лучше пусть они умрут, чем будут жить такими жалкими и несчастными, какими они являются. Наша единственная безопасность зависит от полного истребления индейцев. Мы и так притесняли их на протяжении веков, так лучше для нас совершить ещё одну несправедливость и, защищая нашу цивилизацию, стереть этих диких и неукротимых существ с лица земли.
❓ 1. Вспомните, как называется политика полного уничтожения какого-либо народа по этническому принципу. Какие аргументы приводит писатель в поддержку такой политики? 2. Приведите исторические примеры, когда «цивилизация» использовалась для оправдания агрессии и насилия по отношению к тем, кого объявляли «варварами» или «дикарями».
❓ Работаем с понятиями. Раскройте смысл понятия «Реконструкция». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 9 класса § 18. США: «позолоченный век» . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §18. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 9 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.