Всеобщая история Госучебник §19

9 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 19. Османская империя и Иран: на осколках былого величия. » (параграф 19, страницы 214 ─ 223). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §19 (2025 год) для 9 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

§ 19. Османская империя и Иран:
на осколках былого величия.

❓ В чём причина революций, произошедших в начале XX в. в Османской империи и Иране?
Современная Ариадна и Тезей. Восточный вопрос. Публикация в печати. Конец XIX ─ начало XX в.
🔎 • Танзимат • садразам • «Большая игра»
👤 • Абдул-Меджид I • Абдул-Хамид II • Мирза Таги-хан Ферахани • Насер ад-Дин
МИР
1839 г. ─ Гюльханейский хатт-и-шериф, начало эпохи Танзимат
1908 г. ─ младотурецкая революция
1905─1911 гг. ─ конституционная революция в Иране
РОССИЯ
1837 ─1841 гг. ─ реформа Киселёва по управлению государственными крестьянами
1905─1907 гг. ─ Первая Российская революция

1. Излечим ли «больной человек Европы»?

Первые сорок лет XIX в. были крайне тяжёлыми для Османской империи. Косвенное вовлечение в Наполеоновские войны, подписание с европейскими державами неравноправных торгово-экономических договоров ухудшало слабую экономику империи. Выдаваемые Англией и Францией кредиты усиливали финансовую зависимость Турции от великих держав. Росло соперничество за отдельные территории Османской империи между Австрией и Россией.

На окраинах империи усилились центробежные силы, нарастало национально-освободительное движение на Балканах. Борьба славянских народов вызывала в России искреннее сочувствие и желание прийти на помощь. Европейских политиков интересовало совсем другое: сохранение Османской империи как «бастиона против России» ─ даже ценой зависимости балканских народов.

Положение осложняли поражения Османской империи в войнах против России и Ирана, ослабление основ государства и нежелание элиты стать на путь модернизации. Предпринятые султанами Селимом III и Махмудом II в начале XIX в. преобразования не встретили поддержки в политических кругах, у авторитетного духовенства и в обществе.

Абдул-Меджид I. Художник П. Борель. Литография. Середина XIX в.

К моменту вступления на престол нового султана Абдул-Меджида I в 1839 г. империя находилась в шаге от развала. В третий раз центральная власть предприняла попытку изменить существующее положение.

❓ Какой подошла Османская империя к середине XIX в.

2. Эпоха Танзимат.

При Абдул-Меджиде I начался период реформ (1839─ 1876). За ним закрепилось название Танзимат (тур. «упорядочение, уложение»). Целью реформ стало укрепление центральной власти, успокоение Балкан и ослабление зависимости от Европы.

Реформы были провозглашены при вступлении Абдул-Меджида I на престол 3 ноября 1839 г. Ключевыми положениями документа были обеспечение безопасности жизни, чести и имущества человека вне зависимости от вероисповедания, упорядочение налогообложения, регламентация рекрутских наборов.

Последовавшие нововведения должны были содействовать укреплению центральной власти, ослаблению духовенства и правящей элиты на местах.

Важным признавалось объединение многонационального народа под идеей османизма (равенство и единство народов Османской империи).

Реформы затронули все сферы жизни османского общества. Средневековые традиции сменялись новыми буржуазными идеями, которыми прониклась молодёжь. В 1865 г. возникло секретное «Общество новых османов» из представителей интеллигенции, воспитанной на идеях Танзимата. Они поддерживали идеи османизма, но выше преданности султану ставили понятие «родина», которую в их представлениях олицетворяла свободная, конституционная, демократическая Османская империя.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ.
Из Гюльханейского хатт-и-шерифа, изданного султаном Абдул-Меджидом при вступлении на престол 3 ноября 1839 г.
За последние сто пятьдесят лет. прежняя сила и процветание сменились слабостью и бедностью; империя фактически теряет всю свою стабильность, как только перестаёт соблюдать свои законы.
Эти соображения постоянно присутствуют в Нашем сознании, и со дня Нашего вступления на престол мысль об общественном благе, об улучшении состояния провинций и облегчении положения подвластных народов не перестаёт занимать его. Мы считаем правильным. при посредстве новых институтов дать провинциям, входящим в состав Османской империи, преимущества хорошего управления.
Деятельность этих учреждений должна осуществляться в основном по трём направлениям, а именно:
1. Гарантии, обеспечивающие нашим подданным полную безопасность жизни, чести и состояния.
2. Регулярная система начисления и взимания налогов.
3. Столь же регулярная система сбора войск и продолжительности их службы.
…Без нескольких законов, необходимость которых только что была описана, не может быть ни силы, ни богатства, ни счастья, ни спокойствия для империи; она должна, напротив, искать их в существовании этих новых законов.

Реформы в очередной раз не встретили широкой поддержки. Чиновники и духовенство отказывались признавать равенство всех подданных вне зависимости от религии. К молодым реформаторам, получившим образование в Европе, они относились с подозрением.

❓ Как вы считаете, могли ли реформы стать успешными?

3. На пути в пропасть?

Крымская война на время затормозила ход реформ. Османская империя, хотя и была поддержана западными странами, успехов в войне не добилась.

Дрессировщик черепах. Художник О. Хамди-Бей. 1906 г.
❓ ▲ Используя дополнительные источники информации, выясните, какой смысл вложил художник в картину.

Огромные военные расходы в годы Крымской войны привели к усилению налоговой нагрузки на население, дефициту внешней торговли, росту иностранных займов, а в итоге ─ к подрыву экономики империи. Тяжёлым бременем на бюджет легла проводимая султаном Абдул-Азизом в 1860-е гг. дорогостоящая программа строительства парового броненосного флота.

Провозглашение конституции в Константинополе 23 декабря 1876 г. Гравюра. 1876 г.

На фоне кризиса мировой экономики середины 1870-х гг. Османская империя летела в финансовую пропасть. За 20 лет (1854─1874) её внешний долг перед европейскими державами вырос в 70 раз и превысил 5 млрд франков. Только на его обслуживание шла половина всего бюджета страны. В 1876 г. правительство объявило о банкротстве Османской империи. В результате государственного переворота Абдул-Азиз был свергнут.

Сильная засуха и суровая зима 1873─1874 гг. вызвали голод и эпидемии. Ситуацию осложняли вымогательства налоговых откупщиков. На Балканах (в Герцеговине, Боснии, Сербии, Черногории и Болгарии) начались восстания. Османские регулярные и нерегулярные (башибузуки) войска устраивали жестокие расправы над повстанцами и мирным населением. В России поднялась волна сострадания к славянским народам. Европа на первых порах предпочла не замечать происходящего на Балканах.

По наущению Англии новый султан Абдул-Хамид II принял конституцию (1876). Это стало апогеем периода Танзимат. В стране учреждался двухпалатный парламент, гарантировались права человека. Провозглашалось равенство всех перед законом. Это во многом носило декларативный характер. В то же время это соответствовало целям Великобритании: закрыть путь для дипломатического урегулирования проблемы, оставив России, которая желала помочь балканским народам, единственный выход ─ войну.

❓ В чём была причина дальнейшего ослабления Османской империи?

4. Поворотный для Турции год.

1878 год стал катастрофой для Османской империи. Поражение в Русско-турецкой войне 1877─1878 гг., территориальные потери и огромная контрибуция нанесли мощный удар по её экономике. Европейские державы, не считаясь с суверенитетом Османской империи, взяли под прямой контроль всю экономику государства-банкрота.

Желая во что бы то ни стало сохранить империю, Абдул-Хамид II перешёл к политике обещаний, которые он с лёгкостью давал, менял, но в итоге не исполнял. Поражение в войне он использовал как повод для роспуска парламента и приостановки действия конституции. Султан приступил к модернизации армии, флота и полиции по европейскому образцу. Это позволило несколько укрепить его власть в стране.

1878 год можно назвать поворотной точкой в развитии Османской империи. После Берлинского конгресса Турция превращалась в государство с мусульманским большинством. Развивался панисламизм, которому мешали набиравшие силу национальные движения в мусульманских частях империи. Различные группы мусульман переселялись на окраины, где вступали в противостояние с местным населением. Дело в том, что турки в Османской империи были в основном крестьянами, воинами и государственными служащими. Ремесло и торговля были сосредоточены в руках христиан: армян, греков и ассирийцев. Обнищание мусульман и переселение их на окраины обострили межконфессиональные и межнациональные конфликты. Начался геноцид христианских народов. Военные погромы, жестокое подавление любого инакомыслия и действия тайной полиции ускорили падение авторитета Абдул-Хамида II.

❓ Почему 1878 год стал поворотным для Османской империи?

5. «Младотурки».

Османскую империю поразил глубокий кризис. Этим воспользовались зарубежные партнёры султана: в 1881 г. Тунис стал протекторатом Франции, в 1882 г. Египет был оккупирован Англией, некоторые территории приобретала Греция, в 1885 г. Европа признала акт объединения Болгарии, в 1897 г. автономию получил остров Крит.

Османская империя меняла внешнеполитический вектор в сторону нормализации отношений с Россией и укрепления связей с Германией в качестве противовеса влиянию Англии и Франции. Во время путешествия в 1898 г. по Ближнему Востоку Вильгельм II заявил: «Пусть султан и триста миллионов магометан, разбросанных по земле, будут уверены, что германский император во все времена останется их другом». Добиваясь экономического и политического контроля над Турцией, Германия стремилась занять место Англии и Франции и усилить проникновение в дела империи. Вскоре она получила концессию на строительство Багдадской железной дороги. Укрепление взаимоотношений в военной сфере привело к подписанию в 1914 г. секретного договора между Германией и Османской империей о военном союзе.

Младотурецкая революция. Литография С. Христидиса. 9908 г.

Одновременно в Турции усиливалось оппозиционное движение. Его возглавили «младотурки», преемники «новых османов», ─ преимущественно молодые интеллигенты, получившие образование в Европе. Их целью было восстановление конституции, парламентаризма и гражданских свобод. В 1889 г. они основали партию «Единение и прогресс».

В 1908 г. при поддержке офицеров «младотурки» подняли восстание против Абдул-Хамида II, вынудив его восстановить конституцию и созвать парламент, а вскоре и вовсе свергли. Придя к власти, они отказались от первоначальных радикальных замыслов и обещанных реформ и сосредоточились на поддержании порядка.

В результате расширения национально-освободительного движения на Балканах, аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (1908), войны против Италии (1911─1912) и Балканских войн (1912─1913) Турция потеряла все европейские владения. Концепция османизма окончательно дискредитировала себя. Используя идеи панисламизма, «младотурки» выдвинули теорию пантюркизма (консолидация тюркских народов). Во внутренней политике «младотурки» провели половинчатые реформы, оказавшиеся практически бесполезными для угасающей Османской империи. Их внешняя политика привела страну к участию в Первой мировой войне, поражению, распаду и иностранной оккупации.

❓ Кто такие «младотурки»?

6. Иран. На фоне былого величия.

К середине XIX в. завершилось формирование территории «Высочайшего государства Иран» (хотя конфликты с соседями продолжались вплоть до начала XX в.), сложилось административное деление государства.

Вся власть в стране принадлежала шаху из тюркской династии Каджаров, власть которой установилась в 1796 г. Вторым человеком в государстве был садразам ─ великий визирь, нередко называемый на европейский манер премьер-министром. Его помощники отвечали за управление отдельными сферами жизни Ирана.

Социальная структура государства включала четыре основные группы: политическая элита, городские сословные группы, крестьяне и кочевники. Правящая знать была, как правило, родственной шаху. Например, у Фетх Али-Шаха, правившего в начале XIX в., было около 170 детей, многие из которых получили важные государственные посты. Иран отличался высоким уровнем урбанизации: в городах проживало около 20% населения, в основном ремесленники и торговцы. Крестьяне, имевшие юридическую свободу, отдавали государству и владельцам поместий более половины урожая. Треть населения Ирана составляли кочевые племена, пользовавшиеся широкой автономией. Кочевники имели собственные вооружённые силы и играли важную роль во внутренних междоусобицах.

Поражение Ирана в двух войнах с Россией в первой половине XIX в. и подписание неравноправных экономических договоров с европейскими государствами усиливали кризис в государстве. Памятуя о временах былого величия, иранская элита пыталась провести реформы и приспособиться к новым условиям.

❓ Какие основные социальные группы Ирана вы можете назвать?

7. Неспокойные времена.

Во второй половине XIX в. финансово-экономическая зависимость Ирана от европейских стран становилась всё сильнее. Ввозимые европейцами дешёвые товары разрушали иранскую экономику, основанную на ремесленном труде. Ремесленники и купцы разорялись. Проникновение капиталистических отношений вело к обеднению крестьян, не способных выплачивать большие проценты по ссудам. Отправляясь в города на заработки, они вскоре становились бедняками. Широкие антиправительственные выступления нередко принимали характер религиозных движений.

Такими, например, были бабидские восстания (1848─1852). Начались они, когда простой торговец из Шираза Сейид Али Мухаммад объявил себя «бабом» (перс. «врата»), посланником Всевышнего. Его призывы заменить основанные на Коране и шариате законы принципами справедливости, прав человека, свободы и равенства захватывали умы мелких ремесленников, торговцев, крестьян. Появились идейные лидеры бабиз-ма. Выступая против шиитского духовенства, они поднимали в разных городах восстания, которые в итоге были подавлены, а «баб» и многие его последователи убиты.

Эмире-Кебир. Художник Я. Гаффари. 1877 г.

Постепенно в Иране складывалось оппозиционное шаху движение, представители которого стремились к улучшению государственного управления, равенству всех перед законом, модернизации экономики, развитию культуры. Его наиболее влиятельным представителем стал Мирза Таги-хан Ферахани, известный как Эмире Кебир (великий эмир), премьер-министр Ирана в 1848─1851 гг. Его реформы были направлены на укрепление центральной власти, развитие иранской промышленности, усиление армии, модернизацию образования, ограничение власти духовенства, развитие судебной системы и ослабление иностранного, прежде всего английского, влияния в стране. В результате придворного заговора Эмире Кебир был убит.

В правление шаха Насер ад-Дина (1848─1896) борьба европейских великих держав за Иран обострилась. Шах не поддержал требования англичан выступить против России во время Крымской войны. Более того, в 1856─ 1857 гг. разразилась Англо-иранская война. Ослабление в стране позиций Британии шло параллельно с усилением влияния других западных держав: США, Германии, Бельгии.

❓ С чем была связана попытка провести реформы?

8. Зарубежная «помощь» и революция.

Иностранный капитал получал концессии на строительство стратегических коммуникаций в Иране: телеграфа, железных и шоссейных дорог. Проект строительства Трансиранской железной дороги, связывавшей Каспийское море и Персидский залив, вызвал серьёзное противостояние между Россией, Англией и Ираном. В итоге Насер ад-Дин в 1889 г. обязался не строить в Иране железные дорогие в течение 10 лет.

Деятельность английских банков вела к вывозу из Ирана серебра, обесцениванию валюты, увеличению долговых обязательств перед Англией. После обнаружения в начале XX в. больших запасов нефти была образована Англоиранская нефтяная компания, взявшая под контроль разработку нефти в стране. Это усиливало экономическую зависимость Ирана. Англичане противились укреплению власти шаха и политической стабильности в Иране, дальнейшему развитию русско-иранских отношений. Они поддерживали сепаратистские настроения племенных ханов, финансировали и снабжали их оружием. Персидский залив неусыпно контролировал британский флот. Некоторые реформы, проведённые Насер ад-Дином в конце XIX в., не повлекли существенных изменений. Центральная власть продолжала лавировать между Россией и Англией.

Рост оппозиционных настроений вылился в широкомасштабные протесты, которые привели к конституционной революции в 1905─1911 гг. В 1907 г. в стране была введена конституция и созван меджлис, который новый шах Мохаммед Али разогнал уже в следующем году. Ослабление центральной власти привело к росту сепаратистских настроений. Вступившие в 1909 г. в Тегеран вооружённые повстанцы низложили Мохаммеда Али. Вскоре была восстановлена конституция, проведены выборы в новый меджлис и получены новые иностранные займы. Специально приглашённые из США советники вместо разработки плана выхода Ирана из финансового кризиса приступили к подготовке мощной экономической экспансии США в Иран.

В 1907 г. Англия и Россия заключили соглашение, разделившее сферы влияния двух империй в Средней Азии. Север Ирана признавался сферой влияния России, юг ─ Англии, центральная часть страны приобретала нейтральный статус. Это завершило длившуюся многие десятилетия «Большую игру» двух империй в регионе и способствовало образованию Антанты. На фоне глубокого кризиса, поразившего все сферы жизни Ирана, бывшие соперники, а теперь союзники по Антанте в 1911 г. ввели войска на территорию Ирана для подавления революции. В 1912 г. иранское правительство гарантировало проведение политики в соответствии с англо-российским соглашением 1907 г. С началом Первой мировой войны военное присутствие союзников в Иране сохранялось.

❓ Какие интересы имели зарубежные государства в Иране?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

История Османской империи и Ирана в XIX в. имеет много общего. Эти государства были ослаблены войнами, внутриполитической нестабильностью, нежеланием элит проводить широкомасштабные изменения, региональным сепаратизмом, слабым развитием капиталистических отношений в городе и деревне, отсутствием мощной экономики. Этим пользовались иностранные державы. Заключение неравноправных торговых договоров и предоставление займов на кабальных условиях способствовало попаданию Османской империи и Ирана во всё более глубокую финансовую зависимость. Вследствие интернационализации восточного вопроса в начале XIX в. Османская империя стала ареной столкновения интересов европейских держав, хотя и сохранила независимость. В то же время Иран был разделён на сферы влияния. Желание перемен привело в начале XX в. к революциям в двух странах.

Вопросы и задания (стр. 222)

  1. Какие причины проведения преобразований эпохи Танзимат вы можете назвать? Укажите не менее двух причин.
  2. Удались ли в Османской империи реформы?
  3. Почему 1878 год стал переломным в истории Османской империи?
  4. Как вы оцениваете успехи движения «младотурок»?
  5. Охарактеризуйте попытки проведения преобразований в Иране.
  6. Российский посол в Тегеране Д. Долгоруков написал в 1849 г. об Эмире Кебире: «Амир не принадлежит к тем людям, которые умели бы находить иные средства, чем те, которые он употребляет, и упрямство, с которым в условиях крайне подавленного морального состояния страны он продолжает добиваться осуществления своего плана реформы. может также привести его к гибели». Какие личные качества Эмире Кебира вы можете выделить из этого фрагмента? Почему российский посол делает такое печальное предсказание? Сбылось ли оно?
  7. Какую роль во взаимоотношениях Российской империи и Великобритании играл Иран?

Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности события: 1) начало конституционной революции в Иране; 2) начало эпохи Танзимат; 3) младотурецкая революция; 4) реформы Эмире Кебира; 4) банкротство Османской империи; 5) разделение Ирана на сферы влияния.

Работаем с источником.
Прочитайте фрагмент из записки графа Н. Игнатьева о попытках реформ в Турции 1876 г. и ответьте на вопросы.

Обширный план реформ, от которых по мнению французского правительства зависело возрождение Турции, заключал в себе серию мероприятий. Для подготовки реализации последующих планов Запада. были затребованы необходимые гарантии для железных дорог, заводов, фабрик, земледельческих и лесных хозяйств, шахт, финансовых обществ и т. п., созданных на земле Турции с тем, чтобы приспособить страну с точки зрения промышленности и торговли потребностям Запада. Я много писал. о проводимых. мероприятиях, среди которых предоставление иностранцам прав собственности на недвижимое имущество несомненно занимает первое место. Османское правительство рассчитывает, что нашествие англичан и французов поможет. улучшить состояние государственных финансов. наложит узду на национальные устремления христиан. Оно рассчитывает найти новую гарантию сохранения целостности империи, заинтересовав Запад возможностью эксплуатировать страну по своему усмотрению в том случае, если бы турки остались в качестве её номинальных хозяев.

❓ 1. Как граф Игнатьев характеризует роль западных стран в проводимых в Османской империи реформах? Какую оценку действиям Турции он даёт? 2. Насколько, по вашему мнению, перспективным могло быть такое сотрудничество Турции и западных стран и какие последствия оно несло для Османской империи и европейских государств?

Прочитайте отрывок из депеши гофмейстера Н. Гартвига от 15 июня 1906 г. и ответьте на вопросы.

Нет сомнения, что первый толчок к этому движению был дан событиями в России, и среди руководителей оного. находятся лица, которые искренно в интересах своей родины желают введения преобразований в различных отраслях государственной жизни.

Хотя агитация ведётся главным образом духовенством, однако в ней так или иначе приняли участие и светские передовые люди, получившие европейское образование.

Новейшие прокламации, хотя и порицают сурово министров шаха, но уже заключают в себе целую программу реформ, которых будто бы требует народ от правительства. Программа чисто конституционного свойства, с народным собранием, равенством всех перед законом.

❓ 1. О каком событии идёт речь в депеше? Какие произошедшие в России события имеет в виду гофмейстер? 2. Охарактеризуйте роль различных социальных групп в описываемых событиях.

Работаем с понятиями. С помощью дополнительных источников информации узнайте значение термина «хатт». Есть ли отличие между понятиями «хатт-и хумаюн» и «хатт-и шериф»? Какой самый известный хатт-и шериф вы знаете? Какое он имеет отношение к розам?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 9 класса § 19. Османская империя и Иран: на осколках былого величия. . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §19. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 9 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней