Читать гос учебник по всеобщей истории 9 класс параграф 2 страницы 17 — 28 «Общество в движении» (Мединский Чубарьян, 2025 г). Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §2 Стр. 17-28.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история Госучебник §2.
§ 2. Общество в движении
❓ Почему именно в XIX в. произошли такие глубокие количественные и качественные изменения в развитии общества?
🔎 • Демографический переход • урбанизация • пауперизм
👤 • Джон Сноу • Игнац Земмельвейс • Томас Эдисон
Лондон. Фото. 1890 г.
1. Демографическая революция.
В эпоху перемен, которую представлял собой XIX в., общество переживало беспрецедентные изменения, причём как количественные, так и качественные. Первое, что бросается в глаза, ─ это демографический рост.
Английская королева Виктория и её семья. Рисунок. 1910 г.
▲ Какие выводы позволяет сделать этот рисунок?
В старом, традиционном обществе население росло очень медленно. Это было связано с высокой смертностью (особенно среди детей) и общим низким уровнем жизни из-за слабого развития экономики. Если в Азии и Африке та же картина сохранялась на протяжении всего XIX в., то в Европе население стало увеличиваться гигантскими, фантастическими темпами: в 1800 г. его численность составляла 188 млн человек, в 1850 г. ─ уже 266 млн, к 1900 г. оно достигло численности в 401 млн, а к 1914 г. ─ 468 млн человек. В чём же причина такого колоссального роста? Ответ ─ в демографическом переходе.
Представим себе горизонтально расположенные ножницы, где верхнее лезвие ─ это рождаемость, а нижнее ─ смертность. Ранее нижнее находится совсем рядом с верхним: высокая рождаемость, высокая смертность. В XIX в. нижнее лезвие падает, ножницы максимально разведены: высокая рождаемость, низкая смертность. В XX в. верхнее лезвие начинает сближаться с нижним: низкая рождаемость, низкая смертность. Максимально разведённые ножницы ─ это и есть демографический переход ─ период, когда рождаемость ещё соответствовала старой модели, т. е. была высокой, а смертность ─ уже новой, являлась низкой.
Таким образом, главная причина резкого роста населения ─ не увеличение рождаемости, которая, как и во все предыдущие века, оставалась высокой, а падение смертности. Почему так случилось?
Причин несколько. Например, в экономике: промышленная революция вывела её на новый уровень развития и дала людям новые жизненные шансы. Изменения в социальной сфере, особенно разрушение сословий, сделали более доступным вступление в брак. Раньше это было не так-то просто: браки обычно заключались внутри своего сословия, к тому же требовались различные разрешения, например, от главы цеха, в котором состоял ремесленник. Значительно меньший демографический урон теперь наносили войны. Если в XVII в. было лишь два мирных года, в XVIII в. ─ 16, то в XIX в. впервые мирных лет было больше, чем военных. Более того: пропорционально численности населения войны XIX столетия принесли в 7 раз меньше жертв, чем войны предыдущего века.
Наконец, важнейшими причинами падения смертности стали успехи санитарии и гигиены.
❓ Что такое демографический переход?
2. Чистота ─ залог здоровья.
Эту знакомую нам всем с детства истину человечеству пришлось выстрадать. И её окончательное внедрение в повседневный быт произошло именно в XIX в. Но далеко не сразу.
В первой половине века людям с чувствительным обонянием в городах было очень некомфортно, повсюду грязь, нечистоты, горы мусора. Антисанитария, служившая питательной средой для всевозможных инфекций, была чудовищной. Русские путешественники, например, писали, что узнавали о приближении к Парижу по «ужасному зловонию», какого не встретишь в России.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. О. де Бальзак. Златоокая девушка. 1834 г.
Если воздух домов, где живёт большинство горожан, заражён, если улица изрыгает страшные миазмы, проникающие через лавки в жилые помещения при них, где и без того нечем дышать, ─ знайте, что, помимо всего этого, сорок тысяч домов великого города постоянно омываются страшными нечистотами и у самого своего основания, ибо власти до сих пор не додумались заключить эти нечистоты в трубы, помешать зловонной грязи просачиваться сквозь почву, отравлять колодцы… Половина Парижа живёт среди гнилых испарений дворов, улиц, помойных ям.
Не лучше дело обстояло и в Лондоне, где, по словам исследовавшего этот вопрос в 1855 г. известного учёного М. Фарадея, «Темза превратилась в настоящую сточную канаву». В своей статье в газете «Таймс» 7 июля 1855 гг. он писал: «Я разорвал несколько белых карточек на кусочки, намочил, чтобы они легко тонули, и в каждом месте, где пароход причаливал, опускал их в воду. Вода была так мутна, что при погружении их на толщину пальца при ярком, солнечном дне они были совершенно неразличимы. Запах от реки был такой, что казалось, мы плывём по открытой канализации». Врач Дж. Сноу, «отец эпидемиологии», предположил, что именно грязная вода стала источником холеры, вспыхнувшей в 1854 г. Чтобы доказать это, он прибегнул к элементарному способу: просто снял рукоятку с одного из водных насосов, после чего пользоваться им стало невозможно ─ и холера в этом районе города резко пошла на спад! Однако среди учёных Сноу поддержки не нашёл, поскольку тогда господствовала ложная теория о происхождении болезней от неких распространявшихся в воздухе «миазмов» («скверн»).
Не убедили медицинские доводы ─ убедил запах! Летом 1858 г. стояла особенно жаркая погода. Вода Темзы и её притоков была переполнена сточными водами, из-за жары она ещё и зацвела. Началось то, что англичане назвали почти поэтично ─ «великое зловоние». Исходящий от Темзы невыносимый запах вынудил парламент прервать заседания. Суды эвакуировали в Оксфорд. В палате общин повесили шторы, пропитанные хлорной известью. Кто мог, бежал из Лондона, до 100 тыс. человек умерли от различных болезней. В сложившейся ситуации правительство вынуждено было принять решение о строительстве в Лондоне масштабной системы канализации и водоснабжения (1859─1865).
Р. Кох. Почтовая марка. 1961 г.
▲ Выясните, в чём заключаются заслуги Р. Коха в борьбе со смертельно опасными заболеваниями.
С последней трети XIX в. во всех государствах Запада создаются системы канализации, налаживаются регулярный вывоз мусора, уборка улиц ─ и инфекционные заболевания отступили. Так был сделан важный шаг к победе над холерой ─ главным эпидемиологическим бедствием XIX в., начиная с 1816 г. обрушившим на мир 6 пандемий с неисчислимым количеством жертв. Последний случай вспышки холеры в Лондоне был зафиксирован в начале 1860-х гг.
Огромную ─ и страшную ─ лепту в статистику смертности вносило, казалось бы, самое радостное событие ─ рождение нового человека. Однако в действительности оно часто становилось источником горя. В возрасте до года умирало около четверти детей, а смертность женщин от так называемой «родильной горячки» могла достигать чудовищной цифры в 30%. Причём невольной причиной тому часто были… врачи. Тогдашняя медицина почти ничего не знала об инфекциях, и врачи, зачастую даже не мывшие рук, являлись их разносчиками.
Подробнее. В конце 1840-х гг. венгерский врач И. Земмельвейс всего лишь убедил своих коллег мыть руки и инструменты хлорным раствором ─ и смертность в его роддоме за первый же месяц упала в 10 раз! Однако медицинские светила восприняли подобные действия в штыки, поскольку они противоречили «теории миазмов». Земмельвейс был уволен и закончил жизнь в сумасшедшем доме. Чистота и стерильность окончательно пришли в медицину лишь спустя 30 лет, после того как Л. Пастер и другие микробиологи доказали, что возбудителем инфекций являются бактерии. Ценой стали десятки тысяч жизней… А Земмельвейсу начали ставить давно заслуженные памятники, на одном из которых можно видеть краткую надпись ─ «спаситель матерей».
В середине XIX в. в Европе умирало 25─40% детей, а уже в 1900 г. в Германии детская смертность составила «всего» 7%.
❓ Почему инфекционные заболевания пошли на убыль?
3. Общество в движении.
Итак, основополагающим фактором развития общества XIX в. был колоссальный рост численности населения. К каким последствиям это приводило?
В первую очередь, значительно увеличилась миграция (перемещение в другие регионы) людей. Этому, в свою очередь, способствовала и «транспортная революция», а также процессы демократизации, давшие людям значительно большую свободу в принятии решений.
Другим последствием демографической революции стал пауперизм ( лат. «бедный»), т. е. катастрофическая массовая бедность. Ни сельская община, ни традиционное ремесленное производство не могли обеспечить работой и прокормить огромное количество «лишних» людей. Улицы европейских городов и деревень заполнили нищие. В Англии в 1830-е гг. численность неимущих достигала 1/5 населения страны.
Спасением оказалось быстрое развитие машинного производства: с середины XIX в. многие находили работу на фабриках. Таким образом, демографический взрыв, столь болезненный для множества людей, стал важным условием успеха промышленной революции, предложив ей огромное количество свободных рабочих рук.
Взаимосвязанными процессами были массовый отток населения из деревни, а также урбанизация, т. е. рост городов. Стремительно развивались уже существующие города. Если в 1800 г. в Европе было лишь 22 города с численностью населения более 100 тыс., то к 1848 г. ─ 47, а к 1913 г. ─ 184. Самыми быстрыми темпами росли крупные города в Англии и Германии. Если в 1800 г. лишь Лондон насчитывал порядка 1 млн жителей, то к концу века городов-миллионеров стало 17, а численность населения Лондона и Парижа превысила 4 млн. Появлялись и быстро росли новые города, особенно в США. Так, в Чикаго, насчитывавшем в 1833 г. лишь несколько сотен поселенцев, в 1850 г. проживало уже 30 тыс., а в 1890 г. ─ 1 млн 100 тыс. жителей. Вместе с тем страны резко отличались степенью урбанизации: если к 1910 г. численность городского населения в Англии достигла 75%, то в Португалии лишь 16%. В Индии городское население в 1900 г. составляло не более 5%, в Юго-Восточной Азии ─ 3%.
Города не только росли, но и менялись изнутри. Происходила демократизация городского пространства. Раньше город достаточно чётко делился на относительно замкнутые части, в целом соответствующие сословному делению. Теперь практически вся его территория стала доступной для всех жителей. Этому способствовало и новое качество коммуникаций внутри города ─ появление широких проспектов, трамваев и, конечно же, метро. Появившиеся ещё в 1860-е гг. в Лондоне и Нью-Йорке подземные железные дороги в 1890-е гг. электрифицировались, а современные метрополитены в Будапеште (1896) и Париже (1900) с самого начала использовали электрическую тягу.
Париж на рубеже XIX─XX вв.
▲ Как изменился облик европейских городов на рубеже веков?
В поисках лучшей жизни люди не только переселялись в города, но и устремлялись за океан: ежегодная иммиграция в США выросла с 14 тыс. в 1820-е гг. до 260 тыс. в 1850-е гг.
❓ Каковы причины урбанизации?
4. Классовое или массовое?
Поделённые на замкнутые сословия землевладельцы, крестьяне и небольшая торгово-ремесленная прослойка городских жителей ─ так выглядела социальная структура общества на протяжении многих веков. В XIX в. сословное деление постепенно исчезало. Общество становилось другим ─ но каким?
Многие современники были уверены, что классовым: сословия сменились классами, т. е. большими группами людей, занимающих схожие позиции в экономической структуре общества. По поводу того, что именно определяет принадлежность того или иного человека к конкретному классу, мнения разнились. Но все сходились на том, что для классов характерно неравенство, есть более высокие и низкие ступени, т. е. общество представляет собой нечто вроде пирамиды.
Однако ─ и это очень важно ─ никаких формальных незыблемых перегородок внутри этой воображаемой пирамиды не существовало. Прошли времена сословий, когда человеку уже по факту его рождения в одном из них чётко предписывалось положение в обществе. Степень социальной мобильности как горизонтальной (внутри той же социальной группы), так и вертикальной (в более высокую или низкую группу) стала несравненно выше. Многие выходцы из рабочего класса превращались в специалистов или мелких предпринимателей; в 1837 г. условный средний класс в Англии составлял 15% населения, в 1901 ─ 25%. А значит, и различия между людьми внутри групп и между ними ослабевали. К тому же всё более похожим становилось их политическое (из-за расширения избирательного права) и правовое (из-за принципа равенства перед законом) положение.
Пирамида капитализма. Американская карикатура. 1911 г.
▲ Охарактеризуйте каждый «этаж» пирамиды.
Более схожими становились и жизненные условия. Множество людей, особенно с начала ХХ в., потребляло одну и ту же массовую типовую продукцию, вплоть до кино. Всё это как бы «обтачивало» людей, нивелировало их, вызывая порой очень пессимистические оценки: «Так с неизбежностью образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные», ─ писал немецкий философ Ф. Ницше. Ряд мыслителей на рубеже веков заговорил о начинающемся «веке масс».
❓ В чём проявлялась социальная мобильность?
5. Рабочий вопрос.
Появление и быстрое увеличение численности наёмных промышленных работников стало самым важным социальным последствием промышленной революции. Вплоть до последних десятилетий XIX в. положение рабочих было крайне тяжёлым из-за продолжительного рабочего дня (12─16 ч), массового травматизма и смертности на производстве, низкой заработной платы, плохих жилищных условий. Недостаточное питание и профессиональные заболевания сказывались на физическом развитии рабочих: в 1870-е гг. средний рост французского рабочего был на 10─15 см меньше, чем рост рантье; около трети армейских новобранцев из рабочего Манчестера в начале XX в. оказывались физически непригодными к службе.
Новым явлением, связанным с массовым распространением наёмного труда, стала безработица. В доиндустриальном обществе имела место лишь временная незанятость.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Ф. Энгельс. Положение рабочего класса в Англии. 1845 г.
Дома, от подвала до самой крыши битком набитые жильцами, настолько грязны снаружи и внутри, что ни один человек, казалось бы, не согласится в них жить… Повсюду кучи мусора и золы, а выливаемые у дверей помои застаиваются в зловонных лужах. И всё же тот, кто имеет хоть какой-нибудь кров, счастливец по сравнению с бездомными. Счастливейшие из них. отправляются в один из так называемых ночлежных домов. и за свои деньги находят там приют. Но какой приют!.. На каждой койке спят по четыре, по пять, по шесть человек.
▲ Что на основании этого описания можно сказать об условиях жизни английских рабочих?
Неудовлетворённость своим положением рабочие выражали в разных формах. В первой половине века ещё происходили вспышки движения луддитов ─ разрушителей машин. В 1830─1840-е гг. нередкими были восстания ткачей, особенно во Франции и Пруссии. В качестве средства борьбы с безработицей рабочие выдвигали новое требование ─ «право на труд». Преобладающей становилась новая форма социального протеста ─ забастовка, т. е. коллективное организованное прекращение работы как способ оказать давление на предпринимателя.
❓ В чём заключались трудности положения рабочих?
6. Изменения в повседневной жизни.
Вы уже знаете, что означала для «большой» экономики вторая промышленная революция. С конца XIX в. технические новшества буквально врываются в быт людей в виде разнообразных машин и механизмов личного потребления. Именно в это время были изобретены практически все бытовые приборы, которые окружают нас по сей день, ─ электрический утюг, пылесос, стиральная и посудомоечная машины, холодильник и кухонная плита. Самым же важным и востребованным новшеством оказалась электрическая лампочка, создание и внедрение которой произошло в несколько этапов. Большим шагом вперёд стала дуговая «электрическая свеча» П. Яблочкова. Начиная с 1877 г. его «русский свет» появился в городах США, Латинской Америки и даже в Индии и освещал самые красивые здания и улицы европейских столиц. Более востребованным оказался вариант лампочки накаливания, предложенный на рубеже 1870─1880-х гг. американским изобретателем Т. Эдисоном.
Новое качество прочности материалов и точность их обработки способствовали массовому распространению различных механических устройств для личного потребления. Изобретённая в 1851 г. американцем А. Зингером швейная машинка уже вскоре начала продаваться многими сотнями тысяч, поскольку одежду, как правило, продолжали шить на дому. С конца 1860-х гг. начинается эпоха печатных машинок. В 1888 г. появился первый компактный фотоаппарат, использовавший не громоздкие пластины, а ─ благодаря успехам химической промышленности ─ плёнку. Тем самым была открыта эпоха любительского фотографирования, сам же принцип устройства фотоаппарата сохранялся вплоть до цифровой революции конца XX в. Вскоре стало возможным запечатлевать не только окружающую действительность, но и звуки. Изобретение в 1877 г. Эдисоном первого записывающего устройства ─ фонографа позволило уже 10 лет спустя создать проигрыватель ─ граммофон.
И всё же среди изобилия изделий и устройств у этой эпохи был безусловный любимец ─ велосипед. Особенную популярность он приобрёл во Франции. Если в 1893 г. там насчитывалось около 130 тыс. велосипедов, то к 1914 г. ─ 3 млн 500 тыс. На волне подобной популярности в 1903 г. возникло самое крупное велосипедное состязание того времени ─ Тур де Франс.
Реклама французского велосипеда «Клеман» с шинами «данлоп». Ок. 1900 г.
Любопытные детали. Всё началось с двухколёсной «беговой машины», которую немец К. фон Драйс придумал в 1817─1818 гг. Фактически это был самокат, который выглядел как велосипед без педалей. В 1860-е гг. во Франции и Англии появляются велосипеды с педалями на переднем колесе. Езда на таких велосипедах с деревянными или железными колёсами приносила мало удовольствия ─ недаром их прозвали «костотрясами». К тому же они были дорогими, и обладать ими считалось признаком принадлежности к элите.
Но в 1880─1890-х гг. своё слово вновь сказала вторая промышленная революция: велосипеды начали производиться с цепным приводом, а успехи химической промышленности позволили выпускать пневматические шины, изобретённые британцем Дж. Данлопом и французом Э. Мишленом. А главное ─ благодаря массовому производству велосипед стал намного дешевле, превратившись в первое массовое средство индивидуального передвижения. Для женщин велосипед был к тому же одним из способов демонстрации равноправия: им можно было пользоваться наравне с мужчинами и даже носить при этом брюки.
❓ Какие новые машины и механизмы появились в быту?
7. «Способы торопить жизнь».
В некоторых отношениях первые автомобили являлись «велосипедами с мотором» ─ да и как могло быть иначе, если многие будущие автомобильные фирмы («Опель», «Шкода», «Пежо» и др.) начинали именно как производители велосипедов? У велосипедов же заимствовались многие технические решения ─ подшипники, передаточные механизмы, те же шины. Но всё же главный вклад в появление автомобиля внесло изобретение двигателя внутреннего сгорания. Его разновидность, пригодную для использования в качестве автомобильного мотора, в 1876 г. изобрёл немец Н. Отто. На этой основе в 1885─1886 гг. немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером были сконструированы первые автомобили. Вскоре стали возникать автомобильные фирмы, многие из которых существуют по сей день ─ «Рено», «Фиат» и др.
Однако автомобили долгое время собирались поштучно и медленно. Эпоха массового автомобилестроения началась лишь в 1908 г., когда американец Г. Форд стал выпускать в Детройте свою знаменитую «модель Т», которую благодаря стандартизации удалось сделать более дешёвой и доступной. При средней цене на автомобиль около 1000 долл. ─ сумма, недоступная 95% американцев, ─ «модель Т» стоила около 400 долл.
С 1913 г. на новом заводе Форда в Хайленд-Парк появился первый в мире сборочный конвейер, что ещё больше способствовало снижению себестоимости продукции.
В 1890-е гг. немец Р. Дизель изобрёл другой тип двигателя внутреннего сгорания, но на автомобилях вплоть до Первой мировой войны он почти не при менялся.
Активно шли работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. После многочисленных неудачных попыток в 1903 г. братья У. и О. Райт совершили первый продолжительный полёт на аэроплане собственной конструкции.
Но если эра авиаперевозок была ещё впереди, то по железной дороге уже можно было путешествовать с неслыханным ранее комфортом. В первой половине века пассажиры, независимо от расстояния, проделывали путь сидя, с 1860-х гг. появляются удобные спальные вагоны, первоначально выпускавшиеся американским фабрикантом Дж. Пульманом. «Пульмановские вагоны» в США были доступны лишь очень богатым людям. В Европе заимствовали идею, и стали делать спальные купе на двух, трёх и четырёх пассажиров. С 1880-х гг. появляются комфортабельные скоростные маршруты с центром в Париже. «Восточный экспресс» связал «столицу Европы» с Константинополем, «Южный» ─ с Лиссабоном и Мадридом, «Синий экспресс» ─ с Лазурным берегом. Особенно роскошными были тёмно-коричневые вагоны запущенного в 1896 г. «Северного экспресса», соединившего Париж с Санкт-Петербургом.
Не только транспорт, но и средства связи претерпевали глубокие изменения. Совершенствовались традиционные способы и появлялись совершенно новые.
До XIX в. почтой пользовался лишь ограниченный круг грамотных людей, к тому же её услуги были весьма дорогими. Чаще всего получатель оплачивал наличными каждое письмо. Но грамотность росла, писем становилось всё больше, возникла потребность в более эффективной организации почты. Начиная с введения в Англии в 1840 г. знаменитого «чёрного пенни» ─ первой почтовой марки ─ проблема оплаты почтовых услуг была разрешена просто и эффективно. В начале XX в. почта доставлялась по нескольку раз в день, в крупных городах ─ до 8 раз. Например, отправив письмо или почтовую открытку утром, можно было договориться о встрече вечером того же дня. Ещё эффективнее действовал телефон, патент на который британец А. Белл получил в 1876 г. в США.
Привычных нам автоматических телефонных станций (АТС) поначалу не существовало, соединение устанавливалось вручную. Сотрудниками первых телефонных станций преимущественно были девушки, поэтому обычным обращением к телефонисту стало «Барышня!». И лишь позднее началось (параллельно в России и в США) внедрение АТС.
Все эти изобретения вместе с переменами в обществе рождали ощущение скорости и постоянных перемен. «Телефон! Беспроволочный телеграф! Метро! Иллюстрированная открытка!.. Столько способов торопить жизнь», ─ писала французская газета в 1904 г.
❓ Какие новые средства транспорта и коммуникации появились в это время?
8. На пути к массовому рынку.
Всё та же неразлучная пара, индустриализация и демократизация, главные «конструкторы» XIX в., решающим образом влияли и на непосредственные условия существования людей ─ на их еду и одежду. К концу века в наиболее развитых странах практически исчезла проблема голода. Люди начали потреблять пищу не только в больших количествах, но и лучшего качества. Хотя основу рациона продолжали составлять хлеб и картофель, происходил переход от растительных к мясным продуктам, иначе говоря, мясо стало доступнее. С 1870 по 1913 г. его потребление увеличилось приблизительно вдвое ─ с 25─28 кг в год на человека до 45─50 кг. Перестал быть предметом роскоши сахар ─ его потребление выросло примерно в 4 раза.
Это оказалось возможным не только благодаря постепенному росту реальных доходов населения, но и благодаря научно-техническому прогрессу. Распространение промышленных холодильников и развитие транспорта сделали рыбу доступной для жителей городов, отдалённых от побережья, изменили ситуацию со снабжением мясом. Например, Лондон получал мороженое мясо из Австралии. Изобретение в 1870 г. маргарина качественно увеличило потребление жиров небогатыми слоями населения. В 1880-х гг. появляются первые супы-концентраты фирм «Магги» и «Кнорр», а в 1890-х ─ первые консервы, которые из-за своей дороговизны поначалу считались аристократической пищей.
Во второй половине XIX в. постепенно начинает складываться массовый рынок. Впервые тощие кошельки рабочих оказались такой же целью для торговцев, как и толстые бумажники буржуазии. Развитие лёгкой промышленности позволило удешевить производство товаров массового спроса. Стандартизированной становилась одежда: с рубежа веков возникает понятие номерного размера одежды и обуви. Всё это привело к быстрому распространению принципиально новой формы торговли ─ универсальных магазинов. Многие из них просуществовали более 100 лет ─ «Вульворт» в США, «Галери Лафайет» во Франции, «Карштад» в Германии.
Однако до подлинной эпохи массового потребления было ещё далеко.
Любопытные детали. Номерные размеры одежды и обуви появились во Франции с 1870-х гг. как следствие работы криминалистов. Полицейские эксперты стремились как можно точнее описать разыскиваемых преступников. Тогда же выяснилось, что «номерные» описания очень удобны для пошива стандартных пиджаков, платьев и брюк.
❓ С чем связано улучшение питания в XIX ─ начале XX в.?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В XIX ─ начале XX в. традиционное аграрное общество претерпело изменения, небывалые по глубине и скорости. В результате демографической революции и изменений социальной структуры на смену ему приходило современное индустриальное общество. Происходившее с последних десятилетий XIX в. ускорение процессов индустриализации и демократизации общественной жизни привело к значительным переменам не только в социальной структуре, но и в повседневной жизни обычного человека.
Вопросы и задания (стр. 28)
- Что такое демографическая революция? Каковы её причины и социальные последствия?
- Какие социальные причины влияли на урбанизацию? За счёт чего увеличивалось население города?
- Приведите примеры пространственной и социальной мобильности населения.
- Вспомните, развитие каких отраслей было основным для второй промышленной революции, и соотнесите их с теми новшествами в быту, о которых вы узнали в этом параграфе.
- Почему главной социальной проблемой конца XIX ─ начала XX в. был рабочий вопрос?
- Используя дополнительные источники информации, сравните рост численности населения России и ведущих европейских стран в начале, середине и конце XIX в. Какие выводы можно сделать на основании полученных результатов?
Работаем с хронологией
Расположите в хронологической последовательности события: 1) изобретение телефона; 2) первая железная дорога в континентальной Европе; 3) изобретение двигателя внутреннего сгорания; 4) первый полёт на аэроплане.
Работаем с источником
Прочитайте отрывок из воспоминаний немецкой актрисы К. Бауэр и ответьте на вопросы.
Поездка из Берлина в Петербург ─ сегодня и сорок лет назад! Сегодня в одиннадцать часов вечера заходишь в тёплое мягкое купе курьерского поезда… Просыпаешься на утренний кофе. И на следующий день в шесть часов комфортно приезжаешь в Петербург… Тогда ─ особенно зимой ─ это был поступок, даже жертва. Нужно было позаботиться о дорожных мехах, как если бы путь лежал в Сибирь, и заказать очень, очень прочную карету…
❓ 1. Пользуясь картой «Западная Европа в конце XIX в.» и дополнительными источниками информации, постарайтесь установить, какие железнодорожные маршруты существовали для въезда в Россию из других стран Европы. 2. С какого времени произошли изменения, описанные автором?
Работаем с понятиями
Раскройте смысл понятия «урбанизация». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 9 класса: § 2. Общество в движении. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.