Всеобщая история Госучебник §20

9 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 20. Индия и Афганистан: подчинение и борьба. » (параграф 20, страницы 224 ─ 233). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20 (2025 год) для 9 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

§ 20. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.

❓ Почему Индии не удалось отстоять самостоятельность?
Визит принца Уэльского в Индию. Художник С. Холл. 1876 г.
🔎 • Каста • сипаи
👤 • Дадабхаи Наороджи • Бал Тилак
МИР
1857 ─ 1859 гг. ─ восстание сипаев
1885 г. ─ создание Индийского национального конгресса
РОССИЯ
1857 г. ─ создание Секретного комитета по крестьянскому делу
1883 г. ─ создание марксистской группы «Освобождение труда»

1. Почему началась гонка за колониями?

В этом и последующих параграфах речь пойдёт о странах и народах, далёких от Европы, принадлежащих совершенно разным расам и культурам, исповедующих разные религии. Их объединяет одно ─ их пытались подчинить.

В прежние времена заморские территории привлекали европейцев возможностью получить отдельные виды ценных товаров ─ пряности, золото, кофе, а также рабов. Теперь этого было мало. В XIX в. колониальная модель предусматривала уже подчинение и использование в интересах метрополий экономик целых стран и регионов.

Это объяснялось двумя новыми факторами. Во-первых, колоссальный рост населения стал мощным стимулом для переселения европейцев в другие регионы мира. Но ещё важнее было то, что промышленная революция сделала захват новых территорий технически возможным. Она привела к качественному росту производства. Промышленный капитализм поглощал огромное количество сырья ─ где его брать? А также производил товары в невообразимых ранее масштабах ─ куда их сбывать? На оба вопроса ответ звучал одинаково ─ в колониях! По мере развития промышленной революции и охвата всё новых стран эта потребность становилась всё больше, пока не привела к самой настоящей гонке за колониями. Одним из главных призов в этой гонке была Индия.

❓ В чём причина усиления колониальной экспансии?

2. Индия в начале XIX в.

«Индия ─ колыбель человечества, родина человеческой речи, мать истории, бабушка легенд и прабабушка традиций. Наши самые ценные и самые важные в истории человечества сведения хранятся только в Индии!» ─ так писал американский писатель М. Твен. Однако даже Индии ─ древней, огромной, многолюдной, богатой стране ─ не удалось уберечься от западных колонизаторов. Почему?

В первую очередь, потому что она не была единой. Наличие в стране многих народов и культур часто служит источником её силы, однако враги могут использовать это, чтобы сеять внутреннюю рознь. Невероятное многообразие Индии ─ этническое, культурное, социальное, религиозное ─ давало прекрасные возможности для манипуляций. И при покорении, а затем и при управлении Индией англичане активно использовали древний принцип «Разделяй и властвуй!».

Подробнее. Отношения между англичанами, которых местное население почтительно называло «сагибы» («господа», «хозяева»), и индийцами отличались ярко выраженным неравенством. Каждый, даже небогатый англичанин окружал себя множеством слуг-индийцев. Это касалось и армии. Очевидец писал, что «за любым английским офицером следовало в среднем десять слуг». Как мы видим на этом рисунке, господами себя чувствовали даже обычные солдаты.

Британский солдат принимает свою ежедневную ванну. 1869 г.

Индия состояла из великого множества отдельных княжеств, а её формальные властители ─ падишахи (императоры) из династии Великих Моголов утратили реальную власть, сохранив лишь небольшие владения близ Дели. Структура индийского населения была невероятно сложной. Оно состояло из огромного количества народов и народностей, говоривших на различных языках, имевших множество верований и религий, самыми крупными из которых являлись буддизм, индуизм и ислам. Население подразделялось на замкнутые группы ─ касты. Члены каждой касты выполняли строго определённые виды работ, вступали в брак только в своей среде, придерживались особых культурных традиций. Большинство населения жило в общинах и занималось сельским хозяйством. Высоким уровнем развития отличалось ремесло, особенно текстильное. Ремесленным центром являлась Бенгалия. Индийским умельцам было чем гордиться. За многие века местные аристократы выработали утончённый художественный вкус, а мастера ─ искусные навыки, удовлетворявшие самым изысканным запросам. В результате создавались подлинные шедевры архитектуры, прикладного и ювелирного искусства.

Главным покорителем Индии выступила английская Ост-Индская компания, к тому времени давно вытеснившая конкурентов ─ французов и голландцев. Используя в качестве плацдарма свои владения в районе Бомбея (современный Мумбаи) на западе полуострова Индостан и Бенгалию на его востоке, англичане за несколько десятилетий с начала XIX в. смогли подчинить всю Индию. Частью территорий компания управляла непосредственно, а несколько сотен княжеств попали от неё в вассальную зависимость. Едва ли не больший успех, чем оружие, англичанам приносила рознь, которую они сеяли между отдельными княжествами, а также крайняя слабость Великого Могола, подконтрольного Ост-Индской компании.

Владение Индией приносило огромные прибыли. Главным орудием эксплуатации местного населения был сбор специального поземельного налога, а также некоторые монополии (на соль, опиум). В совокупности они приносили около 85% доходов Англии. С развитием промышленного переворота всё большее значение Индия приобретала и как огромный рынок сбыта английских фабричных товаров. К концу XIX в. Индия потребляла уже 39% всех тканей, вывозившихся Англией за рубеж. Сотни тысяч индийских ткачей не выдерживали конкуренции с дешёвым английским текстилем и разорялись. Но традиционное индийское текстильное производство сохранилось и к началу XX в. даже вышло на 4-е место в мире.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ.
Из работы индийского историка и писателя Ш. Тхарура
Доля Индии в мировой экономике, когда Великобритания прибыла на её берега, составляла 23%. К моменту ухода британцев этот показатель упал ниже 4%. Почему? Да просто потому, что Индией управляли в интересах Британии. Возвышение Британии на протяжении 200 лет финансировалось за счёт её грабежей в Индии. В действительности британская промышленная революция фактически была основана на деиндустриализации Индии. Пример ─ известные на весь мир ткачи на ручных ткацких станках, изделия которых экспортировались по всему миру. делавшие прекрасный муслин, лёгкий, его называли «сотканный воздух», и вот Британия явилась прямо туда, стала ломать им большие пальцы, разбивать ткацкие станки, ввела тарифы и пошлины на свою ткань и продукцию и. начала забирать сырьё из Индии и отправлять обратно готовую ткань, наводняя мировые рынки тем, что получалось в тёмных и дьявольских фабриках викторианской Англии. Это означало, что ткачи в Индии превратились в нищих, а Индия из всемирно известного экспортёра готовых тканей превратилась в импортёра.

❓ ▲ В чём историк видит главное негативное воздействие британского владычества в Индии?

Индия была чрезвычайно важна для Великобритании и как источник для пополнения армии. Военно-морской флот всегда был сильной стороной Англии, но этого нельзя было сказать о сухопутных вооружённых силах. Индийские солдаты позволяли восполнить этот недостаток, и англичане широко использовали «цветные» войска повсюду ─ в собственных колониях, в Китае, а позже и на полях сражений Первой мировой войны. Особенно отличались бесстрашные непальские гуркхи, о которых один из английских военачальников сказал, что «если человек говорит, что не боится смерти, он либо лжёт, либо гуркх». И вдобавок ко всему, эта армия, насчитывавшая более 200 тыс. человек, не стоила британской казне ни пенни ─ она полностью оплачивалась за счёт индийского бюджета. Но именно в армии произошли события, которые в корне изменили отношения колонии и метрополии.

❓ В чём заключалась важность Индии для Великобритании?

3. «Великое народное восстание».

В 1857─1859 гг. восстали сипаи («всадники») ─ наёмные солдаты, набранные из представителей воинских каст. Солдатский бунт скоро превратился в по-настоящему народное восстание, вызванное протестом против политики колонизаторов. Он вызревал исподволь, десятилетиями. Французский путешественник, побывавший в Индии буквально накануне этих событий, отмечал, что «с первых дней английское завоевание не предоставило справедливую и добрую власть для туземцев, а лишь продолжало традиции грубого деспотизма, от которого они страдали несколько веков». Поводами для восстания сипаев стали захват англичанами княжества Ауд, являвшегося родиной для большинства из них, и новая присяга на готовность служить за границей, что не допускалось многими кастами. Ещё одним поводом к восстанию послужило использование новых патронов. Пронёсся слух, что их оболочка, которую полагалось скусывать зубами, пропитана свиным и коровьим жиром. Солдаты-индусы считали корову священным животным, а солдаты-мусульмане не употребляли в пищу свинину. Выступавших против новых патронов наказали, что стало последним толчком к восстанию. Восставшие взяли Дели и уничтожили множество англичан.

Казнь из пушек в Британской Индии. Художник В. Верещагин. 1884 г.
▲ Когда художник выставил картину в Лондоне, она бесследно исчезла. Её местоположение до сих пор не известно, возможно, она была уничтожена.

Однако при подавлении восстания английские войска далеко превзошли в жестокостях «нецивилизованных» индийцев. Они сжигали целые деревни, совершали насилие над гражданским населением, в том числе женщинами, а перед казнями пленных происходили сознательные надругательства над религиозными чувствами индусов и мусульман. Даже английский губернатор Бомбея признавал: «Преступления, совершённые нашей армией после взятия Дели, не описуемы».

Но, жестоко подавив восстание, англичане сделали выводы. Управление Индией было передано от Ост-Индской компании «индийскому офису» английского правительства. В самой Индии делами управлял вице-король, назначавшийся королевой. Произошла реформа армии. При губернаторах отдельных провинций были созданы совещательные органы из местного населения. В 1876 г. королева Виктория была провозглашена «императрицей Индии». В глазах местных князей она тем самым заняла место императора Великих Моголов, смещённого англичанами. Министр по делам Индии Р. Солсбери писал, что эта мера понравится индийской аристократии, «а её добрая воля и сотрудничество, если мы сумеем их заполучить, во всех случаях дадут нам возможность скрыть от глаз нашего собственного народа и, возможно, от взоров растущей образованной части народов Индии тот неприкрытый факт, что в Индии мы в действительности опираемся лишь на силу меча».

❓ Каковы причины восстания сипаев?

4. Как добиться независимости?

Английские власти действовали не только силой. В 1830-е гг. началось внедрение английской системы образования. В 1857 г. открылись три первых университета. Англичане хотели воспитать из местной элиты помощников по управлению Индией. Но вместе с английским образованием в Индию проникли многие европейские идеи, заставлявшие задуматься о положении страны.

Строя в Индии железные дороги и фабрики, англичане невольно способствовали её развитию. Росло количество представителей местной буржуазии и образованных кругов. Они начали выражать недовольство зависимостью своей страны. Распространение английского языка, которое задумывалось как средство для лучшего управления Индией, в долгосрочной перспективе также имело неприятный для колонизаторов эффект. Представители разных народностей, говорившие на многих диалектах, наконец-то получили в прямом и переносном смысле слова общий язык, что способствовало осознанию индийцами себя как единого народа. Не было забыто и восстание 1857 г. Индийцы почитали его героев, например «индийскую Жанну д’Арк» ─ княжну Лакшми Баи, руководившую сопротивлением англичанам в своём княжестве и павшую от их рук. Сохранившиеся в исторической памяти как «великое народное восстание», события 1857─1859 гг. способствовали сплочению индийцев в их борьбе против колонизаторов.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ.
Из речи историка Т. Маколея, чиновника английской администрации в Индии (1835)
…Нам, с нашими ограниченными средствами, невозможно пытаться образовывать саму народную массу. В настоящее время мы должны сделать всё возможное, чтобы сформировать класс, который мог бы служить посредником между нами и теми миллионами, которыми мы управляем, ─ класс людей, индийцев по крови и цвету кожи, но англичан по вкусам, взглядам, морали и складу ума. Этому классу мы могли бы предоставить облагораживание местных диалектов страны, обогащение этих диалектов научными терминами, заимствованными из западного лексикона, и постепенное превращение их в подходящие средства для передачи знаний огромным массам населения.

❓ ▲ 1. Выделите положительные и отрицательные стороны в обозначенных планах. Какими последствиями могла обернуться их реализация для экономики, культуры, традиций населявших Индию народов? 2. Какую пользу для себя могли видеть колонизаторы в появлении этого «класса» и распространении английской системы образования?

В 1885 г. возникла организация Индийский национальный конгресс (ИНК). Некоторые его участники выступали за сохранение связей с Англией при большей самостоятельности Индии и учёте её экономических интересов. К ним относился Д. Наороджи. Будучи одним из основателей и лидеров ИНК, он стал и первым индийцем ─ членом английского парламента. ИНК успешно боролся против очередной попытки английской администрации применить на практике принцип «Разделяй и властвуй» и разделить в 1905 г.

▲ Лакшми Баи (19 ноября 1835 г. ─ 17 июня 1858 г.) была королевой княжеского государства Джханси, расположенного в северо-центральной части Индии и управляемого маратхами. Героически сражалась против англичан во главе кавалерийского отряда, пала в бою.

Бенгалию на индусскую и мусульманскую части. Спустя некоторое время протест привёл к отмене этого решения. Постепенно в ИНК выделилось крыло во главе с Б. Тилаком, выступавшим за полную независимость Индии. Он предложил бойкотировать английские товары и в случае необходимости оказывать активное сопротивление. Вскоре Тилак оказался в тюрьме. В кампании за его освобождение принял участие классик индийской литературы Р. Тагор ─ первый писатель из Азии, получивший Нобелевскую премию (1913).

Б. Тилак. Почтовая марка. 19!56 г.
▲ Марка посвящена одному из юбилеев Б. Тилака. Определите, какому именно. Подумайте, почему ему посвятили марку именно в это время.

Подробнее. Что такое Лал Бал Пал? Это сокращённое обозначение трёх самых упорных противников англичан в Индии ─ Лала Рая, Бала Тилака и Бипина Пала. В ответ на попытку разделить Бенгалию они выступили организаторами движения свадеши («самодостаточность»), призывая бойкотировать английские товары и пользоваться только собственными индийскими. Символом движения, которое скоро приняло огромные масштабы, стала прялка. Создавалось множество обществ по производству кхади ─ традиционной грубой ткани из хлопка, ношение которой превращалось в демонстрацию патриотизма. Богатые индийцы жертвовали большие суммы на развитие домашнего производства, а доходы англичан от продажи текстиля ощутимо упали. Свадеши являлась частью движения ненасильственного сопротивления, целью которого был сварадж, т. е. автономия Индии. Все эти идеи получат дальнейшее развитие у Махатмы Ганди, одного из будущих лидеров ИНК.

Англичане силой и уступками стремились подавить движение за независимость. Однако ещё большей угрозой «жемчужине короны», как назвала Индию королева Виктория, они считали политику других европейских государств. Поэтому Англия старалась подчинить и соседние с Индией страны, чтобы, как стеной, огородить ими саму Индию. В число таких стран входил Афганистан, к границам которого англичане подошли ещё в 1840-е гг. после присоединения важных княжеств Синд и Пенджаб.

❓ Какие факторы способствовали появлению индийского национального движения?

5. Афганистан в XIX в.

Афганистан стал ещё одной ареной англо-русских противоречий. На протяжении веков он входил в состав различных государств Центральной Азии, но сохранял самобытность. Неплодородные плоскогорья Афганистана населяли воинственные кочевники, хотя в долинах было развито земледелие. Население Афганистана составляли множество народностей, среди которых преобладали пуштуны.

Очень большую роль играло мусульманское духовенство. В XIX в. Афганистан состоял из нескольких княжеств ─ Кабульского, Гератского, Кандагарского и др. Эмир Кабульского княжества Дост Мухаммад начал политику собирания разрозненных областей и в 1850─1860-х гг. подчинил Кандагар и Герат. Афганские воины были известны на Востоке своими высокими боевыми качествами, а сам Афганистан имел славу страны, никогда не покоряющейся захватчикам. Но и он не избежал участи полуколонии.

Преемник Дост Мухаммада Шер Али-хан продолжил присоединение новых территорий, проводил административные реформы, но столкнулся с сопротивлением англичан, стремившихся укрепиться в Афганистане как форпосте Индии перед лицом продвижения России в Средней Азии. Это привело к Англо-афганской войне 1878 г. Несмотря на ожесточённое сопротивление, афганцы не смогли противостоять огневой мощи современной армии. Фактически Афганистан лишился независимости, превратившись в протекторат Англии.

Афганец. Художник В. Верещагин. 1867–1868 гг.

Взаимные подозрения поощряли Англию и Россию на продвижение вперёд: Россия двигалась на юг, потому что опасалась приближения Англии к Средней Азии, а Англия стремилась на север, оберегая подступы к Индии. В итоге в 1907 г. было заключено англо-русское соглашение, разграничивающее сферы влияния России и Англии в Афганистане.

❓ Почему Англия и Россия стремились закрепить влияние в Афганистане?

Английский премьер-министр Б. Дизраэли говорит русскому казаку, что хочет установить новый пограничный столб «в видах гуманности и цивилизации, конечно». Русская карикатура. 8879 г.

❓ ▲ Подтверждает ли рисунок этот мотив? Несёт ли Англия «цивилизацию» Афганистану или преследует иные цели? Вспомните другие примеры, когда «цивилизация» использовалась в качестве оправдания применения силы.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Исходя из экономических и стратегических интересов и умело используя политику «разделяй и властвуй», Англия стала главной колонизаторской силой, подчинившей огромные территории от Индийского океана до Каспия и Гималаев.

Вопросы и задания на стр. 232

  1. В чём выражалась эксплуатация Индии?
  2. Каковы последствия восстания сипаев?
  3. Только ли отрицательные последствия имело господство англичан в Индии? Своё мнение обоснуйте.
  4. С какими целями англичане стремились в Афганистан?
  5. В чём причины движения свадеши?
  6. Подумайте о последствиях провозглашения королевы Виктории «императрицей Индии» для: а) Великобритании б) взаимоотношений Великобритании с европейскими странами в) Индии. Результаты оформите в таблицу.
  7. Т. Маколей заявлял, что «может быть, никогда не было народа, по природе и по привычкам более предназначенного к чужеземному игу, чем индийцы». Какова цель этого и подобных высказываний? Как вы считаете, верно и справедливо ли делить народы на господствующие и подчинённые?
  8. Подготовьте презентацию на тему «Лакшми Баи ─ индийская Жанна д’Арк». Почему она стала народной героиней и одним из символов борьбы за независимость?

Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности события: 1) восстание сипаев; 2) создание партии Индийский национальный конгресс; 3) попытка раздела Бенгалии; 4) ликвидация Ост-Индской компании; 5) провозглашение королевы Виктории «императрицей Индии».

Работаем с источником. Прочитайте комментарий художника В. Верещагина к картине «Подавление индийского восстания англичанами» и ответьте на вопросы.

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена. Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества. к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их. Всё это делалось, конечно, так, как принято у цивилизованных народов, без суеты.

❓ 1. О каком событии индийской истории идёт речь? 2. Как вы считаете, согласен ли художник с теми различиями, которые «современная цивилизация» (т. е. европейские страны) проводили между жестокостью турок и англичан, или осуждает их? 3. Действительно ли существуют «права победителя» или В. Верещагин иронизирует над мнимой цивилизованностью англичан?

Работаем с понятиями. Раскройте смысл понятия «каста». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 9 класса § 20. Индия и Афганистан: подчинение и борьба. . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 9 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней