Конспект по всеобщей истории 9 класс кратко параграф 23. Краткое содержание и пересказ § 23. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости по гос. учебнику автор Мединский Чубарьян + оффлайн-тест. Код материалов: Всеобщая история Конспект №23.
Конспект по § 23. Латинская Америка:
нелёгкий груз независимости
§ 23 кратко (малый конспект)
После обретения независимости в 1810-1826 гг. латиноамериканские государства столкнулись с политической нестабильностью, выражавшейся в частых военных переворотах, диктатурах и феномене каудильизма, несмотря на формально республиканское устройство и множество принимаемых конституций. Экономически страны региона попали в новую зависимость от западных держав, превратившись в поставщиков сырья и сельхозпродукции, что тормозило их промышленное развитие. США и европейские страны активно вмешивались в дела региона, используя «дипломатию канонерок» и вооруженные интервенции для защиты своих экономических интересов. Ярким примером такой политики стала Испано-американская война 1898 года, в результате которой США установили контроль над Кубой и другими бывшими испанскими колониями. Политика США в регионе, включая «политику большой дубинки» и поправку Рузвельта к доктрине Монро, была направлена на утверждение своего господства. Таким образом, груз независимости для Латинской Америки оказался нелёгким из-за внешнего давления и внутренних проблем.
Средний конспект по пунктам
1. Политическое развитие Латинской Америки на рубеже XIX─XX вв.
- В результате Войны за независимость 1810─1826 гг. возникли независимые государства, но политическая жизнь была нестабильной.
- Частые смены конституций (например, 11 конституций в Боливии между 1826 и 1880 гг.) и военные перевороты стали обычной практикой.
- Реальную власть определял каудильизм — борьба клановых группировок вокруг лидера-каудильо.
- В Мексике произошла буржуазно-демократическая революция 1910─1917 гг. против диктатуры П. Диаса. Важную роль сыграли крестьянские армии Э. Сапаты и Ф. Вильи.
- США активно вмешались в ход революции, начав интервенцию в Мексику в 1916 г.
2. Как избавиться от новой зависимости?
- Молодые государства попали в новую экономическую зависимость от стран Запада, став поставщиками сырья («банановые республики«, «кофейные республики«).
- Промышленный переворот начался лишь в 1870─1880-х гг., с большим отставанием от Европы и США.
- За обладание ресурсами велись войны, например, «селитряная» война на рубеже 1870─1880-х гг., где за спиной Чили стояла Англия.
- В сельском хозяйстве сохранялись латифундии и архаичные отношения, рабство в Бразилии отменили только в 1888 г.
3. «Дипломатия канонерок».
- Тактика Запада заключалась в обстрелах и блокадах побережья для получения уступок (например, интервенция Франции в Мексику с 1861 по 1867 г.).
- Основным поводом для вмешательства были долговые обязательства латиноамериканских стран.
- Министр иностранных дел Аргентины Л. Драго в 1902 г. выдвинул «доктрину Драго», призывавшую отказаться от интервенций для взимания долгов.
4. «Бедная Мексика! Так далеко от бога ─ так близко от США!»
- США проводили в регионе политику панамериканизма, а затем перешли к «политике большой дубинки».
- В 1904 г. была заявлена поправка Рузвельта к «доктрине Монро», дававшая США «право» на вооруженное вмешательство.
- Для контроля над будущим каналом США в 1903 г. организовали переворот и отделение Панамы от Колумбии.
- Объектами интервенций США также стали Гаити, Никарагуа и Доминиканская Республика.
5. «Блестящая маленькая война».
- Испано-американская война 1898 г. привела к потере Испанией Кубы, Филиппинских островов, Гуама и Пуэрто-Рико.
- Куба получила формальную независимость, но оказалась под полным контролем США.
Оффлайн тест для проверки знаний
Вопрос №1: Что такое «каудильизм» в политической жизни Латинской Америки XIX-XX вв.?
А) Система выборов на основе всеобщего избирательного права.
Б) Форма правления, при которой власть принадлежит совету старейшин.
В) Борьба клановых группировок вокруг лидера-каудильо за власть.
Г) Движение за предоставление равных прав коренному населению.
Вопрос №2: Какое событие произошло в Мексике в 1910-1917 годах?
А) Принятие первой конституции.
Б) Война за независимость от Испании.
В) Буржуазно-демократическая революция против диктатуры П. Диаса.
Г) Объединение с государствами Центральной Америки.
Вопрос №3: В каком году было окончательно отменено рабство в Бразилии?
А) 1826
Б) 1850
В) 1888
Г) 1910
Вопрос №4: Как называлась политика открытого вмешательства США в дела латиноамериканских государств, провозглашённая президентом Т. Рузвельтом?
А) «Дипломатия канонерок»
Б) «Политика большой дубинки»
В) «Доктрина Монро»
Г) «Доктрина Драго»
Вопрос №5: Что стало главным экономическим последствием интеграции Латинской Америки в мировой рынок?
А) Быстрая индустриализация региона.
Б) Превращение стран в поставщиков сырья и сельхозпродукции.
В) Создание общего экономического союза латиноамериканских государств.
Г) Полная экономическая самодостаточность.
Вопрос №6: Создание какого государства было организовано США в 1903 году для получения прав на строительство канала?
А) Республика Техас
Б) Республика Панама
В) Республика Куба
Г) Доминиканская Республика
Вопрос №7: Какая доктрина, выдвинутая министром иностранных дел Аргентины, призывала отказаться от вооружённой интервенции для взимания долгов?
А) Доктрина Монро
Б) Доктрина Драго
В) Поправка Рузвельта
Г) Доктрина «открытых дверей»
Вы смотрели: конспект по всеобщей истории к учебнику 9 класса §23. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. Краткое содержание темы учебника + Дополнительный материал. Код материалов: Всеобщая история Конспект №23.
Вернуться к Списку конспектов по всеобщей истории