Всеобщая история Конспект №23

Конспект по всеобщей истории 9 класс кратко параграф 23. Краткое содержание и пересказ § 23. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости по гос. учебнику автор Мединский Чубарьян + оффлайн-тест. Код материалов: Всеобщая история Конспект №23.

Вернуться к Списку конспектов

Конспект по § 23. Латинская Америка:
нелёгкий груз независимости

§ 23 кратко (малый конспект)

После обретения независимости в 1810-1826 гг. латиноамериканские государства столкнулись с политической нестабильностью, выражавшейся в частых военных переворотах, диктатурах и феномене каудильизма, несмотря на формально республиканское устройство и множество принимаемых конституций. Экономически страны региона попали в новую зависимость от западных держав, превратившись в поставщиков сырья и сельхозпродукции, что тормозило их промышленное развитие. США и европейские страны активно вмешивались в дела региона, используя «дипломатию канонерок» и вооруженные интервенции для защиты своих экономических интересов. Ярким примером такой политики стала Испано-американская война 1898 года, в результате которой США установили контроль над Кубой и другими бывшими испанскими колониями. Политика США в регионе, включая «политику большой дубинки» и поправку Рузвельта к доктрине Монро, была направлена на утверждение своего господства. Таким образом, груз независимости для Латинской Америки оказался нелёгким из-за внешнего давления и внутренних проблем.

 

Средний конспект по пунктам

1. Политическое развитие Латинской Америки на рубеже XIX─XX вв.

  • В результате Войны за независимость 1810─1826 гг. возникли независимые государства, но политическая жизнь была нестабильной.
  • Частые смены конституций (например, 11 конституций в Боливии между 1826 и 1880 гг.) и военные перевороты стали обычной практикой.
  • Реальную власть определял каудильизм — борьба клановых группировок вокруг лидера-каудильо.
  • В Мексике произошла буржуазно-демократическая революция 1910─1917 гг. против диктатуры П. Диаса. Важную роль сыграли крестьянские армии Э. Сапаты и Ф. Вильи.
  • США активно вмешались в ход революции, начав интервенцию в Мексику в 1916 г.

2. Как избавиться от новой зависимости?

  • Молодые государства попали в новую экономическую зависимость от стран Запада, став поставщиками сырья («банановые республики«, «кофейные республики«).
  • Промышленный переворот начался лишь в 1870─1880-х гг., с большим отставанием от Европы и США.
  • За обладание ресурсами велись войны, например, «селитряная» война на рубеже 1870─1880-х гг., где за спиной Чили стояла Англия.
  • В сельском хозяйстве сохранялись латифундии и архаичные отношения, рабство в Бразилии отменили только в 1888 г.

3. «Дипломатия канонерок».

  • Тактика Запада заключалась в обстрелах и блокадах побережья для получения уступок (например, интервенция Франции в Мексику с 1861 по 1867 г.).
  • Основным поводом для вмешательства были долговые обязательства латиноамериканских стран.
  • Министр иностранных дел Аргентины Л. Драго в 1902 г. выдвинул «доктрину Драго», призывавшую отказаться от интервенций для взимания долгов.

4. «Бедная Мексика! Так далеко от бога ─ так близко от США!»

  • США проводили в регионе политику панамериканизма, а затем перешли к «политике большой дубинки».
  • В 1904 г. была заявлена поправка Рузвельта к «доктрине Монро», дававшая США «право» на вооруженное вмешательство.
  • Для контроля над будущим каналом США в 1903 г. организовали переворот и отделение Панамы от Колумбии.
  • Объектами интервенций США также стали Гаити, Никарагуа и Доминиканская Республика.

5. «Блестящая маленькая война».

  • Испано-американская война 1898 г. привела к потере Испанией Кубы, Филиппинских островов, Гуама и Пуэрто-Рико.
  • Куба получила формальную независимость, но оказалась под полным контролем США.

 

Оффлайн тест для проверки знаний

Вопрос №1: Что такое «каудильизм» в политической жизни Латинской Америки XIX-XX вв.?
А) Система выборов на основе всеобщего избирательного права.
Б) Форма правления, при которой власть принадлежит совету старейшин.
В) Борьба клановых группировок вокруг лидера-каудильо за власть.
Г) Движение за предоставление равных прав коренному населению.

Скрытый текст
В. Борьба клановых группировок вокруг лидера-каудильо за власть.

Вопрос №2: Какое событие произошло в Мексике в 1910-1917 годах?
А) Принятие первой конституции.
Б) Война за независимость от Испании.
В) Буржуазно-демократическая революция против диктатуры П. Диаса.
Г) Объединение с государствами Центральной Америки.

Скрытый текст
В. Буржуазно-демократическая революция против диктатуры П. Диаса.

Вопрос №3: В каком году было окончательно отменено рабство в Бразилии?
А) 1826
Б) 1850
В) 1888
Г) 1910

Скрытый текст
В. 1888

Вопрос №4: Как называлась политика открытого вмешательства США в дела латиноамериканских государств, провозглашённая президентом Т. Рузвельтом?
А) «Дипломатия канонерок»
Б) «Политика большой дубинки»
В) «Доктрина Монро»
Г) «Доктрина Драго»

Скрытый текст
Б. «Политика большой дубинки»

Вопрос №5: Что стало главным экономическим последствием интеграции Латинской Америки в мировой рынок?
А) Быстрая индустриализация региона.
Б) Превращение стран в поставщиков сырья и сельхозпродукции.
В) Создание общего экономического союза латиноамериканских государств.
Г) Полная экономическая самодостаточность.

Скрытый текст
Б. Превращение стран в поставщиков сырья и сельхозпродукции.

Вопрос №6: Создание какого государства было организовано США в 1903 году для получения прав на строительство канала?
А) Республика Техас
Б) Республика Панама
В) Республика Куба
Г) Доминиканская Республика

Скрытый текст
Б. Республика Панама

Вопрос №7: Какая доктрина, выдвинутая министром иностранных дел Аргентины, призывала отказаться от вооружённой интервенции для взимания долгов?
А) Доктрина Монро
Б) Доктрина Драго
В) Поправка Рузвельта
Г) Доктрина «открытых дверей»

Скрытый текст
Б. Доктрина Драго

 


Вы смотрели: конспект по всеобщей истории к учебнику 9 класса §23. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. Краткое содержание темы учебника + Дополнительный материал. Код материалов: Всеобщая история Конспект №23.
Вернуться к Списку конспектов по всеобщей истории

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней