Фрагмент учебника по всеобщей истории 9 класс Мединский с 2023 года. §16-17. Наука и искусство во второй половине XIX века: от простого к сложному. Цитаты из пособия «Всеобщая История. История Нового времени. XIX — начало XX века. 9 класс/ Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Тырин С.В., Чиликин К.П.; под общ. ред. Мединского В.Р. 3-е издание – Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая История Учебник §16-17.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
§ 16-17. Наука и искусство во второй
половине XIX века: от простого к сложному
Однажды будущий основатель квантовой физики Макс Планк пришёл к своему учителю и крупному учёному Филиппу Жолли поделиться планами на будущее. Планк сказал, что намерен заняться теоретической физикой. Ответ ошеломил его: «Молодой человек, зачем вы хотите испортить себе жизнь, ведь теоретическая физика уже в основном закончена, остаётся рассмотреть лишь отдельные частные случаи… Стоит ли браться за такое бесперспективное дело?» Сейчас этот эпизод иногда попадается в рубрике «Научные анекдоты». Но тогда и учёные, и обыватели верили, что картина мира более-менее ясна. Причём речь идёт не только о физическом мире, но и о человеческом обществе. Оно тоже казалось таким понятным. Благодаря могуществу разума, освободившегося от всяких суеверий, человечество успешно развивается от жестокого прошлого к светлому будущему, к свободе и процветанию (это называлось прогрессом). Покорение сил природы и использование машин позволяли надеяться, что в будущем исчезнет нищета, а с ней и многие социальные пороки. Европа идёт в авангарде человечества, цивилизуя дикие народы и приобщая их к прогрессу. Начало XX столетия было встречено с большим энтузиазмом. Но в это же время мир оказался сложнее, чем о нём думали обыватели.
■ Какие открытия учёных и размышления философов изменили представления о мире, обществе и человеке?
✍ импрессионизм • модерн • натурализм • позитивизм • реализм • романтизм • эклектика •
⚠ Ч. Дарвин • Д. И. Менделеев • А. Эйнштейн • О. Конт « И. В. Гёте • В. Гюго • Л. ван Бетховен •
1. Какие успехи были достигнуты
в естествознании (стр.165-166)
🔔
1. Какие открытия в области биологии и химии можно назвать революционными?
2. Какой вклад в развитие физики внесли Д. Максвелл, А. Беккерель, М. Планк и А. Эйнштейн?
2. Как развивались гуманитарные науки (стр.166-167)
🔔
1. Что такое позитивизм?
2. В чём заключались разногласия между О. Контом и Э. Дюркгеймом?
3. Какие особенности проявились в развитии
художественной культуры XIX — начала XX в. (стр.167-170)
🔔 Какие направления сменяли друг друга в искусстве на протяжении XIX в.? Каковы их особенности?
Вопросы и задания (стр.170–171)
- Заполните в тетради таблицу.
Деятель науки | Открытие | Значение |
- Почему естественные науки (химия, физика, биология) так активно развивались на рубеже XIX—XX вв.?
- В чём новаторство работ Дарвина и почему споры вокруг его теории не утихают до сих пор? Как идеи Дарвина повлияли на другие науки и общественную жизнь? Можно ли применять теорию естественного отбора к человеческому обществу?
- Как открытия физиков повлияли на развитие других наук?
- С чем связано появление таких направлений в искусстве, как романтизм и реализм? Почему в конце XIX в. им на смену приходят модерн и импрессионизм?
- Как вы думаете, какие события в развитии стран Запада повлияли на развитие реализма в литературе?
- * Кто такой Т. Г. Гексли? Чем он прославился? За что он получил прозвище «бульдог Дарвина»?
- * Почему великое открытие Менделя не вызвало интереса у его современников, но в начале XX в. было востребовано?
- * Кто такой Ф. де Соссюр? Почему его нередко называют «отцом лингвистики XX в.»?
- * Почему идеи Ф. Ницше и 3. Фрейда оказали сильнейшее влияние на философию, литературу и искусство XX в.?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие открытия учёных и размышления философов изменили
представления о мире, обществе и человеке?
Вы смотрели: учебник по всеобщей истории 9 класс Морозов Мединский 2023. Код материалов: Всеобщая История Учебник §16–17. Наука и искусство во второй половине XIX века: от простого к сложному.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
(с) Цитаты из пособия «Всеобщая История. История Нового времени. XIX — начало XX века. 9 класс/ Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Тырин С.В., Чиликин К.П.; под общ. ред. Мединского В.Р. 3-е издание – Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.