Физика Перышкин Учебник §§56-59

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§56-59 (Радиоактивность. Модели атомов. Из истории открытия радиоактивности. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Радиоактивные превращения атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Экспериментальные методы исследования частиц). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

ГЛАВА 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР

§ 56. Радиоактивность. Модели атомов.

Вопросы на стр.277

  1. В чём заключалось открытие, сделанное Беккерелем в 1896 г.?
  2. Расскажите, как проводился опыт, схема которого изображена на рисунке 201. Что выяснилось в результате этого опыта?
  3. О чём свидетельствовало явление радиоактивности?
  4. Что представлял собой атом согласно модели, предложенной Томсоном?
  5. Используя рисунок 202, расскажите, как проводился опыт по рассеянию а–частиц.
  6. Какой вывод был сделан Резерфордом на основании того, что некоторые а–частицы при взаимодействии с фольгой рассеялись на большие углы?
  7. Что представляет собой атом согласно ядерной модели?
  • 1. Как вы думаете, почему модель атома Томсона иногда называют «пудинг с изюмом» ?
  • 2. Почему результаты опытов по рассеянию а–частиц находятся в противоречии с моделью Томсона? Что наблюдалось бы на опыте, если бы модель Томсона была верна?

Это любопытно…
Из истории открытия радиоактивности

Анри Беккерель помещал кристаллы соли урана на фотопластинку, завёрнутую плотной чёрной бумагой, и подвергал их в течение нескольких часов сильному воздействию солнечных лучей. После проявления фотопластинки на ней были обнаружены контуры кристаллов, прижатых к фотопластинке. Было очевидно, что урановая соль испускает какое–то излучение, проходящее через чёрную бумагу и засвечивающее фотопластинку. Беккерель думал, что излучение возникает под влиянием солнечных лучей. 26 и 27 февраля 1896 г. он подготовил опыт по наблюдению неизвестного излучения, испускаемого солями урана. Но этот день не был солнечным, и вся установка (на фотопластинке в рамке на чёрной ткани, прикрытой алюминиевой пластинкой, находился тонкий медный крест, над которым располагался препарат с двойным сульфатом калия и урана) была заперта в ящике стола. Проявив на всякий случай 1 марта эти пластинки, Беккерель неожиданно обнаружил на них весьма чёткий контур креста. Это означало, что соли урана самопроизвольно, без влияния внешних факторов, создают какое–то излучение.

Около двух лет Беккерель был единственным физиком, который занимался этими исследованиями. Позднее, в 1898 г., к нему присоединились супруги Мария Склодовская (1867–1934) и Пьер Кюри (1859–1906), а после открытия радия к концу столетия число исследователей резко возросло. Эксперименты Беккереля послужили отправной точкой для последующих исследований. Один из основных фактов, установленных учёным, был следующий: все соли урана, независимо от своего происхождения, испускают лучи одной и той же природы, интенсивность которых зависит только от количества урана, содержащегося в соли. Таким образом, эта способность оказывается атомным свойством, присущим элементу урану.
(По книге: М. Льоцци. История физики)

ЗАДАНИЕ 22
■ Используя Интернет, найдите имена нобелевских лауреатов, которым были присуждены премии за исследования в области радиоактивности. Расскажите об одном из них.


 

§ 57. Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров.

Вопросы на стр.280

  1. Сформулируйте постулаты Бора.
  2. Запишите уравнения для определения энергии и частоты излучённого фотона.
  3. Какое состояние атома называют основным; возбуждённым?
  4. Как объясняется совпадение линий в спектрах испускания и поглощения данного химического элемента?

 

§ 58. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Закон радиоактивного распада.

Вопросы на стр.284

  1. Что происходит с радиоактивными химическими элементами в результате а– и β–распада? Приведите примеры.
  2. Какая часть атома – ядро или электронная оболочка – претерпевает изменения при радиоактивном распаде? Почему вы так думаете?
  3. Чему равно массовое число; зарядовое число?
  4. На примере реакции а–распада радия объясните законы сохранения электрического заряда и массового числа.
  5. Какой вывод следовал из открытия, сделанного Резерфордом и Содди?
  6. Что такое радиоактивность?
  7. Что называют периодом полураспада? Что характеризует эта физическая величина?
  8. В чём состоит закон радиоактивного распада?

УПРАЖНЕНИЕ 46

  1. Определите массу (в а. е. м. с точностью до целых чисел) и заряд (в элементарных электрических зарядах) ядер атомов следующих химических элементов: углерода 126С; лития 63Li; кальция 4020Са.
  2. Сколько электронов содержится в атомах каждого из химических элементов, перечисленных в предыдущей задаче?
  3. Определите (с точностью до целых чисел), во сколько раз масса ядра атома лития 63Li больше массы ядра атома водорода 11Н.
  4. Для атома бериллия 94Be определите: а) массу ядра в а. е. м. (с точностью до целых чисел); б) заряд ядра в элементарных электрических зарядах; в) число электронов в атоме.
  5. Пользуясь законами сохранения массового числа и электрического заряда, определите массовое число и заряд ядра химического элемента X, образующегося в результате следующей реакции β–распада:
    146С –> Х+ –10е,
    где –10е – β–частица (электрон).
    Найдите этот элемент в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Как его называют?
  6. Какой процент атомов радиоактивного вещества останется через 6 су ток, если период его полураспада равен 2 суткам?

 

§ 59. Экспериментальные методы
исследования частиц.

Вопросы на стр.288

  1. По рисунку 205 расскажите об устройстве и принципе действия счётчика Гейгера.
  2. Для регистрации каких частиц применяется счётчик Гейгера?
  3. По рисунку 206 расскажите об устройстве и принципе действия камеры Вильсона.
  4. Какие характеристики частиц можно определить с помощью камеры Вильсона, помещённой в магнитное поле?
  5. В чём преимущество пузырьковой камеры перед камерой Вильсона? Чем отличаются эти приборы?
  • Известно, что Резерфорд использовал счётчик своего ученика Гейгера для определения заряда а-частицы. Предложите вариант такого эксперимента.

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§56-59 онлайн читать. Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней