География Алексеев Учебник §10

Учебник по географии для 9 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник §10 «Машиностроительный комплекс». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 9 класс (Климанова, Алексеев) § 10.

<< § 9   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 11 >>

§ 10. Машиностроительный комплекс

  • Может ли продукция российского машиностроения конкурировать с зарубежной?

■ Каковы роль и место машиностроения в жизни страны?

Машиностроение не просто обеспечивает все отрасли своей продукцией, от него в решающей степени зависит и общий уровень развития страны: насколько эффективным и качественным оборудованием обеспечены все сферы хозяйства.

Значение машин в военном деле также трудно переоценить. Ещё в 1930-е гг. было ясно, что будущая война станет «войной моторов». Сконструированные отечественными конструкторами, сделанные на наших заводах танки, самолёты, знаменитые реактивные миномёты «катюши» и многие другие виды военной техники превосходили по качеству немецкую и помогли нашей армии выиграть Великую Отечественную войну.

Но, конечно, не только военной техникой известно российское машиностроение. Первая в мире атомная электростанция, первый атомный ледокол, первый искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль, первый «луноход» – передвигающийся по поверхности Луны исследовательский аппарат, управляемый с Земли, и многие другие изделия подтверждают, что российская промышленность может выпускать машины самого высокого качества.

■ От чего зависит размещение машиностроительных предприятий?

Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку заводы не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам. Машиностроительные заводы обычно размещаются в тех городах, где есть квалифицированные кадры рабочих и инженеров и где налажены достаточно удобные связи с другими городами и предприятиями-смежниками – поставщиками деталей, а также с потребителями продукции.

Правда, металлоёмкое машиностроение, как правило, тяготеет к металлургическим базам и одновременно к потребителям продукции (например, производство машин для металлургии и добывающей промышленности сконцентрировано на Урале, в Кузбассе), а точное наукоёмкое машиностроение – к крупным городам с их научным и конструкторским потенциалом и с учебными заведениями высокого уровня.

В машиностроении выделяют заводы разного типа. Одни делают детали и узлы из конструкционных материалов1 (чугуна, стали, сплавов, металлокерамики, пластмасс, стеклопластиков, резины и др.), другие собирают готовую продукцию – машины и оборудование (рис. 31). Конструкционные материалы – материалы, предназначенные для изготовления каких-либо готовых изделий или сооружений.

С этим связана главная особенность отрасли – наличие широких производственных связей у большинства машиностроительных заводов. Чтобы сделать любую машину, нужно много разных деталей. Например, автомобильные заводы имеют сотни предприятий-смежников, поставляющих им детали и узлы для автомобиля. Производственные связи между предприятиями, совместно изготавливающими определённую продукцию, называют промышленным кооперированием.

Перечень изделий, выпускаемых машиностроительными предприятиями, огромен – это десятки тысяч наименований. Поэтому машиностроительные заводы специализируются на выпуске отдельных деталей, узлов (подетальная специализация) и готовых изделий (предметная специализация). Именно в машиностроении более всего развиты специализация и кооперирование.

■ Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?

В России изначально создавались очень крупные машиностроительные заводы, с которыми тесно связана история развития хозяйства страны. Эти заводы были и продолжают оставаться нашей национальной гордостью. Приведём только два примера.

В середине XIX в. недалеко от слияния двух главных судоходных рек Центральной России – Волги и Оки – была основана Нижегородская машинная фабрика (современный завод «Красное Сормово»), начавшая выпуск пароходов, а затем паровозов, вагонов, металлоконструкций для мостов, дизельных двигателей, артиллерийских орудий и снарядов и многого другого. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал легендарные танки Т-34 (лучший танк времён Второй мировой войны), а в послевоенные годы – суда на подводных крыльях и на воздушной подушке и атомные подводные лодки.

Другой знаменитый завод – Путиловский (ныне Кировский) в Санкт-Петербурге (рис. 32). В 1868 г. русский инженер и предприниматель Н. И. Путилов купил казённый чугунолитейный завод и организовал на нём производство рельсов, а затем выпуск паровозов, вагонов, судов и артиллерийских орудий. В советский период завод осваивал производство новых сложных изделий (турбин, кранов, тракторов, танков и т. д.), многие из которых затем начинали выпускать и другие заводы.

В этом проявилась очень важная роль подобных заводов – флагманов всей отечественной промышленности: они первыми в стране осваивают выпуск новой продукции, приспосабливают её для российских условий, а затем передают для массового производства на другие заводы. А ведь процесс распространения нововведений (инноваций) – главное, чем определяется развитие хозяйства любой страны.

Металлоёмкое машиностроение (металлургическое, горно-шахтное, энергетическое оборудование) исторически тяготело к металлургическим базам. В России самый крупный район такой специализации сложился на Урале, где находились также и крупные потребители этой продукции. Одним из крупнейших заводов остаётся «Уралмашзавод» в Екатеринбурге, выпускающий оборудование для металлургии, горнодобывающей промышленности, буровое оборудование и др.

Другой район тяжёлого машиностроения – Санкт-Петербург. Здешний Ижорский завод долгое время был единственным в России, выпускающим реакторы и другое оборудование для атомных электростанций (построенный для этого же завод «Атоммаш» в городе Волгодонске Ростовской области после аварии на Чернобыльской АЭС прекратил работу и только в 2015 г. изготовил первый реактор). Кроме того, в Санкт-Петербурге на заводе «Электросила» производят основную часть турбин и генераторов для российских электростанций.

Центром судостроения со времён Петра I также является Санкт-Петербург; вспомним, что до сих пор архитектурным центром города и его символом является здание Адмиралтейства, первоначально бывшее корабельной верфью. На нескольких судостроительных заводах города выпускаются разнообразные суда, в том числе военные. А на Севере новым центром судостроения стал расположенный рядом с Архангельском город Северодвинск, выпускающий подводные лодки. Как известно, центр речного судостроения – Нижний Новгород (завод «Красное Сормово») и его окрестности.

Железнодорожное машиностроение (производство паровозов и вагонов) начало складываться там, где велось и наиболее интенсивное железнодорожное строительство, – в Центральном районе. Так, при пересечении железными дорогами широкой долины реки Оки возникли мастерские по изготовлению металлоконструкций в Коломне (Московская область) и Муроме (Владимирская область). После окончания строительства мостов в этих мастерских стали ремонтировать вагоны и паровозы, затем собирать паровозы из импортных деталей и, наконец, начали собственное производство паровозов. Сейчас на этих заводах производятся тепловозы различного назначения. Кроме того, производство тепловозов имеется в городах Калуга и Людиново Брянской области. Электровозы производятся в городах Новочеркасске Ростовской области и в Верхней Пышме в Свердловской. Пассажирские вагоны для поездов дальнего следования – в Твери, для пригородных поездов – в Торжке Тверской области и Демихово (пригород города Орехово-Зуево Московской области).

Тракторостроение формировалось в 1930-х гг. в степной зоне (там, где большая потребность в тракторах) и недалеко от металлургических баз. Поэтому первые три тракторных завода в СССР были построены в Харькове (на Украине), Сталинграде (ныне Волгоград) и Челябинске. Специальные трактора для лесозаготовок выпускают в Петрозаводске, для промышленности и строительства – в Чебоксарах. В настоящее время большинство тракторов собирается в России из комплектующих Минского тракторного завода и других зарубежных марок.

Сельскохозяйственное машиностроение традиционно тяготеет к районам потребления. Зерноуборочные комбайны выпускаются в основном на заводе «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону.

Рис. 33. Основные центры автомобилестроения

  • 1. Назовите основные районы, выделяющиеся производством автомобилей.
    2. Как вы считаете, почему автомобилестроение не представлено на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке?

География автомобилестроения сильно изменилась за постсоветский период. Легковые автомобили в СССР производили в Тольятти (самый крупный завод – около 700 тыс. машин в год), Москве, Ульяновске, Нижнем Новгороде и Ижевске. Кроме того, было создано довольно много заводов по сборке автомобилей из импортных деталей: в городе Таганроге Ростовской области, Всеволожске Ленинградской области, Санкт-Петербурге, Калуге, Калининграде (рис. 33). В Москве рядом с корпусами старого автозавода АЗЛК построены новые здания завода компании «Renault Россия», собирающего автомобили «Рено». Легковых автомобилей сейчас выпускают гораздо больше, чем в советский период. Выпуск грузовых автомобилей, наоборот, сократился. Крупнейшие заводы сегодня расположены в Набережных Челнах (Татарстан), Нижнем Новгороде и Миассе (Челябинская область).

ВЫВОДЫ:
Машиностроение (его состав, уровень развития, доля в экспорте и т. д.) характеризует состояние экономики страны. Поэтому не случайно данную отрасль называют «сердцевиной» хозяйства. Машиностроение, как ведущая отрасль промышленности России, тесно связано с военно-промышленным комплексом. На современном этапе машиностроению приходится решать много сложных задач, среди которых можно назвать развитие наукоёмкого производства, выпуск качественных потребительских товаров, подготовку и сохранение квалифицированных кадров, установление новых хозяйственных взаимосвязей.

Ключевые слова и выражения: Конструкционные материалы • Подетальная специализация • Предметная специализация • Кооперирование • Наукоёмкое, трудоёмкое и металлоёмкое машиностроение

Вопросы и задания на стр.67

  1. Объясните значение новых терминов, с которыми вы познакомились в тексте.
  2. Составьте схему основных межотраслевых связей в машиностроении. Как вы думаете, машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?
  3. Сравните Россию с другими странами по производству автомобилей, используя дополнительные источники информации. Какие отечественные и зарубежные автомобилестроительные фирмы вы знаете?
  4. Считаете ли вы, что уровень развития машиностроения определяет уровень развития страны?

Исследовательская работа
Проанализируйте продукцию машиностроения у себя дома. Где она произведена? Найдите на карте её «родину». Оцените качество продукции. Какие из этих предметов не знали ваши родители в юности?

 


Вы смотрели: Учебник по географии для 9 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник §10. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 9   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 11 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней