Параграф 24. Молодёжь и её роль в общественной жизни. Учебник по обществознанию 9 класс УМК Боголюбов Л.Н. и др (с 2023 года). Глава 4 Человек в современном изменяющемся мире. Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Обществознание Боголюбов Учебник §24.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
24. МОЛОДЁЖЬ И ЕЁ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ЗАДУМАЕМСЯ
Как может молодёжь влиять на формирование культуры? Какую активность может проявить молодёжь в обществе?
ВСПОМНИМ
По каким признакам выделяются социальные группы? Каким образом достижения культуры передаются молодому поколению? Как влияет духовная культура на формирование личности?
Изучив параграф, вы узнаете:
- Что влияет на культуру и поведение молодёжи
- Каковы характерные черты молодёжной субкультуры
- Почему волонтёрство становится всё более популярным среди молодёжи
Место молодёжи в обществе
Молодёжь является отдельной демографической группой в социальной структуре общества. Быть молодым — значит не только иметь определённый возраст, но и обладать особым социальным положением, интересами и ценностями. В молодости формируется активная жизненная позиция, стиль жизни и поведение. Молодость — период, когда у человека формируется готовность к труду и созданию семьи.
Изучением молодёжи, её потребностей и ценностей, интересов и особенностей социальной жизни занимается множество учёных. Некоторые исследователи считают, что такая социальная группа существовала всегда. Сторонники другой точки зрения полагают, что молодёжь до недавнего времени не выделялась обществом в качестве отдельной социальной группы. Почему же так происходило?
Если вспомнить историческое прошлое, то можно отметить, что в 12—14 лет человек начинал работать наравне со старшими и рано заводил семью. Из детства он сразу переходил во взрослую жизнь. Связано это было с высокой рождаемостью, невысокой продолжительностью жизни и ранней вовлечённостью в трудовой процесс. И только с развитием индустриального, а затем и постиндустриального общества стали выделять молодость как особый период жизни людей. На этом историческом этапе происходит усложнение трудовых навыков и знаний, для обучения требуется больше времени. Таким образом, увеличивается и период между детством и переходом во взрослую жизнь.
Взгляды на возрастные границы молодёжи тоже разнообразны. Некоторые современные социологи относят к молодёжи людей от 16 до 20 лет, а другие считают молодыми людей 35 лет. Российское законодательство установило возраст молодёжи от 14 до 35 лет.
РАССМОТРИМ СХЕМУ
Какие ещё социальные роли молодёжи вы можете назвать?
Если посмотреть на мир молодёжи под углом зрения традиционной культуры, то становится очевидным существование иного типа культуры, преобладающего в молодёжных кругах. Представители этой группы, выделяющейся из молодёжной среды, заявляют свою жизненную позицию и свою индивидуальность через особый стиль жизни и манеры поведения.
Культуру специфичных социальных групп, имеющих собственные интересы, обычаи, ценности и способы самовыражения, называют субкультурой. Своя культура и свой духовный мир присущ каждому поколению и социальной группе.
Молодёжная культура — явление неоднородное, в ней проявляются половые, этнические, социальные различия. Юноши, как правило, ориентированы на профессиональный и финансовый успех, для девушек обычно большее значение имеют межличностные отношения и общение. Внутри молодёжной культуры выделяются направления и течения.
Молодёжная культура представляет собой постоянно изменяющееся явление. Важнейшая особенность молодости связана с социальной активностью, направленной на освоение общепринятых духовных ценностей, выстраивание отношений с окружающими, планирование своего будущего.
Важной чертой молодёжной культуры выступает осознание себя как индивидуальности, со своими особенностями и неповторимостью. Вместе с тем возникает потребность рассматривать себя как часть социальной группы. Желание примкнуть к той или иной группе или молодёжному движению связано с потребностью общения и возможностью заявить о своих интересах. Юношескому возрасту свойственно стремление объединяться в неформальные группы, которые не возглавляются взрослыми и не зарегистрированы официально как общественные молодёжные организации.
Для неформальных молодёжных групп характерно соединение единообразия и непохожести. Единообразие выражается в общих интересах и увлечениях (музыкой, спортом, танцами). Вместе с тем участники этих сообществ стремятся выделиться модной атрибутикой, уровнем профессионализма и оригинальностью.
В настоящее время в молодёжной культуре существует множество групп и направлений. Если изначально эти сообщества были закрытыми и неохотно принимали в свои ряды участников со стороны, то теперь наблюдается размывание границ субкультур. Участники одной субкультуры могут быть одновременно участниками нескольких других направлений. Так, например, юноши могут быть и геймерами и увлекаться хип-хопом одновременно.
Музыкальные и танцевальные направления молодёжной субкультуры часто называют музыкой и танцами улиц (хип-хоп, брейк-данс, рэп). Содержание песен варьируется от лёгких и непринуждённых тем до острых социальных проблем. Представители этой субкультуры часто увлекаются созданием граффити — разрисовыванием стен красками из баллончиков. Следуя этой молодёжной моде и для предотвращения запрещённого законом вандализма (например, порчи фасадов зданий), во многих городах России проводятся официальные соревнования по созданию граффити. Участникам выдаются баллончики краски для работы, победители таких соревнований получают денежные призы.
Геймеры — игроки в видеоигры — появились довольно давно. Изначально геймерами называли игроков в локальные электронные игры или сюжетноролевые и военные игры. Геймеры вошли в список молодёжных субкультур в 2013 г., после официального признания киберспорта соревнованиями по электронному спорту в виртуальном пространстве. В России существует множество игровых сообществ, веб-форумов и виртуальных сообществ онлайн-игр.
Спортивные направления молодёжных культур представлены различными видами экстремальных видов спорта, заключающихся в катании и исполнении различных трюков на скейтбордах, сноубордах и мотоциклах.
Среди направлений молодёжной культуры встречаются и такие, которые нарушают общественный порядок и законность. Футбольные хулиганы рассматривают свои действия во время футбольных матчей, до и после них как проявление собственной субкультуры. Забывая о юридической ответственности, они устраивают погромы остановок общественного транспорта и драки с представителями других футбольных клубов. Конечно, такое поведение не имеет ничего общего со спортом и поведением спортивных болельщиков. Представители такого «околофутбола» довольно часто несут юридическую ответственность (вплоть до уголовной) за свои правонарушения.
Практически на все эти субкультуры оказывает влияние Интернет, который служит не только средством коммуникации, но и источником зарождения новых субкультур.
В целом общими чертами направлений, составляющих молодёжную культуру, можно считать досуговую направленность на развлечения, участие в деятельности неформальных групп, значительное влияние интернет-культуры (компьютерных игр, социальных сетей), слабо выраженную индивидуальность участников субкультуры.
Молодость как время новых возможностей
Что отличает молодых людей от других возрастных групп? Период молодости характеризуется большей самостоятельностью. Молодёжь — наиболее перспективная группа в плане осуществления профессиональной карьеры.
РАССМОТРИМ ДИАГРАММУ
Фонд «Общественное мнение» провёл опрос молодых граждан. Им был задан вопрос: «Одни считают, что лучше выбирать ту профессию, которая нравится, даже если за неё платят немного. Другие считают, что лучше выбирать ту профессию, которая обеспечивает достойный доход, даже если она не очень нравится. Какая точка зрения вам ближе?» Ответы респондентов распределились следующим образом.
- Какое мнение высказали большинство опрошенных? Предположите, с чем связана их позиция. Как ответили бы вы?
От социального и имущественного положения семей зачастую зависят возможности для получения высшего или среднего профессионального образования. При этом надо иметь в виду, что государство предоставляет возможность получения высшего образования за счёт бюджетных средств на конкурсной основе.
Во многом дальнейшую учебную и профессиональную деятельность определяют и природные данные самого молодого человека. Однако способности необходимо развивать. Для реализации любых способностей и достижения высоких результатов в учёбе нужны прежде всего старательность и кропотливый ежедневный труд. Об этом правиле важно помнить не только в учёбе или творчестве, но и в любой трудовой деятельности. Ведь в современном мире требуются специалисты с высокой социальной активностью, настойчивостью и целеустремлённостью.
Современная молодёжь интересуется политикой, она имеет общее представление о социально-экономическом и культурном развитии своей страны. Многие юноши и девушки активно участвуют в мероприятиях военно-патриотических организаций. Во многом переход от детства к зрелости связан с готовностью к вызовам времени и ответственностью за свою жизнь и жизнь своих близких.
Самостоятельно организованный досуг и развлечения молодёжи связаны чаще всего с пассивным отдыхом, например просмотром лент социальных сетей и коротких видео, сетевыми многопользовательскими играми, перепиской и просмотром фильмов в Интернете. Распространёнными формами активного и познавательного отдыха традиционно являются занятия спортом, посещение секций и кружков. Самыми популярными видами такого досуга являются футбол, баскетбол, плавание, современные и классические танцы и единоборства.
РАССМОТРИМ ДИАГРАММУ
ВЦИОМ провёл опрос по теме «Какие качества, на ваш взгляд, в наибольшей степени присущи современной российской молодёжи?» На диаграмме представлены варианты ответов, набравшие более 50%.
- Проанализируйте данные и назовите тенденции в поведении молодёжи.
Своё представление о взрослой жизни молодые люди чаще всего связывают с получением паспорта, окончанием школы, созданием семьи, получением постоянной работы и достойной заработной платы. Вместе с прежними социальными ролями (сын/дочь, внук/внучка, друг/подруга, учащийся/учащаяся, брат/сестра и др.) у молодых людей могут появляться и новые.
Волонтёрское движение
В 2018 г. в России проходил чемпионат мира по футболу. Множество иностранных гостей посетили Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и др. Для того чтобы всем было удобно и комфортно передвигаться, посещать матчи, понадобилось большое количество добровольцев, или волонтёров. Многие добровольные помощники были молодыми людьми. Суть волонтёрства состоит в его добровольной основе. Волонтёры участвуют в общественно полезных акциях и таким образом становятся социально активными людьми и реализуют свои планы и мечты.
ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
В 2019 г. Иркутская область пострадала от сильного наводнения. Помощь пострадавшим оказывали подростки-волонтёры. Вот что отметила одна из участниц тех событий: «Добровольчеством я начала заниматься с 15 лет. Когда наша команда узнала о ситуации в Тулуне, мы точно решили, что поедем. Я кинула клич по соцсетям и ждала, когда будут звонки. Было большой неожиданностью, что откликнулись подростки. Одна девочка вместо отдыха на море вместе с родителями выбрала волонтёрство. Собрали команду из семи подростков и четырёх взрослых людей. Мы не знали, куда едем, в какой район, какие работы будут».
- Как этот пример характеризует гражданскую позицию подростков?
Волонтёрское движение начинается в школе. Что нужно для того, чтобы стать его участником? Предпринять несколько простых шагов, которые показаны на схеме.
РАССМОТРИМ СХЕМУ
Как вы думаете, какие шаги будут достаточно лёгкими, а какие могут вызвать затруднения?
В каких направлениях волонтёрского движения могут участвовать российские школьники?
ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
Включаясь в добровольческую деятельность, вы сможете:
- оказывать помощь социально незащищённым группам населения, формировать ценности доброты и милосердия;
- участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т. д.;
- стать волонтёром спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней;
- стать организатором всероссийских профилактических акций, участвовать в работе школьных отрядов здорового образа жизни (ЗОЖ), стать частью Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики».
Можно присоединиться к движению «Волонтёры Победы» и вместе с его участниками помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, стать волонтёром мероприятий, приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Вы можете присоединиться ко Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», предложить свой маршрут или пройти по маршрутам истории, культуры и природы нашей Родины.
Присоединившись к проекту «Экология», вы будете участвовать в природоохранной деятельности, в организации экологических мероприятий, акций и конкурсов, проведении научных исследований и реализации социальных проектов. Вклад каждого добровольца в улучшение экологии родного края и сохранение природных ресурсов очень важен. (По материалам сайта Российского движения школьников http://gotourl.ru/11002.)
- С опорой на текст назовите направления волонтёрской деятельности. Какие возможности для самореализации создают эти направления?
Внимание к волонтёрскому движению со стороны различных общественных сил и государственной власти значительно возросло. В конституционных полномочиях правительства России стоит задача по поддержке волонтёрского движения. Не нужно забывать о том, что волонтёры не заинтересованы в вознаграждении за свой труд, они осмысленно делают выбор в пользу добровольной помощи и осознают свою социальную ответственность.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Важнейшая особенность молодости связана с её социальной активностью, направленной на освоение общепринятых духовных ценностей, выстраиванием отношений с окружающими, планированием своего будущего — образовательной и профессиональной деятельности. Молодёжи свойственно реализовывать себя в принадлежности к субкультурам.
Молодость как время новых возможностей связана с взрослением человека, изменением его интересов и становлением его как личности. Важной чертой молодёжной культуры выступает осознание себя как индивидуальности, со своими особенностями и неповторимостью. Вместе с тем возникает и осознание себя как части социальной группы.
Волонтёрское движение объединяет взрослых и детей. Молодёжь может присоединиться к множеству добровольческих организаций как на всероссийском, так и на региональном уровне. Принимая активное участие в волонтёрских проектах, молодёжь приобретает ценные умения: работать в команде, принимать креативные решения, помогать тем, кто нуждается в помощи. Они нужны молодым людям в будущей профессии, семье.
Проверяем наши знания и умения (стр.178)
- Дайте характеристику молодёжи как особой социальной группы.
- Согласны ли вы с выражением «молодость — время возможностей»? Свой ответ поясните.
- Приведите примеры молодёжных субкультур.
- Какие внешние и внутренние факторы оказывают влияние на молодёжную культуру?
- Что характеризует волонтёрские движения?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ
- «Молодёжь счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. В. Гоголь). Как вы понимаете смысл этого высказывания? Проиллюстрируйте его примерами из текста параграфа и вашего личного опыта.
- Подумайте, по каким признакам можно объединить различные молодёжные субкультуры. От чего, по вашему мнению, зависит выбор субкультуры? Объясните свою позицию.
- Как вы понимаете фразу «Молодые гоняются за тем, что желают приобрести, а старики привязываются к тому, что боятся потерять»?
- Найдите информацию о деятельности общественных молодёжных организаций, об их социальных проектах и практической работе. Какие сферы они охватывают? Что нужно сделать, чтобы участвовать в таких проектах на территории вашего региона?
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполните проектную работу по теме «Молодёжь сегодня и завтра». Проведите исследование среди ваших друзей, одноклассников. Примерные вопросы: как вы проводите свободное время с друзьями; какие вопросы вы обсуждаете с ними; в каких делах участвуете?
Вы смотрели: Учебник по обществознанию для 9 класса УМК Боголюбов Л.Н. и др. Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Обществознание Боголюбов Учебник §24.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.