Читать государственный учебник по всеобщей истории 9 класс (Мединский Чубарьян) с 2025 года: Введение (стр. 3-4). Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история Госучебник
ВВЕДЕНИЕ
XIX ─ начало ХХ века ─ время огромных перемен в истории человечества. Появление больших городов, электрического освещения, телефона, метро, автомобилей ─ именно тогда мир приобретал сегодняшний, привычный нам внешний облик. Но за внешними переменами скрывалось нечто очень глубокое. На XIX столетие пришёлся решающий период модернизации ─ перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Иными словами, менялся сам характер исторического развития. Многие тысячелетия человеческое общество носило традиционный характер: каждое новое поколение воспроизводило традиции и образ жизни своих предков, изменения происходили очень медленно. Теперь настало время быстрых перемен.
Процесс модернизации шёл неравномерно. Сначала он коснулся стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия), затем ─ государств так называемого «молодого капитализма» (США, Германия, Италия, Австрия, Россия). Впоследствии этот процесс охватил Южную Европу (Испания, Португалия), Балканские страны, Латинскую Америку. Важно отметить, что возник своеобразный модернизационный отрыв Европы и Северной Америки от остального мира, что позволило ведущим странам этих регионов утверждать своё превосходство. Исключение составляла Япония ─ единственное государство из всех стран Азии и Африки, которое также полноценно включилось в процесс модернизации.
Несмотря на то, что этот процесс охватил весь XIX век, в его ходе явственно выделяются два этапа. Первый продолжался примерно до середины столетия, и его можно назвать «революционной эпохой»: именно тогда началось распространение промышленной революции за пределы Англии, а одним из главных способов добиться политических перемен были революции.
Специфика же периода с середины XIX в. до начала Первой мировой войны во многом заключается в том, что промышленный переворот в ведущих странах к этому времени уже завершился, принеся огромные перемены. Основой экономики становилась промышленность; появлялись новые и уходили в прошлое старые общественные группы; государство переходило к активной социальной политике. Так называемая вторая промышленная революция, революция химии, стали и электричества, развернувшаяся в последние десятилетия века, привела к использованию новых материалов и источников энергии, новой организации производства, иным масштабам и качеству технических нововведений, основанных на систематическом применении достижений науки.
О событиях этого времени современному человеку известно гораздо больше по сравнению с любой предшествующей эпохой. До нас дошло множество исторических источников, из которых учёные черпают знания о прошлом. Дело не только в том, что этот период ближе к нам, и, соответственно, источники сохранились лучше. Принципиально изменилось их количество и качество. Большими тиражами печатались газеты и журналы ─ своеобразное зеркало эпохи. Сохранились многочисленные парламентские материалы, протоколы съездов различных партий и т. д. Рост в последних десятилетиях XIX в. количества грамотных, ставший в том числе следствием перехода школ под контроль государства, привёл к тому, что достоянием историков стали письменные источники, свидетельства простых людей.
Технический прогресс породил и качественно новые виды источников. Фотографии позволяют нам увидеть подлинный облик ушедшей эпохи, фонограф ─ услышать её голос, а кино даже взглянуть на неё в движении. Можно сказать, что модернизация принципиально изменила не только саму эпоху, но и наши знания о ней.
Обо всём этом вы узнаете из нашего учебника.
В учебнике четыре главы, разделённые на параграфы. Под значком [?] вы увидите главный вопрос главы, в поисках ответа на который вам помогут иллюстративный материал и высказывания исторических деятелей. В начале каждого параграфа вам предлагается главный вопрос урока (?), нацеленный на выявление и понимание его содержания. На необходимые основные понятия обращает ваше внимание значок (_), а информация об исторических личностях сопровождается значком (_).
Но изучая новое, важно постоянно закреплять пройденное. В этом вам помогут вопросы после каждого пункта параграфа, обозначенные значком •. Даты, отмеченные значком (о), позволят синхронизировать события всеобщей и отечественной истории, а вопросы и задания со значком [_] ─ понять их взаимосвязи. Подведение итогов параграфа сопровождается значком (v).
Рубрика «Вопросы и задания» ориентирует на работу с полученной информацией: её упорядочивание, пересказ, составление планов, схем, таблиц. Большое значение имеет работа с картами и иллюстрациями, поэтому в учебнике есть отдельная рубрика, отмеченная значком ▲. Вопросы и задания к иллюстрациям акцентируют ваше внимание на рассмотрении деталей, сопоставлении изображений и позволяют делать собственные выводы. Во многие параграфы включены отрывки из документов. Отвечая на вопросы к каждому из них, вы лучше уясните его суть. После каждого параграфа вам будут предложены задания на знание хронологии (Х), работу с историческими источниками (≡) и понятиями (А-Я).
Завершая изучение главы, мы кратко подводим итоги и делаем выводы. В конце каждой главы вы найдёте обобщающие вопросы и задания. Вам также предстоит провести собственные исследования: размышления над проблемами, написание эссе, подготовка проектов. Выполнение многих заданий потребует обращения к дополнительным источникам информации. Рубрика «Готовимся к аттестации» предложит вам задания, содержание и формат которых ориентированы на подготовку к ОГЭ.
В конце учебника имеется словарь основных исторических терминов, перечень дат важнейших событий, а также список интернет-ресурсов.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 9 класса: Введение. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.