Биология 9 класс. Конспекты по учебнику.
11. ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ. МИТОЗ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.
ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов
11. ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ.
БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ. МИТОЗ
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Размножение — это всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в самовоспроизведении, т. е. в способности воспроизводить себе подобных. Это свойство является необходимым условием существования жизни на Земле.
Бесполое размножение. Древнейшей формой размножения на нашей планете является бесполое размножение. При таком способе размножения все потомки имеют генетический аппарат, идентичный родительскому. Различают следующие виды бесполого размножения.
Размножение делением. Одним из самых распространённых способов бесполого размножения является деление, например у прокариотических организмов. При этом сначала удваивается единственная кольцевая хромосома, затем между двумя дочерними хромосомами возникает перегородка, и клетка делится надвое.
Подобным образом размножаются многие одноклеточные эукариоты — водоросли (хламидомонада, эвглена зелёная) и простейшие (амёба), но у этих организмов процесс деления происходит несколько сложнее и будет рассмотрен далее.
Размножение спорами. Споры — это специализированные клетки грибов и растений (не путать со спорами бактерий), служащие для размножения и расселения.
Вегетативное размножение. Часто при бесполом размножении многоклеточных организмов потомство развивается из группы родительских клеток. Такой способ бесполого размножения называют вегетативным. Различают несколько способов вегетативного размножения. Первый из них характерен для растений — размножение частями вегетативных органов (часть слоевища, черенок стебля, черенок корня) или видоизменёнными побегами (корневище, луковица, клубень). Второй способ вегетативного размножения — фрагментация — процесс, основанный на регенерации.
Например, фрагмент тела дождевого червя даёт начало целой особи. Однако следует учитывать, что в природных условиях фрагментация встречается редко, в частности у многощетинковых червей, плесневых грибов, некоторых водорослей (спирогира). Третий способ вегетативного размножения — почкование. В этом случае группа клеток родительской особи начинает согласованно делиться, давая начало дочерней особи, которая некоторое время развивается как часть материнского организма, а затем отделяется от него (пресноводная гидра) или формирует колонии из многих особей (коралловые полипы).
Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.
Митоз — это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого наследственный материал равномерно распределяется между дочерними клетками. Митоз является основным способом деления клеток эукариот. Период жизни клетки от одного деления до следующего называют клеточным циклом (рис. 16). Период между делениями клетки называют интерфазой (лат. inter — между). Время, которое клетка тратит непосредственно на деление, составляет у животных клеток 30—60 мин, а у растительных — 2-3 ч. Основную часть жизни клетки находятся в интерфазе.
Митоз включает в себя два процесса: деление ядра — кариокинез (греч. karyon — ядро ореха и kinesis — движение) и деление цитоплазмы — цитокинез (греч. kytos — клетка и kinesis). В ходе кариокинеза молекулы ДНК, содержащиеся в ядре клетки, плотно скручиваются. Образуются хромосомы, которые под микроскопом выглядят как удлинённые палочковидные тельца, состоящие из двух половинок, разделённых центромерой. Перед началом митотического деления генетический аппарат клетки удваивается. Поэтому каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, каждая из которых образована идентичными друг другу молекулами ДНК.
Биологическое значение митоза заключается в воспроизводстве клеток с количественно и качественно одинаковой генетической информацией, что очень важно при осуществлении бесполого размножения. Это обеспечивается тем, что при удвоении ДНК возникают два одинаковых набора хромосом, которые в процессе митоза равномерно распределяются по дочерним клеткам. Митоз также необходим для нормального роста и развития многоклеточного организма, он лежит в основе процессов заживления повреждений.
Моя лаборатория
В митозе различают четыре последовательные фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу (рис. 18).
Профаза. В ядре происходит спирализация ДНК, в микроскоп становятся хорошо видны туго скрученные хромосомы. Заметно, что каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, объединённых в области центромеры. Ядрышки исчезают. Пары центриолей расходятся к полюсам клетки. Отходящие от них микротрубочки начинают образовывать веретено деления. Ядерная оболочка разрушается.
Метафаза. Хромосомы располагаются таким образом, что их центромеры находятся в плоскости экватора клетки. Образуется так называемая метафазная пластинка, состоящая из хромосом. Нити веретена деления от центросом прикрепляются к центромере каждой хромосомы.
Анафаза. Каждая хромосома продольно расщепляется на две идентичные хроматиды, которые расходятся к противоположным полюсам клетки. Таким образом, за счёт идентичности дочерних хроматид у двух полюсов клетки оказывается одинаковый генетический материал — такой же, какой был в клетке до начала митоза.
Телофаза. У полюсов клетки дочерние хромосомы деспирализуются, начинается синтез белков. Формируются ядерные оболочки и ядрышки. Нити веретена деления распадаются. На этом кариокинез заканчивается и начинается цитокинез. У животных клеток в экваториальной плоскости возникает перетяжка. Она углубляется до тех пор, пока не происходит разделение двух дочерних клеток. Растительные клетки таким образом делиться не могут, так как имеют жёсткую клеточную стенку. В них образуется внутриклеточная перегородка. С момента разделения дочерних клеток каждая из них вступает в интерфазу нового клеточного цикла.
Митотическим делением размножается инфузория-туфелька.
Биология 9 класс. Конспекты по учебнику.
11. ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ. МИТОЗ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.