Биология Пасечник Учебник Глава 12

Биология Пасечник Учебник Глава 12 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023 г.) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Глава 12.
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Человек, как и любое живое существо, способен к воспроизводству себе подобных — размножению. В процессе размножения от родительских особей к детям передаются признаки, называемые наследственными. Интересно протекают у человека процессы роста и развития, на осуществление которых значительное влияние оказывают как наследственность, так и условия окружающей среды.

ВЫ УЗНАЕТЕ
— об особенностях репродукции человека;
— о наследовании признаков у человека;
— о роли генетических знаний в планировании семьи;
— о наследственных болезнях человека, их причинах и предупреждении.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— объяснять смысл биологических понятий: ген, хромосома, хромосомный набор;
— раскрывать смысл процессов наследственности и изменчивости, присущих человеку; особенности влияния среды на проявление признаков у человека;
— объяснять отрицательное влияние вредных веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
— обосновывать меры профилактики заболеваний, связанных с размножением и развитием человека.

§ 40. Особенности репродукции человека.

ЗАПОМНИТЕ
• Репродукция • Генетическая информация • Половые хромосомы • Наследственные заболевания

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.198)

  1. Чем половые клетки человека отличаются от соматических клеток?
  2. Что получает ребёнок от своих родителей в результате слияния их половых клеток?
  3. Какое биологическое значение имеет то, что каждый формирующийся у нового организма признак кодируется не одним геном, а парой, полученной от обоих родителей?
  4. Какие генетические отклонения могут привести к проявлению генетических заболеваний человека?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему каждому человеку важно знать свою родословную?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Мейоз. Мейоз — деление ядра эукариотической клетки с уменьшением числа хромосом в два раза. В процессе мейоза из диплоидных клеток, содержащих двойной набор хромосом (2n), образуются гаплоидные клетки, содержащие одинарный набор хромосом (n). Это необходимо для того, чтобы после осуществления полового процесса клетки дочернего организма имели генетический аппарат, свойственный особям данного вида.

После удвоения гомологичные хромосомы (от греч. homos — одинаковый) — парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов — тесно соединяются (скручиваются) друг с другом, или конъюгируют. При этом хроматиды перекрещиваются и обмениваются своими участками. Явление обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации получило название кроссинговер. После кроссинговера в дальнейшем расходятся уже изменённые хромосомы, т. е. хромосомы с другим сочетанием генов.

Во время первого деления мейоза к полюсам клетки расходятся не хроматиды, а гомологичные хромосомы. Таким образом, в результате первого деления мейоза образуются две клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом. Такое деление называют редукционным.

Второе деление мейоза представляет собой типичный митоз, в ходе которого к полюсам клетки расходятся хроматиды. В результате второго деления образуются четыре клетки с одинарным (n) набором хромосом. После второго деления мейоза следует непосредственное формирование половых клеток (гамет).

Наследственные болезни человека. У людей, страдающих синдром Марфана, очень длинные и тонкие («паучьи») пальцы, вывих хрусталика глаза, пороки клапанов сердца, нарушение деятельности сосудов. Всё дело в гене, который контролирует развитие в организме соединительной ткани, и его мутация отрицательно сказывается на работе сразу многих систем организма человека. Типичным представителем людей, страдающих синдромом Марфана, был великий композитор и скрипач Н. Паганини.

Присутствие в клетках человека третьей 21-й хромосомы приводит к рождению ребёнка с синдромом Дауна. Такие дети рождаются в одном случае из 1 тысячи и характеризуются умственной отсталостью, маленьким ростом, пониженной устойчивостью к инфекционным заболеваниям.

Если в хромосомном наборе женщины отсутствует одна из X-хромосом, то развивается синдром Шерешевского-Тернера, при котором женщины страдают бесплодием, имеют маленький рост, короткую шею.

Наличие лишней Х-хромосомы у мужчин (XXY) приводит к синдрому Клайнфельтера, выражающемуся в бесплодии, гигантском росте, умственной отсталости, женском типе скелета. Генотип XXY возникает в том случае, если при образовании яйцеклеток в одну из них попадают две X-хромосомы и при оплодотворении такая яйцеклетка сливается со сперматозоидом, несущим Y-хромосому.

Помимо изменения числа хромосом, к тяжёлым последствиям приводят нарушения структуры хромосом. Например, при нарушении в 5-й паре хромосом у человека наблюдается синдром кошачьего крика, при котором изменяется строение гортани и голос имеет особый, мяукающий, тембр; кроме того, развивается слабоумие.


 

§ 41. Органы репродукции, их строение
и функции. Оплодотворение.

ЗАПОМНИТЕ
Мужская и женская половые системы • Оплодотворение • Зигота

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.203)

  1. Что составляет основу репродуктивной системы человека? В чём заключаются её различия у мужчин и женщин?
  2. Что такое овуляция и какие процессы её сопровождают?
  3. Где происходит оплодотворение? Каковы условия его осуществления?
  4. Какой процесс происходит в организме женщины, если оплодотворения яйцеклетки не произошло?

ПОДУМАЙТЕ!
1. Почему людям репродуктивного возраста важно держать процесс размножения под контролем и что для этого нужно?
2. Что вам известно о половых гормонах человека? Какое влияние они оказывают на организм человека и осуществление процессов репродукции?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний:
СПИД и гепатит

Цель работы: изучить и описать основные меры по профилактике инфекционных вирусных заболеваний.
Материалы и оборудование: информационные источники.
Ход работы

  1. Используя доступные информационные источники, изучите основные правила профилактики инфекционных вирусных заболеваний.
  2. Опишите основные меры по профилактике инфекционных вирусных заболеваний, заполнив таблицу.
Заболевание Причина/возбудитель Основные меры профилактики
СПИД
Гепатиты

 

§ 42. Беременность и роды.

ЗАПОМНИТЕ
Беременность • Роды • Эмбриональное развитие • Плацента • Плод • Пуповина • Лактация

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.207)

  1. Что такое беременность и каковы её основные признаки?
  2. Каковы основные условия нормального протекания беременности?
  3. Какова роль плаценты в период беременности?
  4. Что происходит с роженицей в период родов?
  5. Охарактеризуйте особенности внутриутробного развития человека.

ПОДУМАЙТЕ!
1. Какое значение для биологической науки имеет установление того факта, что зародыш человека на ранних стадиях, как и у всех других млекопитающих, проходит ускоренный путь развития своего биологического вида?
2. Известны случаи, когда детёныша человекообразной обезьяны, например шимпанзе, брали в семью, где его развитие проходило в обществе детей. Предположите, какие явления могут быть зарегистрированы в ходе наблюдений за развитием шимпанзе. Обсудите возможные варианты с одноклассниками.


 

§ 43. Рост и развитие ребёнка после рождения.

ЗАПОМНИТЕ
Новорождённость • Грудной, ясельный, дошкольный, школьный периоды • Половое созревание

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.210)

  1. Какие этапы развития проходит человек после рождения?
  2. Каковы особенности развития детей в грудном возрасте?
  3. Что может привести к нарушениям в развитии ребёнка в ранний детский период?
  4. Каково значение игры в развитии детей?
  5. Что такое акселерация?
  6. Охарактеризуйте особенности развития детей и подростков в школьный период.

ПОДУМАЙТЕ!
1. От чего может зависеть длительность периода полового созревания?
2. Какие негативные явления, связанные с поведением подростка, могут сопровождать этот процесс?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Роль и взаимодействие биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека. Подростковый период — важнейшая составляющая школьного периода жизни человека (от 11 до 15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период через внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми подросток проходит великий путь в своём развитии. В это время проявляется неустойчивость характера и противоречивость эмоциональных состояний — выраженный психологический дискомфорт, тревога, страхи, ощущение одиночества и т. п. Он начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй, что часто выражается в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Характерной чертой поведения подростков является стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны взрослых. По крайней мере, так это чаще всего воспринимается родителями. На самом деле подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать наравне с ними, что, конечно, трудно осуществить при определённой экономической и социальной зависимости.

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трёхлетнего малыша: всё те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие. Тогда он не хотел ходить за руку со взрослым, желая утвердить право на самостоятельность, сейчас для него важно признание своего достойного положения в обществе и самостоятельности.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Дородовая диагностика. У женщины может возникнуть ощущение, что она беременна. На эту мысль наводят косвенные признаки беременности, среди которых самые главные — отсутствие менструации; увеличение в размерах молочных желёз с болезненными проявлениями; появление тошноты, рвоты, головокружения; увеличение веса; переменчивость настроения; повышение чувствительности к слабым запахам; изменение аппетита; увеличение частоты мочеиспусканий. При этом объективные и достоверные признаки беременности могут быть установлены и констатированы только врачом.

При задержке менструации на два дня и более женщине стоит воспользоваться тестом для диагностики беременности. Он очень прост в применении и практически достоверен. Достоверность теста будет выше, если убедиться, что срок его годности не истёк, и провести исследование более двух раз. Несмотря на внешние различия тестов, в основе их лежит реакция на специфический гормон (хорионический гонадотропин — ХГ), который обычно начинает вырабатываться в организме женщины при задержке менструации. Сам гормон и продукты его распада можно обнаружить в моче. Для исследования обычно берут утреннюю порцию мочи. Если есть сомнения в результатах теста, то можно сдать анализ мочи в лабораторию.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 12 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней