9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§21-24 (Искусственные спутники Земли. Условия равновесия тел. Центр тяжести тела. Виды равновесия тел. Импульс тела. Закон сохранения импульса). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
§ 21. Искусственные спутники Земли.
Вопросы на стр.103
- 1. Приведите примеры (из области астрономии), доказывающие, что при отсутствии сил сопротивления тело может неограниченно долго двигаться по замкнутой траектории под действием силы, меняющей направление скорости движения этого тела. 2. Почему спутники, обращаясь вокруг Земли под действием силы тяжести, не падают на Землю? 3. Можно ли считать обращение спутника вокруг Земли свободным падением? 4. Что необходимо сделать с физическим телом, чтобы оно стало искусственным спутником Земли? 5. Выведите формулу для расчёта первой космической скорости спутника, движущегося по круговой орбите вблизи поверхности Земли. 6. Как движется спутник, обладающий первой космической скоростью; второй космической скоростью?
- Почему тела внутри спутника, движущегося за пределами земной атмосферы, невесомы?
УПРАЖНЕНИЕ 21
- Определите скорость искусственного спутника Земли, если он движется по круговой орбите на высоте 2600 км над поверхностью Земли. (М3 = 6 • 1024 кг.)
- Если бы на круговую орбиту вблизи поверхности Луны был выведен искусственный спутник, то он двигался бы со скоростью 1,67 км/с. Определите радиус Луны, если известно, что ускорение свободного падения на её поверхности равно 1,6 м/с2.
- На каком расстоянии от Земли сила всемирного тяготения, действующая на тело, будет в 3 раза меньше, чем на поверхности Земли?
- Ракета, пущенная вертикально вверх, поднялась на высоту 3200 км над поверхностью Земли и начала падать. Какой путь пройдёт ракета за первую секунду своего падения?
§ 22. Условия равновесия тел. Центр тяжести тела.
Вопрос на стр.110
- 1. Сформулируйте условие равновесия материальной точки. 2. В каких случаях реальное тело можно рассматривать как абсолютно твёрдое? 3. Сформулируйте условие равновесия невращающегося твёрдого тела. 4. Что называют плечом силы; моментом силы? 5. Сформулируйте условие равновесия твёрдого тела с закреплённой осью вращения. 6. Что называют центром тяжести? 7. Как экспериментально определить положение центра тяжести тела? 8. Может ли измениться положение центра тяжести тела относительно тела?
- Выполняется ли в случае равновесия твёрдого тела с закреплённой осью вращения условие равенства нулю суммы действующих на тело внешних сил?
- Докажите, что сила тяжести и сила упругости, действующие на картонную фигуру (см. рис. 69, в), направлены вдоль одной прямой.
- Подумайте, при каких условиях картина будет висеть ровно на одном гвозде.
УПРАЖНЕНИЕ 22
- Однородный стержень, на одном конце которого подвешен груз весом 120 Н, находится в равновесии в горизонтальном положении, если его подпереть на расстоянии 1/5 длины стержня от груза. Чему равен вес стержня?
- Две девочки массами m1 = 30 кг и m2 = 35 кг сидят на концах доски длиной L = 6 м и массой М = 25 кг. Доска находится в равновесии. Определите положение её точки опоры. Чему равна сила реакции опоры, действующая на доску?
- На столе перпендикулярно его краю лежит однородная линейка длиной 75 см. Часть линейки свешивается со стола. К этому концу линейки подвешен груз, масса которого в 2 раза больше массы линейки. Найдите длину свешивающейся части, если вся система находится в равновесии.
- Тонкий однородный стержень АВ шарнирно закреплён в точке А. В точке В на стержень действует горизонтальная сила F, в результате чего стержень находится в равновесии (рис. 73). Определите эту силу, если масса стержня m = 1 кг, угол его наклона к горизонту а = 45°.
- Найдите построением положение центра тяжести однородной пластинки, имеющей форму, показанную на рисунке 74. Толщина пластинки везде одна и та же.
- Две металлические пластинки — алюминиевая и медная — скреплены так, как показано на рисунке 75. Размеры пластинок одинаковые. Определите положение центра тяжести конструкции.
ЗАДАНИЕ 6
- Из картона вырежьте фигуру неправильной формы. Определите её центр тяжести, используя отвес (нить с грузом).
- Вырежьте из картона кольцо толщиной 2 см. Подтвердите на опыте, что его центр тяжести находится на пересечении диаметров.
§ 23. Виды равновесия тел.
Вопросы на стр.114
- 1. Какие виды равновесия вы знаете? 2. Как устойчивость равновесия связана с положением центра тяжести тела? 3. При каком условии тело, имеющее площадь опоры, будет находиться в устойчивом равновесии; упадёт? 4. Приведите примеры тел, находящихся в равновесии. Поясните, какое это равновесие.
- Продолжает ли линия отвеса проходить через центр тяжести конструкции (см. рис. 78) при изменении её формы? Почему?
§ 24. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Вопросы на стр.120
- 1. Что называют импульсом тела? 2. Что можно сказать о направлениях векторов импульса и скорости движущегося тела? 3. Расскажите о ходе опыта, изображённого на рисунке 80. О чём он свидетельствует? 4. Что означает утверждение о том, что несколько тел образуют замкнутую систему? 5. Сформулируйте закон сохранения импульса. 6. Что называют импульсом силы? 7. Для замкнутой системы, состоящей из двух тел, запишите закон сохранения импульса в виде уравнения, в которое входили бы массы и скорости этих тел. Поясните, что означает каждый символ в этом уравнении.
- Докажите, что кг • м/с = Н • с.
УПРАЖНЕНИЕ 23
- Две игрушечные заводные машины, массой по 0,2 кг каждая, движутся прямолинейно навстречу друг другу. Скорость каждой машины относительно земли равна 0,1 м/с. Равны ли векторы импульсов машин; модули векторов импульсов? Определите проекцию импульса каждой из машин на ось X, параллельную их траектории.
- На сколько изменится модуль импульса автомобиля массой 1 т при изменении модуля его скорости от 54 до 72 км/ч?
- Человек сидит в лодке, покоящейся на поверхности озера. В какой-то момент он встаёт и идёт с кормы на нос. Что произойдёт при этом с лодкой? Объясните явление на основе закона сохранения импульса.
- Железнодорожный вагон массой 35 т подъезжает к стоящему на том же пути неподвижному вагону массой 28 т и автоматически сцепляется с ним. После сцепки вагоны движутся прямолинейно со скоростью 0,5 м/с. Какова была скорость вагона массой 35 т перед сцепкой?
- Мальчик массой 40 кг, стоящий на коньках, оттолкнувшись от тренера, начал двигаться со скоростью 2 м/с. Какова масса тренера, если он начал скользить со скоростью 0,5 м/с?
- Автомобиль «Ока» массой 600 кг едет со скоростью 36 км/ч. С какой скоростью должна лететь стрекоза массой 1 г, чтобы при их столкновении автомобиль остановился? Можно ли в данной задаче пренебречь массой стрекозы?
ЗАДАНИЕ 7
■ Возьмите теннисный шарик. Ударами ракетки или дощечки заставьте его двигаться вверх-вниз на одну и ту же высоту. Проанализируйте, как меняется импульс шарика. В какой момент импульс шарика максимальный; минимальный? В какой момент происходит максимальное изменение импульса шарика и под действием каких сил?
Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§21-24 онлайн читать (Искусственные спутники Земли. Условия равновесия тел. Центр тяжести тела. Виды равновесия тел. Импульс тела. Закон сохранения импульса). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника