Физика Перышкин Учебник §§33-36

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§33-36 (Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны.
Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 33 Резонанс.

Вопросы на стр.163

  • 1. С какой целью и как проводился опыт с двумя маятниками, изображённый на рисунке 113? 2. В чём заключается явление, называемое резонансом? 3. К каким колебаниям – свободным или вынужденным – применимо понятие резонанса? 4. Приведите примеры, показывающие, что в одних случаях резонанс может быть полезным явлением, а в других – вредным.

УПРАЖНЕНИЕ 32

  1. Маятник 3 (рис. 114) совершает свободные колебания.
    а) Какие колебания – свободные или вынужденные – будут совершать при этом маятники 1, 2 и 4?
    б) Каковы собственные частоты маятников 1, 2 и 4 по сравнению с частотой колебаний маятника 3?
    в) Какой из маятников 1, 2 и 4 колеблется в резонанс с маятником 3? По каким признакам вы это определили?
  2. Вода, которую мальчик несёт в ведре, начинает сильно расплёскиваться. Мальчик меняет темп ходьбы (или просто «сбивает ногу»), и расплёскивание прекращается. Почему так происходит?
  3. Собственная частота качелей равна 0,5 Гц. Через какие промежутки времени нужно подталкивать их в одну сторону, чтобы раскачать как можно сильнее, действуя относительно небольшой силой?

 

§ 34 Распространение колебаний в среде. Волны.

Вопросы на стр.167

  • 1. Что называют волнами? 2. В чём заключается основное свойство бегущих волн любой природы? Происходит ли в бегущей волне перенос вещества? 3. Что такое упругие волны? 4. Приведите пример волн, не относящихся к упругим. 5. Какие волны называют продольными; поперечными? Приведите примеры. 6. Какие волны – поперечные или продольные – являются волнами сдвига; волнами сжатия и разрежения? 7. Почему поперечные волны не распространяются в жидких и газообразных средах?

 

§ 35 Длина волны. Скорость распространения волн.

Вопросы на стр.171

  1. Что называют длиной волны? 2. За какое время колебательный процесс распространяется на расстояние, равное длине волны? 3. По каким формулам можно рассчитать длину волны и скорость распространения поперечных и продольных волн? 4. Расстояние между какими точками равно длине волны, изображённой на рисунке 119?

УПРАЖНЕНИЕ 33

  1. С какой скоростью распространяется волна в океане, если длина волны равна 270 м, а период колебаний равен 13,5 с?
  2. Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волны равна 340 м/с.
  3. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 1,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн равно 6 м. Определите период колебаний лодки.

 

§ 36 Источники звука. Звуковые колебания.

Вопросы на стр.174

  • 1. Расскажите о ходе опытов, изображённых на рисунках 120–123. Какой вывод из них следует? 2. Что является источниками звука? 3. Механические колебания каких частот называют звуковыми и почему? 4. Какие колебания называют ультразвуковыми; инфразвуковыми? 5. Расскажите об измерении глубины моря методом эхолокации.
  1. Если по краю стакана, наполовину наполненного водой, провести смычком, то на воде появляются мелкие волны. Объясните явление.
  2. Почему изданный звук с течением времени исчезает?

УПРАЖНЕНИЕ 34

  1. Звук от взмахов крыльев летящего комара мы слышим, а летящей птицы – нет. Почему?
  2. Удар грома был услышан через 8 с после вспышки молнии. Считая скорость звука в воздухе при О °С равной 331 м/с, вычислите, на каком расстоянии от наблюдателя произошёл грозовой разряд.

 

ЭТО ЛЮБОПЫТНО. Инфразвук.

Звуки с частотой менее 16 Гц – инфразвуки – не воспринимаются человеческим ухом. Но это не значит, что они не оказывают влияние на организм человека. Любопытный случай с воздействием инфразвука произошёл в начале XX в. в лондонском театре.

В театре ставили пьесу, одна из сцен которой должна была переносить зрителей в далёкое прошлое. Режиссёр пытался придумать, как погрузить зрителей в атмосферу таинственности, заставить их почувствовать тревогу. Известный американский физик Роберт Вуд (1868–1955) предложил использовать для этой цели низкий рокочущий звук. Вуд сконструировал трубу, которую соединил с органом. Однако, рассчитывая размеры трубы, физик, возможно, ошибся – на репетиции при нажатии на клавиши вместо ожидаемого звука в полной тишине начали дребезжать хрустальные подвески канделябров, оконные стёкла. Ужас испытали не только артисты, но и проходящие мимо театра люди. Причиной этого был инфразвук.

Впоследствии звуками, «рождающимися у порога тишины», заинтересовались многие исследователи. Было установлено, что на организм человека инфразвук воздействует из–за резонанса, поскольку частоты колебаний, характерные для многих процессов в организме, лежат в инфразвуковом диапазоне. Инфразвуки могут вызывать головную боль, приводить к повышенной утомляемости, снижать работоспособность. Инфразвук определённой частоты способен нарушить работу нашего мозга, вызвать обмороки и привести к временной слепоте.

Довольно часто инфразвук возникает вследствие природных причин: его источником могут быть грозы, бури, ураганы, землетрясения. Некоторые животные, например слоны, используют инфразвук для подачи сигналов сородичам, а также для отпугивания врагов.

Для инфразвука характерно малое поглощение, поэтому он может распространяться на большие расстояния. Так, «голос моря» – инфразвук, возникающий при обдувании сильным ветром морских волн, – распространяется, обгоняя ветер и волны, на сотни и тысячи километров. Многие виды морской фауны (например, медузы) улавливают «голос моря». О шторме, сформировавшемся в 1000 км от берега и распространяющемся со скоростью 20 м/с, медузы узнают ранее чем за 13 ч до его появления и уходят на глубину, чтобы не погибнуть в прибойной зоне.

По принципу «инфрауха» медузы учёные–бионики создали электронный предсказатель бурь, который может предупредить о надвигающейся буре задолго до наступления ненастья. Инфразвуковые колебания применяют для исследования океанов, атмосферы, в том числе для определения мест взрывов или извержения вулканов.

  • Используя приведённые данные, оцените, во сколько раз скорость, с которой распространяется «голос моря», превосходит скорость перемещения области шторма.

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§29-32 онлайн читать (Колебательное движение. Свободные колебания.
Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней