9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§33-36 (Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны.
Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
§ 33 Резонанс.
Вопросы на стр.163
- 1. С какой целью и как проводился опыт с двумя маятниками, изображённый на рисунке 113? 2. В чём заключается явление, называемое резонансом? 3. К каким колебаниям – свободным или вынужденным – применимо понятие резонанса? 4. Приведите примеры, показывающие, что в одних случаях резонанс может быть полезным явлением, а в других – вредным.
УПРАЖНЕНИЕ 32
- Маятник 3 (рис. 114) совершает свободные колебания.
а) Какие колебания – свободные или вынужденные – будут совершать при этом маятники 1, 2 и 4?
б) Каковы собственные частоты маятников 1, 2 и 4 по сравнению с частотой колебаний маятника 3?
в) Какой из маятников 1, 2 и 4 колеблется в резонанс с маятником 3? По каким признакам вы это определили? - Вода, которую мальчик несёт в ведре, начинает сильно расплёскиваться. Мальчик меняет темп ходьбы (или просто «сбивает ногу»), и расплёскивание прекращается. Почему так происходит?
- Собственная частота качелей равна 0,5 Гц. Через какие промежутки времени нужно подталкивать их в одну сторону, чтобы раскачать как можно сильнее, действуя относительно небольшой силой?
§ 34 Распространение колебаний в среде. Волны.
Вопросы на стр.167
- 1. Что называют волнами? 2. В чём заключается основное свойство бегущих волн любой природы? Происходит ли в бегущей волне перенос вещества? 3. Что такое упругие волны? 4. Приведите пример волн, не относящихся к упругим. 5. Какие волны называют продольными; поперечными? Приведите примеры. 6. Какие волны – поперечные или продольные – являются волнами сдвига; волнами сжатия и разрежения? 7. Почему поперечные волны не распространяются в жидких и газообразных средах?
§ 35 Длина волны. Скорость распространения волн.
Вопросы на стр.171
- Что называют длиной волны? 2. За какое время колебательный процесс распространяется на расстояние, равное длине волны? 3. По каким формулам можно рассчитать длину волны и скорость распространения поперечных и продольных волн? 4. Расстояние между какими точками равно длине волны, изображённой на рисунке 119?
УПРАЖНЕНИЕ 33
- С какой скоростью распространяется волна в океане, если длина волны равна 270 м, а период колебаний равен 13,5 с?
- Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волны равна 340 м/с.
- Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 1,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн равно 6 м. Определите период колебаний лодки.
§ 36 Источники звука. Звуковые колебания.
Вопросы на стр.174
- 1. Расскажите о ходе опытов, изображённых на рисунках 120–123. Какой вывод из них следует? 2. Что является источниками звука? 3. Механические колебания каких частот называют звуковыми и почему? 4. Какие колебания называют ультразвуковыми; инфразвуковыми? 5. Расскажите об измерении глубины моря методом эхолокации.
- Если по краю стакана, наполовину наполненного водой, провести смычком, то на воде появляются мелкие волны. Объясните явление.
- Почему изданный звук с течением времени исчезает?
УПРАЖНЕНИЕ 34
- Звук от взмахов крыльев летящего комара мы слышим, а летящей птицы – нет. Почему?
- Удар грома был услышан через 8 с после вспышки молнии. Считая скорость звука в воздухе при О °С равной 331 м/с, вычислите, на каком расстоянии от наблюдателя произошёл грозовой разряд.
ЭТО ЛЮБОПЫТНО. Инфразвук.
Звуки с частотой менее 16 Гц – инфразвуки – не воспринимаются человеческим ухом. Но это не значит, что они не оказывают влияние на организм человека. Любопытный случай с воздействием инфразвука произошёл в начале XX в. в лондонском театре.
В театре ставили пьесу, одна из сцен которой должна была переносить зрителей в далёкое прошлое. Режиссёр пытался придумать, как погрузить зрителей в атмосферу таинственности, заставить их почувствовать тревогу. Известный американский физик Роберт Вуд (1868–1955) предложил использовать для этой цели низкий рокочущий звук. Вуд сконструировал трубу, которую соединил с органом. Однако, рассчитывая размеры трубы, физик, возможно, ошибся – на репетиции при нажатии на клавиши вместо ожидаемого звука в полной тишине начали дребезжать хрустальные подвески канделябров, оконные стёкла. Ужас испытали не только артисты, но и проходящие мимо театра люди. Причиной этого был инфразвук.
Впоследствии звуками, «рождающимися у порога тишины», заинтересовались многие исследователи. Было установлено, что на организм человека инфразвук воздействует из–за резонанса, поскольку частоты колебаний, характерные для многих процессов в организме, лежат в инфразвуковом диапазоне. Инфразвуки могут вызывать головную боль, приводить к повышенной утомляемости, снижать работоспособность. Инфразвук определённой частоты способен нарушить работу нашего мозга, вызвать обмороки и привести к временной слепоте.
Довольно часто инфразвук возникает вследствие природных причин: его источником могут быть грозы, бури, ураганы, землетрясения. Некоторые животные, например слоны, используют инфразвук для подачи сигналов сородичам, а также для отпугивания врагов.
Для инфразвука характерно малое поглощение, поэтому он может распространяться на большие расстояния. Так, «голос моря» – инфразвук, возникающий при обдувании сильным ветром морских волн, – распространяется, обгоняя ветер и волны, на сотни и тысячи километров. Многие виды морской фауны (например, медузы) улавливают «голос моря». О шторме, сформировавшемся в 1000 км от берега и распространяющемся со скоростью 20 м/с, медузы узнают ранее чем за 13 ч до его появления и уходят на глубину, чтобы не погибнуть в прибойной зоне.
По принципу «инфрауха» медузы учёные–бионики создали электронный предсказатель бурь, который может предупредить о надвигающейся буре задолго до наступления ненастья. Инфразвуковые колебания применяют для исследования океанов, атмосферы, в том числе для определения мест взрывов или извержения вулканов.
- Используя приведённые данные, оцените, во сколько раз скорость, с которой распространяется «голос моря», превосходит скорость перемещения области шторма.
Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§29-32 онлайн читать (Колебательное движение. Свободные колебания.
Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника