Физика Перышкин Учебник §§9-12

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§9-12 (Скорость при криволинейном движении. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 9 Скорость при криволинейном движении.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

В природе и технике часто встречается движение, траектория которого представляет собой кривую линию, – криволинейное движение. Криволинейным является движение космических тел, Солнца, планет, звёзд. Используя закономерности криволинейного движения, астрономы рассчитывают положения планет на много лет вперёд и назад, а учёные и конструкторы проектируют машины и технические сооружения.

При прямолинейном движении мгновенная скорость тела всегда направлена вдоль линии движения. А что можно сказать о направлении мгновенной скорости, если движение криволинейное?

Вопросы на стр.42

  • 1. Опишите опыт, с помощью которого можно убедиться в том, что мгновенная скорость тела, равномерно движущегося по окружности, в любой точке этой окружности направлена по касательной к ней. 2. Что такое частота обращения; период обращения? 3. Как связаны между собой период и частота обращения? 4. Что называют линейной скоростью; угловой скоростью? 5. Как направлено ускорение тела при его движении по окружности с постоянной по модулю скоростью? Как называют это ускорение? 6. По какой формуле можно вычислить модуль вектора центростремительного ускорения?
  • Ссылаясь на формулу ац.с = v2/R, Петя утверждал, что центростремительное ускорение обратно пропорционально радиусу окружности. Подставив в эту формулу выражение v = ωR, его друг Гоша получил, что ац.с = ω2R и сделал вывод, что центростремительное ускорение прямо пропорционально радиусу окружности. Кто из ребят прав?

УПРАЖНЕНИЕ 9

  1. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Покажите направления векторов скорости и ускорения в точке А (рис. 27).
  2. Точильный камень радиусом 10 см делает 300 оборотов в минуту. Найдите линейную и угловую скорости точек на ободе точильного камня.
    ОТВЕТ: 3,14 м/с; 31,4 рад/с. 
  3. При работе стиральной машины в режиме отжима поверхность её барабана, находящаяся на расстоянии 21 см от оси вращения, движется вокруг этой оси со скоростью 20 м/с. Определите ускорение, с которым движутся точки поверхности барабана.
  4. Определите ускорение конца секундной стрелки часов, если он находится на расстоянии R = 2 см от центра вращения.
    ОТВЕТ: 2 • 10–4 м/с2
  5. Докажите, что ускорение движения крайней точки стрелки часов в 2 раза больше ускорения средней точки этой стрелки (т. е. точки, находящейся посередине между центром вращения стрелки и её концом).
  6. * Минутная и секундная стрелки часов вращаются вокруг общего центра. Расстояния от центра вращения до концов стрелок одинаковы. Чему равно отношение ускорений, с которыми движутся концы стрелок? Какая стрелка движется с большим ускорением?
    ОТВЕТ: 3600. Секундная.
  7. * Линейная скорость точки на ободе вращающегося колеса равна 2 м/с. Точка, расположенная на 10 см ближе к оси, имеет линейную скорость 1 м/с. Определите угловые скорости этих точек, частоты и периоды их обращения.

 

§ 10 Относительность движения.

Вопросы на стр.48

  • 1. В чём проявляется относительность движения? Ответ проиллюстрируйте примерами. 2. В чём основное отличие гелиоцентрической системы мира от геоцентрической? 3. Объясните смену дня и ночи на Земле в гелиоцентрической системе (см. рис. 30).
  1. Пассажир скорого поезда смотрит в окно на вагоны встречного поезда. В момент, когда последний вагон встречного поезда прошёл мимо его окна, пассажир ощутил, что его движение резко замедлилось. Почему?
  2. Почему дождевые капли в безветренную погоду оставляют наклонные прямые полосы на стёклах равномерно движущегося железнодорожного вагона?
  3. В некоторых случаях скорость тела может быть одинаковой в разных системах отсчёта. Например, поезд движется с одной и той же скоростью в системе отсчёта, связанной со зданием вокзала, и в системе отсчёта, связанной с растущим у дороги деревом. Не противоречит ли это утверждению о том, что скорость относительна? Ответ поясните.

УПРАЖНЕНИЕ 10

  1. Вода в реке движется со скоростью 2 м/с относительно берега. По реке плывёт плот. Какова скорость плота относительно берега; относительно воды в реке?
  2. Пароход идёт от Нижнего Новгорода до Астрахани 5 сут, а обратно 7 сут. Сколько времени плывут по течению плоты от Нижнего Новгорода до Астрахани?
    ОТВЕТ: 35 сут. 
  3. В тихую безветренную погоду Дракон пролетает от своего логова до места охоты за 3 ч 40 мин со скоростью 7,5 м/с. Сколько времени потребуется Дракону на обратный путь, если подует встречный ветер со скоростью 150 м/мин?
    ОТВЕТ: 5 ч 30 мин. 
  4. Благодаря суточному вращению Земли человек, сидящий на стуле в своём доме в Москве, движется относительно земной оси со скоростью примерно 900 км/ч. Сравните эту скорость с начальной скоростью пули относительно пистолета, которая равна 250 м/с.
  5. * Торпедный катер идёт вдоль шестидесятой параллели южной широты со скоростью 90 км/ч по отношению к суше. Скорость суточного вращения Земли на этой широте равна 223 м/с. Чему равна и куда направлена скорость катера относительно земной оси, если он движется на восток; на запад?
    ОТВЕТ: 248 м/с при движении на восток и 198 м/с при движении на запад.

ЗАДАНИЕ 4

■ Проведите карандашом линию по линейке, которую перемещайте строго вверх по листу, не смещая её вправо-влево. Начертите векторы перемещения карандаша и линейки относительно листа и вектор перемещения карандаша относительно линейки. Как в этом примере проявляется относительность движения?


 

§ 11 Инерциальные системы отсчёта.
Первый закон Ньютона.

Вопросы на стр.52

  • 1. Как движется тело, если на него не действуют другие тела? 2. Чем отличаются взгляды Галилея от взглядов Аристотеля в вопросе об условиях равномерного движения тел? 3. Как проводился опыт, изображённый на рисунке 31, и какие выводы из него следуют? 4. Дайте современную формулировку первого закона Ньютона. 5. Какие системы отсчёта называют инерциальными; неинерциальными? Приведите примеры.

УПРАЖНЕНИЕ 11

  1. На столе в равномерно и прямолинейно движущемся поезде стоит легкоподвижный игрушечный автомобиль. При торможении поезда автомобиль без внешнего воздействия покатился вперёд, сохраняя свою скорость относительно поверхности Земли.
    Выполняется ли закон инерции: а) в системе отсчёта, связанной с Землёй; б) в системе отсчёта, связанной с поездом, во время его прямолинейного и равномерного движения; во время торможения? Можно ли в описанном случае считать инерциальной систему отсчёта, связанную с Землёй; с поездом?
  2. Определите, действие каких сил компенсируется в следующих примерах: на столе лежит книга; на землю равномерно падает берёзовый лист; на крючке безмена висит пакет с яблоками.

 

§ 12 Второй закон Ньютона.

Вопросы на стр.58

  • 1. Что является причиной ускоренного движения тел? 2. Приведите примеры из жизни, свидетельствующие о том, что чем больше приложенная к телу сила, тем больше сообщаемое этой силой ускорение. 3. Используя рисунок 32, расскажите о ходе опыта и выводах, следующих из него. 4. Сформулируйте второй закон Ньютона. Какой математической формулой он выражается? 5. Что можно сказать о на правлении вектора ускорения и вектора равнодействующей приложенных к телу сил?
  1. Можно ли по направлению силы судить о направлении движения тела? Приведите примеры.
  2. Тело движется прямолинейно с постоянным ускорением. Какая величина, характеризующая движение этого тела, всегда сонаправлена с равнодействующей приложенных к телу сил, а какие величины могут быть направлены противоположно равнодействующей?
  3. * Тело движется прямолинейно под действием силы, модуль которой изменяется с течением времени (рис. 33). Охарактеризуйте движение, соответствующее каждому участку графика. Сравните изменения модуля скорости тела на каждом участке.

УПРАЖНЕНИЕ 12

  1. Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с2, если масса велосипедиста вместе с велосипедом равна 50 кг.
  2. Через 20 с после начала движения электровоз развил скорость 4 м/с. Найдите силу, сообщающую ему ускорение, если масса электровоза равна 184 т.
    ОТВЕТ: 36,8 кН. 
  3. Два тела равной массы движутся с ускорениями 0,08 и 0,64 м/с2 соответственно. Равны ли модули действующих на тела сил? Чему равна сила, действующая на второе тело, если на первое действует сила 1,2 Н?
    ОТВЕТ: 9,6 Н. 
  4. С каким ускорением будет всплывать находящийся под водой мяч массой 0,5 кг, если действующая на него сила тяжести равна 5 Н, архимедова сила – 10 Н, а средняя сила сопротивления движению – 2 Н?
    ОТВЕТ: 6 м/с2
  5. Найдите ускорение тела массой 200 г, на которое действуют две силы, как показано на рисунке 34.

    ОТВЕТ: 25 м/с2.

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§9-12 (Скорость при криволинейном движении. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней