Биология Пасечник Учебник Глава 7 «ДЫХАНИЕ». Учебник по биологии УМК Линия жизни (2023) 9 класс. Цитаты из пособия авторов Пасечник, Каменский, Швецов, Гапонюк использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< Глава 6. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника Глава 8. >> Следующая тема учебникаГлава 7. ДЫХАНИЕ
Дыхание — совокупность процессов, участвующих в обеспечении организма кислородом и выделении углекислого газа. Без пищи человек может прожить более 50 дней, без воды — примерно 5 дней, а вот без воздуха — около 5 минут.
ВЫ УЗНАЕТЕ
— о дыхании и его значении для жизнедеятельности человека;
— о взаимосвязи строения и функций органов дыхания;
— о процессах газообмена, происходящих в лёгких и тканях;
— о регуляции дыхания.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
— объяснять суть процесса дыхания;
— устанавливать взаимосвязи между особенностями строения органов дыхания и выполняемыми ими функциями;
— объяснять механизмы дыхания и нейрогуморальной регуляции работы органов дыхания;
— описывать процессы газообмена в лёгких и тканях;
— анализировать и оценивать влияние факторов риска на дыхательную систему;
— описывать меры предупреждения инфекционных заболеваний;
— обосновывать приёмы оказания первой помощи при остановке дыхания.
§ 26. Дыхание и его значение. Органы дыхания и их функции.
§ 27. Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.
§ 28. Гигиена дыхания.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 7
Дыхание — совокупность процессов, участвующих в обеспечении организма кислородом и выделении углекислого газа. Выделяют три этапа дыхания: внешнее (лёгочное) дыхание, транспортировка газов кровью и тканевое дыхание.
В строении органов дыхания различают верхние и нижние дыхательные пути.
Верхние дыхательные пути представлены носовой полостью, глоткой и гортанью, от которой начинаются нижние дыхательные пути, заканчивающиеся лёгочными пузырьками, или альвеолами. Каждая альвеола оплетена густой сетью капилляров малого круга кровообращения. Через стенки альвеол и капилляров происходит газообмен между воздухом и кровью.
Дыхательные движения обеспечивают вдохи и выдохи, т. е. попеременное увеличение и уменьшение объёма лёгких.
Нервная регуляция дыхания осуществляется благодаря дыхательному центру. Человек способен произвольно задерживать, урежать или учащать дыхание, менять его глубину. Кроме того, на активность дыхательного центра влияет целый ряд веществ, действующих гуморально.
Окружающий человека воздух должен быть чистым. Профилактика заболеваний органов дыхания заключается в ограничении контактов с уже больными людьми или уменьшении степени воздействия на эти органы вредных примесей, содержащихся в воздухе. Если заболевание органов дыхательной системы возникло, то его необходимо лечить, начиная с самых ранних стадий.
Необходимо постоянно повышать сопротивляемость организма инфекциям, систематически закаливая его.
При оказании первой помощи пострадавшим от электротравмы, при отравлении угарным газом, утонувшим или при других несчастных случаях, сопровождающихся остановкой дыхания, применяют искусственное дыхание.
Проекты и исследования
- Возрастные изменения динамики жизненной ёмкости лёгких.
- Изучение механизмов вдоха и выдоха на модели.
- Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
- Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки.
- Определение жизненной ёмкости лёгких.
<< Глава 6. Предыдущая тема учебника ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание тем учебника Глава 8. >> Следующая тема учебника
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 7 «ДЫХАНИЕ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.