Физика Перышкин Учебник §§43-45

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§43-45 (Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 43. Преломление света.
Закон преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Вопросы на стр.208

  • 1. В чём состоит явление преломления света? Приведите примеры. 2. Сформулируйте закон преломления света. 3. Как преломление света на границе раздела двух сред зависит от относительного показателя преломления? 4. В чём состоит явление полного внутреннего отражения? 5. Что такое предельный угол полного внутреннего отражения? Чему он равен? 6. Где используют световоды?
  1. Как будет вести себя световой луч при нормальном падении на границу раздела двух сред?
  2. Когда поверхность воды не совсем спокойна, предметы, лежащие на дне, кажутся колеблющимися. Объясните явление.

УПРАЖНЕНИЕ 40

  1. Световые лучи падают под одним и тем же углом на границу «воздух – стекло» и «воздух – алмаз». В каком случае угол преломления больше? Показатели преломления стекла и алмаза равны соответственно 1,5 и 2,4.
  2. Луч света падает под утлом 30° на границу: а) «воздух – вода»; б) «воздух – стекло». Вычислите для каждого случая синус угла преломления.
  3. * Начертите ход световых лучей, которые падают на границу «вода – воздух» под утлом 306 и 60°.
  4. * Определите предельный угол падения светового луча на границу раздела стекла и воды.

Это любопытно… Миражи

В спокойном воздухе в ясные дни, особенно в утреннее и предвечернее время, над горизонтом на фоне неба или под линией горизонта иногда возникает изображение наземных предметов. Эти мнимые изображения в атмосфере называют миражами. Миражи бывают нескольких видов: верхние (рис. 153), нижние (рис. 154), боковые и др. Образование миражей связано с аномальным изменением плотности воздуха в нижних слоях атмосферы (что происходит из–за изменения температуры).
Рис. 153. Верхний мираж корабля Рис. 154. Нижний мираж

Наблюдениями установлено, что рано утром или после жаркого дня и безветренной ночи слой воздуха вблизи поверхности почвы или моря холоднее вышележащих слоёв воздуха. В таких случаях солнечный свет, отражённый от какого-нибудь предмета, находящегося в нижнем холодном слое воздуха, распространяется в области тёплых, менее плотных слоёв, постепенно преломляясь. Луч света перестаёт быть прямым и изгибается в сторону тёплых, менее плотных слоёв, т. е. кверху.

На рисунке 153 показано, как в земной атмосфере искривляется направление солнечного света, отражённого от корабля в океане. Если в тихую погоду наблюдатель окажется в области отражённого от корабля света, то он будет видеть изображение этого корабля над линией горизонта на фоне неба – это и есть верхний мираж. Сам же корабль скрыт от взора наблюдателя выпуклостью водной поверхности.

В жарких странах, особенно в раскалённых песках пустыни, а в жаркие дни и в средних широтах в степях, на широких лугах, на морском плоском берегу, покрытом плотным песком, на асфальтовых дорогах иногда наблюдают под линией горизонта перевёрнутые изображения отдельных предметов. Такие миражи объясняются тем, что в тихую погоду, когда воздух почти неподвижен, нижний слой воздуха вблизи горячей поверхности почвы сильнее нагревается. Чем выше расположены слои воздуха, тем они холоднее. Вследствие этого плотность (и оптическая плотность тоже) нижнего слоя воздуха оказывается меньше плотности верхних слоёв, поэтому, если предмет отстоит от наблюдателя на большом расстоянии и находится в зоне знойного слоя воздуха, отражённый от него солнечный свет распространяется по кривой выпуклостью вниз и попадает в глаз наблюдателя. Наблюдателю кажется, что он видит прямо перед собой ниже линии горизонта пальму в перевёрнутом виде (см. рис. 154). Такие миражи иногда видят пассажиры, едущие на автомобиле в жаркий и безветренный день по асфальтовой дороге. Им кажется, что вдали дорога как будто полита водой или даже уходит в озеро, в котором отражаются деревья.

Чтобы представить себе, как велика может быть зрительная иллюзия миража, достаточно привести следующий пример: 11 марта 1917 г. в Месопотамии было прекращено сражение между турками и английскими частями, так как противники стреляли не друг в друга, а по мнимым целям, т. е. по миражам.

  • Почему истинная продолжительность дня больше промежутка времени между восходом и заходом Солнца?

 

§ 44. Линзы. Оптическая сила линзы.

Вопросы на стр.213

  • 1. Расскажите, используя рисунки 155 и 157, об основных линиях и точках линзы. 2. Какие виды линз вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? 3. Что характеризует оптическая сила линзы? 4. Как определить оптическую силу линзы? В чём она измеряется?
  • Как, используя в качестве источника света Солнце, оценить фокусное расстояние собирающей линзы?

УПРАЖНЕНИЕ 41

  1. Какой вред в солнечный день могут принести листьям растений попавшие на них капли воды?
  2. Найдите оптическую силу собирающих линз, фокусные расстояния которых 5 см, 20 см, 2 м.
  3. Даны две линзы с оптическими силами +5 и –2 дптр. Определите фокусное расстояние каждой линзы. Какая из них рассеивающая?

ЗАДАНИЕ 17
■ Докажите построением, что линзы, показанные на рисунке 156, а, собирающие, на рисунке 156, б – рассеивающие.


 

§ 45. Изображения, даваемые линзой.

Вопросы на стр.217

  • 1. От чего зависит характер изображения, даваемого собирающей линзой? 2. Какие лучи используют для построения изображения предмета в линзах? 3. Как меняется характер изображения предмета при увеличении расстояния между предметом и собирающей линзой; рассеивающей линзой? 4. В каких оптических приборах используются линзы? 5. Может ли вогнутая линза дать действительное изображение? Почему?
  1. По рисунку 160 определите, в каких случаях изображение свечи получается действительное; мнимое. Чем различаются мнимое изображение и действительное?
  2. Можно ли с помощью собирающей линзы получить изображение предмета, расположенного в фокусе линзы? Ответ поясните.

УПРАЖНЕНИЕ 42

  1. Постройте изображения предмета в собирающей линзе и опишите их. Рассмотрите следующие случаи: а) предмет находится за двойным фокусом; б) предмет находится в точке двойного фокуса; в) предмет находится между фокусом и двойным фокусом; г) предмет находится между линзой и фокусом.
  2. При каком условии изображение предмета, даваемое собирающей линзой, получается мнимым? Можно ли видеть это изображение? Можно ли получить его на экране? Ответ проиллюстрируйте чертежом.
  3. * С помощью собирающей линзы получено изображение предмета. Как изменится изображение, если половину линзы закрыть непрозрачным экраном?

Это любопытно… Сферические зеркала

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§43-45 онлайн читать. Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней