Физика Перышкин Учебник §§46-48

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§46-48 (Глаз и зрение. Оптические приборы. Интерференция и дифракция света). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 46. Глаз и зрение.

Вопросы на стр.222

  • 1. Каково строение глаза человека? 2. Как формируется изображение на сетчатке глаза? Охарактеризуйте это изображение. 3. Почему при разных расстояниях до предмета изображение всегда получается на сетчатке? 4. Чему равно расстояние наилучшего зрения для человека с нормальным зрением? 5. Почему близоруким людям нужны очки с рассеивающими линзами, а дальнозорким – с собирающими? 6. Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?
  1. Почему нелегко вдеть нитку в иголку, если смотреть одним глазом?
  2. Два наблюдателя – один близорукий, другой дальнозоркий – рассматривают предмет при помощи одинаковых луп. Какому из наблюдателей приходится помещать предмет ближе к лупе, если расстояние от лупы до глаза у обоих наблюдателей одинаковое?

ЗАДАНИЕ 18

  1. Проверьте зависимость размера зрачка от освещённости. Для этого с помощью зеркала понаблюдайте, что будет происходить со зрачками ваших глаз, если на них направить солнечный зайчик или свет от электрической лампочки.
  2. Измерьте расстояние наилучшего зрения для вашего глаза.

 

§ 47. Оптические приборы.

Вопросы на стр.227

  • 1. Что такое оптические приборы? Приведите примеры оптических приборов. 2. Что означают слова «вооружить глаз»? Какие приборы, вооружающие глаз, вам известны? 3. Что такое угол зрения? 4. Почему с помощью лупы удаётся увеличить угол зрения при рассмотрении мелких предметов? 5. Как устроен микроскоп? Объясните, используя рисунок 171, ход лучей в микроскопе. 6. Для чего служат телескопы? Объясните, используя рисунок 172, ход лучей в телескопе–рефракторе. 7. Как устроен телескоп–рефлектор? 8. Охарактеризуйте изображения, получаемые с помощью микроскопа, телескопа и фотоаппарата.
  1. Какая из двух луп, изображённых на рисунке 174, имеет большее фокусное расстояние?
    Рис. 174
  2. Зеркала телескопов–рефлекторов шлифуют с очень высокой точностью: до долей микрометров. Подумайте и объясните, зачем нужна такая высокая точность шлифовки.

ЗАДАНИЕ 19
■ Первая зрительная труба (телескоп) – труба Галилея – состояла из собирающей и рассеивающей линз. Начертите принципиальную оптическую схему трубы Галилея, постройте ход лучей в ней. Охарактеризуйте изображение, получаемое с помощью трубы Галилея.


 

§ 48. Интерференция и дифракция света.

Вопросы на стр.233

  • 1. Какие два взгляда на природу света существовали среди учёных с давних времён? 2. Какое явление называют интерференцией волн? 3. При каких условиях можно наблюдать интерференционную картину? 4. В чём заключалась суть опыта Юнга, что этот опыт доказывал и когда был поставлен? 5. Что можно сказать о частоте (или длине волны) световых волн разных цветов? 6– Что называют дифракцией? 7. При каких условиях дифракция проявляется наиболее отчётливо? 8. В каких опытах обнаруживается дифракция световых волн?

Каким образом картина чередующихся светлых и тёмных полос на экране могла помочь Юнгу определить длины световых волн?
Пусть интерференционная картина наблюдается в красном свете. Расстояние между щелями в опыте Юнга – 1,4 мм, расстояние до экрана – 2 м, а расстояние между красной полосой в центре экрана и ближайшей к ней красной полосой – 1 мм. Можете ли вы, опираясь на эти данные, оценить длину волны используемого света?

ЗАДАНИЕ 20

  1. На полоске чёрного картона с помощью швейной иглы диаметром 0,6–0,8 мм сделайте отверстия всё уменьшающихся диаметров, начиная с диаметра иглы. Чтобы отверстия получились круглыми, полоску картона при прокалывании поворачивайте вокруг иглы. Посмотрите на точечный источник света (можно использовать фонарик мобильного телефона, проводя наблюдения на расстоянии 2–3 м от него) последовательно через каждое отверстие, помещая его перед глазом. Как изменяется наблюдаемая картина при уменьшении диаметра отверстия? С каким явлением это связано?

На полоске чёрного картона с помощью швейной иглы сделайте двойное отверстие (два маленьких отверстия, расположенных на расстоянии долей миллиметра друг от друга). Хорошо, если диаметры отверстий получатся около 0,2–0,3 мм, а расстояние между ними – 0,4– 0,6 мм. Посмотрите через двойное отверстие на точечный источник света. Вы увидите, что центральное светлое пятно разбито тёмными полосами на ряд светлых полос. Объясните, с какими явлениями связана наблюдаемая картина.

Это любопытно… Измерение скорости света

Когда мы нажимаем на кнопку выключателя, комната сразу озаряется светом. Кажется, что свету совсем не требуется времени, чтобы достигнуть стен. Как измерить скорость света?

Самая простая идея заключается в том, чтобы измерить время, за которое свет проходит определённый путь. Разделив путь на время, найдём скорость света. Поскольку скорость света очень велика, для её измерения в земных условиях нужна установка, позволяющая регистрировать очень маленькие промежутки времени. Впервые скорость света в земных условиях удалось измерить французскому физику Ипполиту Физо (1819–1896) в 1849 г.

Схема опыта Физо изображена на рисунке 180. Свет от источника проходит через линзу и фокусируется на зубчатом колесе, предварительно отразившись от полупрозрачной пластины. Если на пути света оказывается прорезь колеса, то свет проходит через неё, достигает зеркала, находящегося на расстоянии 8,6 км, и возвращается обратно. При медленно вращающемся колесе на обратном пути света оказывается та же прорезь, и он, пройдя через неё и полупрозрачную пластину, попадает в глаз наблюдателя. При увеличении скорости вращения колеса наступает момент, когда наблюдатель перестаёт видеть свет. Дело в том, что пока свет идёт до зеркала и обратно, колесо успевает повернуться так, что на место прорези встаёт соседний с ней зубец. Происходит, как говорят, первое затмение. Если скорость вращения колеса удвоить, наблюдатель увидит максимально яркий отражённый свет, если утроить – свет вновь пропадёт.
Рис. 180. Схема опыта Физо

Зная скорость вращения колеса, расстояние от него до зеркала, можно определить скорость света. Физо получил значение скорости света, равное 313 000 км/с. Для того времени это был хороший результат. Знание скорости света сыграло впоследствии важную роль в выяснении физической природы световых волн.

  • При какой частоте вращения зубчатого колеса в опыте Физо наступало первое затмение, если колесо имело 720 зубцов?


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§43-45 онлайн читать. Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней