Физика Перышкин Учебник §§49-52

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§49-52 (Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 49. Физический смысл
показателя преломления.

Вопросы на стр.239

  • 1. В какой из двух сред – оптически более плотной или менее плотной – свет распространяется с большей скоростью? 2. Как определяются относительный и абсолютный показатели преломления через скорость света в средах? 3. В какой среде свет распространяется с наибольшей скоростью? 4. Расскажите, что иллюстрирует рисунок 181. 5. Какие характеристики световой волны меняются при её переходе из одной среды в другую?
  1. Какая из двух сред (рис. 182) является оптически более плотной? В какой из них луч света распространяется с большей скоростью? Ответ обоснуйте.
  2. Луч света падает на границу раздела двух прозрачных сред под углом 30°. При этом отражённый и преломлённый лучи перпендикулярны друг другу. В какой из этих сред свет распространяется с большей скоростью?

УПРАЖНЕНИЕ 43

  1. Используя рисунок 183, докажите, что относительный показатель преломления п21 для данных двух сред не зависит от угла падения луча света. В какой из этих сред скорость распространения света больше и во сколько раз?
  2. Показатель преломления стекла равен 1,5, а показатель преломления алмаза – 2,4. В какой из этих сред скорость распространения света больше и во сколько раз?
  3. Луч света падает на границу раздела двух прозрачных сред под углом 30°. При этом отражённый и преломлённый лучи перпендикулярны друг другу. Определите скорость света во второй среде, если скорость света в первой среде 1,5 • 108 м/с.
  4. Используя уравнения (2) и (3), докажите, что n21 = n2/n1, где n1 – абсолютный показатель преломления первой среды, а n2 – второй.
  5. Как изменяются длина волны, частота и скорость распространения световой волны при её переходе из вакуума в алмаз?

 

§ 50. Дисперсия света. Цвета тел.

Вопросы на стр.246

  • 1. Что называют дисперсией света? 2. Расскажите об опыте по преломлению белого света в призме (ход опыта, результаты, вывод). 3. Расскажите об опыте, изображённом на рисунке 187. 4. В чём заключается физическая причина различия цветов окружающих нас тел? 5. Используя рисунок 190, расскажите об устройстве двухтрубного спектроскопа. 6. Чем спектрограф отличается от спектроскопа?
  • Рассмотрите рисунок 191, а, на котором показана схема устройства однотрубного спектроскопа. Спектроскоп сконструировал в 1815 г. немецкий физик Йозеф Фраунгофер (1787–1826). Этот прибор был необходим учёному для исследования явления дисперсии, которым он занимался в то время. Объясните по рисунку 191, б, почему при входе в призму ADB лучи отклоняются в сторону более широкой её части (угол преломления меньше угла падения), а при входе в призму DBE – в сторону более узкой её части (угол преломления больше угла падения). Расскажите, как работает однотрубный спектроскоп.

УПРАЖНЕНИЕ 44

  1. На столе в тёмной комнате лежат два листа бумаги – белый и чёрный. В центре каждого листа наклеен оранжевый круг. Что вы увидите, осветив эти листы белым светом; оранжевым светом такого же оттенка, как и круг?
  2. На белом фоне написан текст синими буквами. Через стекло какого цвета нельзя увидеть надпись?

ЗАДАНИЕ 21

  1. Напишите на белом листе бумаги первые буквы названий всех цветов спектра фломастерами соответствующих цветов: К – красным, О – оранжевым, Ж – жёлтым и т. д. Рассмотрите буквы через трёхсантиметровый слой ярко окрашенной прозрачной жидкости, налитой в тонкостенный стакан. Запишите результаты наблюдений и объясните их.
    Указание: в качестве указанной жидкости можно использовать, на пример, малиновый или лимонный сироп, различные соки и т. п.
  2. Найдите в Интернете информацию о том, как образуется радуга. Благодаря каким оптическим явлениям она возникает? Можно ли видеть радугу, стоя лицом к солнцу?

 

§ 51. Типы оптических спектров.

Вопросы на стр.251

  • 1. Как выглядит сплошной спектр? Какие тела дают сплошной спектр? Приведите примеры. 2. Как выглядят линейчатые спектры? От каких источников света получаются линейчатые спектры? 3. Каким образом можно получить линейчатый спектр испускания натрия? 4. Опишите механизм получения линейчатых спектров поглощения. 5. В чём заключается суть закона Кирхгофа, касающегося линейчатых спектров испускания и поглощения? 6*. Что такое спектральный анализ и как он проводится? 7*. Расскажите о применении спектрального анализа.
  • В 1885 г. швейцарский математик и физик И. Бальмер, анализируя линии атомного спектра водорода, лежащие в видимом диапазоне (см. рис. 193, б, д), заметил, что их длины волн можно выразить следующим образом:

    где k – некоторая постоянная. Бальмеру удалось записать одну общую формулу для этих четырёх длин волн и предсказать с её помощью существование других линий в спектре водорода. Попробуйте записать эту формулу.

 

 

§ 52. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.

Вопросы на стр.256

  • 1. Кем и когда была создана теория электромагнитного поля и в чём заключается её суть? 2. Что является источником электрического поля? 3. Что является источником магнитного поля? 4. Опишите механизм возникновения индукционного тока, опираясь на знание о существовании электромагнитного поля. 5. Какие выводы относительно электромагнитных волн можно сделать из теории Максвелла? 6, Какие физические величины периодически меняются в электромагнитной волне? 7. Какие соотношения между длиной волны, её скоростью, периодом и частотой колебаний справедливы для электромагнитных волн? 8. Как должна двигаться заряженная частица, чтобы она излучала электромагнитные волны?

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§49-52 онлайн читать. Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней