Физика Перышкин Учебник §§53-55

9-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§53-55 (Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных волн. Открытие рентгеновского излучения. Развитие взглядов на природу света). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 53. Свойства электромагнитных волн.

Вопросы на стр.260

  1. Когда и кем были впервые получены электромагнитные волны?
  2. Как продемонстрировать отражение электромагнитных волн?
  3. Как продемонстрировать преломление электромагнитных волн?
  4. Какой опыт позволяет наблюдать интерференцию электромагнитных волн?
  • Казалось бы, получить электромагнитные волны можно было проще, чем это делал Герц. Подвесим заряженное тело на пружине и заставим его совершать колебания. Тело будет двигаться с ускорением и должно излучать электромагнитные волны. Как вы думаете, в чём причина того, что при такой постановке опыта обнаружить волны не удаётся?

 

§ 54. Диапазоны электромагнитных волн.

Вопросы на стр.265

  • 1. По каким критериям электромагнитные волны делят на диапазоны? 2. Перечислите основные диапазоны электромагнитных волн и укажите границы этих диапазонов. 3. Расскажите о каждом диапазоне электромагнитных волн. Приведите примеры применения и воздействия на живые организмы. 4. Объясните, как работает сотовая связь.
  • Что общего у электромагнитных волн различных диапазонов?

УПРАЖНЕНИЕ 45

  1. Расположите в порядке увеличения частоты электромагнитные излучения: инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское, видимое.
  2. Радиостанция вещает на частоте 98,5 МГц. Определите длину волны.
  3. На какой частоте суда передают сигнал бедствия SOS, если по международному соглашению длина радиоволны должна быть 600 м?
  4. Радиосигнал, посланный с Земли на Луну, может отразиться от поверхности Луны и вернуться на Землю. Предложите способ измерения расстояния между Землёй и Луной с помощью радиосигнала.
    Указание: задача решается таким же методом, каким измеряется глубина моря с помощью эхолокации (см. § 36).

 

ЭТО ЛЮБОПЫТНО.
Открытие рентгеновского излучения.

В 1901 г. была вручена первая Нобелевская премия по физике. «В знак признания необычайно высоких заслуг перед наукой, выразившихся в открытии замечательных лучей», она была присуждена немецкому учёному Рентгену. А лучи получили в его честь название рентгеновских.

Открытие рентгеновского излучения было сделано в 1895 г. Как и многие другие физики, Рентген занимался в то время изучением так называемых катодных лучей. Если из стеклянной трубки, в которую впаяны металлические электроды, присоединённые к источнику высокого напряжения, откачивать воздух, то можно наблюдать зеленоватое свечение стекла. Опыты показывали, что свечение вызывалось лучами, берущими начало на электроде, соединённом с отрицательным полюсом источника (на катоде).

Однажды по окончании опыта, закрыв катодную трубку чехлом из чёрного картона, выключив свет, но не отключив ещё источник питания, Рентген заметил удивительное явление. Находящийся вблизи трубки бумажный экран, смоченный платино–цианистым барием, ярко светился. Получалось, что непрозрачный для видимого и ультрафиолетового излучения картон пропускает неизвестное излучение, вызывающее свечение экрана. Рентген дал излучению название «икс–лучи». Эти лучи зрительного ощущения не вызывают, но они вызывают свечение некоторых веществ и действуют на фотопластинку.

Рентгеновское излучение обладает большой проникающей способностью. Без особого ослабления оно проходит сквозь бумагу, картон, дерево, человеческое тело. Когда Рентген держал руку между трубкой и экраном, то на экране были видны тёмные тени костей на фоне более светлых очертаний всей кисти руки. Чем больше плотность вещества, тем менее оно проницаемо для рентгеновских лучей. Рентгеновские лучи, сравнительно легко проходящие сквозь слой алюминия толщиной до 10 см, почти полностью задерживаются слоем свинца толщиной 1 см.

Эксперименты, последовавшие за открытием Рентгена, позволили установить физическую природу катодных и рентгеновских лучей. Катодные лучи являются в действительности потоками быстрых электронов, а рентгеновские лучи – это электромагнитные волны с очень малой длиной волны. При подаче на электроды высокого напряжения в трубке создаются условия, при которых катод начинает испускать электроны. Сталкиваясь со стенкой трубки, электроны движутся с большими ускорениями, что и вызывает излучение электромагнитных волн.

  • Как вы думаете, почему рентгеновское излучение нашло широкое применение для исследования структуры атомов?

 

§ 55. Развитие взглядов на природу света.

Вопросы на стр.269

  • 1. Каковы были представления учёных о природе света в начале XIX в.? 2. Чем была вызвана необходимость выдвижения гипотезы о существовании светоносного эфира? 3. Какое предположение о природе света было сделано Максвеллом? Какие общие свойства света и электромагнитных волн явились основанием для такого предположения? 4. Как называют частицу электромагнитного излучения?

 

ИТОГИ ГЛАВЫ

Вы узнали, что электрическое и магнитное поля связаны друг с другом и составляют единый физический объект – электромагнитное поле.
Вы познакомились с различными электромагнитными волнами и их диапазонами. Можете назвать характеристики электромагнитных волн, знаете, каковы их свойства, где они применяются. Понимаете, что свет – это электромагнитная волна.
Знаете, как устроена линза, и умеете получать с её помощью изображение предметов, знаете, где линзы применяются. Можете объяснить, как получаются миражи.
Знаете законы распространения света и можете поставить эксперименты, их доказывающие. Умеете строить ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах.

ОБСУДИМ?
Иван и Арсений поспорили, кто из них сможет пройти под радугой, которая появилась сразу после шумной летней грозы. Арсений утверждал, что если идти вперёд к радуге, то через некоторое время она окажется прямо у тебя над головой. Иван же утверждал, что при перемещении наблюдателя радуга сама перемещается и наблюдатель никогда не увидит радугу над головой. Кто из ребят прав? Приведите схематический чертёж, на котором изображены наблюдатель, солнце, радуга и линия горизонта.

Иван, глядя на радугу, высказал предположение, что капли дождя висят в воздухе, ведь радуга неподвижна. Арсений же утверждал, что принципы наблюдения радуги и наблюдения изображения в кино идентичны. Прав ли Иван и что пытался доказать Арсений?

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. «Развитие средств и способов передачи информации на далёкие расстояния с давних времён и до наших дней. Принцип действия сотовой связи» (возможная форма: презентация, реферат, макет).
  2. «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике» (возможная форма: презентация, опыт, реферат).

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник §§53-55 онлайн читать. Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 9 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней