Раздел ОГЭ по истории: 3.1.7 … Коренные изменения в духовной жизни.
Культурная революция в СССР
[divider height=»15″ style=»default» line=»0″ themecolor=»1″][divider height=»15″ style=»default» line=»narrow» themecolor=»1″]
«Культурная революция» — коренной переворот в духовном развитии общества, осуществлённый в СССР в 1920—1930-х гг., являющийся составной частью социалистической модернизации. Формирование социалистической культуры — культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм
Осуществление культурной революции
1. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной
- 1918 г.— закрытие всех антибольшевистских изданий.
- Осень 1922 г.— высылка из России 150 крупнейших учёных, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков («философский пароход»).
- 1922 г.— создание Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит) — главного органа советской цензуры (существовал до 1991 г.).
- Антицерковная пропаганда: 1925 г.— учреждение «Союза воинствующих безбожников» (существовал до 1947 г.) — цель: борьба с религией, закрытие и разрушение церквей.
- Создание сети рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных (с 1924 г.) пропагандировать «основы ленинизма».
- 1938 г.— выход «Краткого курса истории ВКП(б)» — обязательного ориентира в толковании истории и в общественно-политических исследованиях.
2. Создание социалистической системы образования.
Обеспечение всеобщего начального образования
Ликвидация неграмотности населения:
- 1919 г.— декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» (от 8 до 50 лет);
- 1920 г.— создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности;
- 1923 г.— учреждение Общества «Долой неграмотность»;
- создание пунктов ликвидации безграмотности (ликбезы) и рабочих факультетов (рабфаки), готовивших молодёжь к поступлению в вузы;
- середина 1930-х гг.— ликвидация неграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет.
Перестройка системы образования:
- национализация учебных заведений;
- ликвидация сословной системы образования;
- установление новых принципов школьного образования
— возникновение единой советской трудовой школы двух ступеней: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи, школа II ступени (5—9 классы);
— общедоступность образования;
— бесплатность обучения;
— совместное обучение мальчиков и девочек;
— обучение на родном языке.
- 1921 г.— создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой и сохранением общеобразовательных знаний в объёме 7-летней школы;
- распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. п.);
- 1930 г.— введение обязательного 4-летнего образования (повсеместно), 7-летнего (для городов и промышленных районов);
- середина 1930-х гг.
— установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях народного образования
— единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.; - организация учебных заведений для подготовки советских и партийных кадров — коммунистических университетов;
- создание Института красной профессуры в Москве — подготовка марксистских кадров для высшей школы;
- упразднение автономии вузов;
- рост числа вузов (к началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4,5 тыс. вузов).
3. Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве
Социалистический реализм — официальный творческий метод, сложившийся в советской культуре в 1920— 1930-е гг. Писатели и художники, использовавшие этот метод, выполняя идеологический заказ, изображали в своих произведениях действительность, какая она должна быть в соответствии с социалистическим идеалом.
4. Демократизация культуры под лозунгами «Культуру — в массы!», «Искусство принадлежит народу!»
Демократизация культуры — приобщение широких масс к ценностям культуры, прежде доступных лишь ограниченному числу представителей высших сословий.
- Создание системы культурно-просветительных учреждений: клубы, дома культуры, библиотеки, музеи.
- 1930-е гг.— портреты кисти М. В. Нестерова, П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, созданная для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.
- Крупнейшие явления музыкального искусства — произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича, песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, В. И Соловьёва-Седова.
- Значительный шаг в своём развитии сделала кинематография: первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г., реж. Н. И. Экк), фильмы «Чапаев» (реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Александр Невский» (реж. С. М. Эйзенштейн), «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г. В. Александров) —*• создание фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне.
- Развитие эстрады (В. А. Козин, Л. О. Утёсов).
Итоги и последствия культурной революции
Итоги культурной революции:
- Ликвидация неграмотности населения.
- Создание единой системы народного образования.
- Формирование новой, советской интеллигенции: научной, инженерно-технической, художественной.
- Значительные достижения в области литературы и искусства.
- Развитие фундаментальной науки.
Последствия культурной революции:
- Идеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм понимания культуры — идеологическая изоляция страны.
- Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах ВПК, идеологизация научных исследований.
- Неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники.
- Развитие национальных культур народов СССР.
Конспект урока по Истории России «Культурная революция в СССР».
Вернуться к Списку конспектов по Истории России 9 класс